Публикации "Кастинг телеведущих" Игровое занятие в клубе знатоков русского языка для 6-7 кл.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Кастинг телеведущих" Игровое занятие в клубе знатоков русского языка для 6-7 кл.
Автор: Елена Владимировна Бодренко

ВЫСТУПЛЕНИЕ1 слайд (тюльпаны) Вашему вниманию предлагается методическая разработка фрагмента урока литературы в 9 классе по теме «А.П.Чехов. Личность и судьба» с использованием формы — «Диалог у портрета писателя». Она проходит по системе КСО (коллективно-самостоятельного обучения), когда каждый ученик получает индивидуальный материал с подробным описанием задания и установкой на результат. «Диалог у портрета писателя» - одна из современных форм привлечения детей школьного возраста к систематическому чтению, способствующая концентрации внимания на личности ПИСАТЕЛЯ, его творчестве; развитию метапредметных умений и навыков, закреплению коммуникативных навыков, формированию основ информационной компетентности через работу с первоисточниками. Использовать данную форму можно на уроках знакомства с жизнью и творчеством писателя, в проектной и исследовательской деятельности, во внеклассной работе. Итак, мы отправляемся в гости к А.П.Чехову…._________________________________________________________2 слайд (портрет)Жизнерадостный красавец, в котором привлекало все: смеющиеся глаза, мягкий голос, остроумие, талант и слава. 29 января 1860 года родился Антон Павлович Чехов. Его рассказы известны всему миру, его пьесы уже сто с лишним лет с аншлагами ставят театры многих стран мира. Если представить, что мы встретились с живым Чеховым, каким бы мы его увидели?_____________________________________________________________Во-первых, обратили бы внимание на высокий рост. Рост Чехова был 182 сантиметра. Актёр Юрий Яковлев, рост которого 187 сантиметров, играл Чехова в театре, и ему представилась возможность примерить пиджак Антона Павловича. Актер был удивлен, что пиджак ему впору. Антон Павлович говорил громким басом, весьма неплохо пел. Мы знаем, что Чехов родился в провинциальном Таганроге, в небогатой и многодетной семье и ему, сыну разорившегося лавочника, нечего было и мечтать об искусстве. Что же всё-таки привело Чехова в литературу?__________________________________________________________Две полярной разницы причины: искромётность личного остроумия и жестокая материальная нужда. В то время мелкая юмористическая пресса давала возможность сколько угодно шутить и неплохо платила, что было очень кстати – студент Чехов один кормил всю многочисленную семью. Литературное творчество Чехова до сих пор остаётся непревзойдённым. В чём его новаторство? _____________________________________________________________3 слайд (стол писателя) Все исследователи отмечают, что Чехов остро чувствовал переломное состояние мира. Для его воплощения он искал новые формы. «Никаких сюжетов не нужно, – сказал он однажды. – В жизни ведь нет сюжета, в ней всё смешано – великое с ничтожным, глубокое с мелким..нужны только новые формы». Вот Чехов и ввёл в русскую литературу короткий рассказ, где на двух-трёх страницах мог спектрально отразить человеческую судьбу и весь мир. Система чеховского рассказа построена по законам лирики – движения чувств - поэтому за прямым текстом открывается авторский подтекст, передающий образ человеческих отношений. Перед вами кабинет писателя, где были созданы многие замечательные произведения.Кто были учителя и друзья Чехова?_________________________________________________________ 4 слайд ( с Толстым) Величайшим писателем современности Чехов считал Льва Толстого, преклонялся перед его творчеством. И Лев Николаевич относился к молодому другу с нежной приязнью. Он так говорил о молодом писателе:— Чехов — это Пушкин в прозе. Дружил писатель с Горьким, Левитаном, Буниным, Куприным, артистами Московского Художественного театра. Литературный успех Чехова быстро стал очевиден - пришло и материальное благополучие. Мы знаем, что у писателя была квартира в Москве, имение в Подмосковье, дом в Ялте. А были ли места, которые он особенно любил и где осталась его душа?________________________________________________________5 слайд (Мелихово) Это, несомненно, подмосковное Мелихово. Имение было куплено в спешке, за небольшую плату, зимой, поэтому невозможно было подробно осмотреть постройки – но.., братья Чеховы были непрактичны и купили понравившийся дом. Семья Чеховых положила немало сил на обустройство родового гнезда. Был расчищен парк, посажены деревья, выкопан пруд. Скромный дом оставили без изменений. Но и здесь Чехов-юморист верен себе. Он пишет: «Дом и хорош, и плох. Он просторнее московской квартиры, светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу в сад, но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, имеет снаружи весьма глупый и наивный вид, а внутри преизбыточествует клопами и тараканами, которых можно вывести только одним способом – пожаром; все же остальное не берет их». Как вы думаете, что в первую очередь стал обустраивать Чехов в Мелихове?__________________________________________________________ Амбулаторию, где бесплатно принимал больных любого звания и давал с собой лекарства. Всё-таки Чехов всю жизнь был доктором, это прочитывается и в его произведениях. Сколько докторов живёт в его произведениях, сколько поставлено диагнозов. Всю жизнь Чехов занимался благотворительностью. В Мелихово построил две школы. Многочисленные просьбы крестьян не встречали отказа с его стороны: он разрешил расширить за счет своей земли дорогу для скота, снял существовавшую ранее арендную плату, а часть земли вообще отдал крестьянам, позволил косить сено в лесу.Какие увлечения были у Антона Павловича?_________________________________________________________6 слайд (таксы) Чехов был неравнодушен, как и многие из нас, к домашним животным. В Мелихове жили две таксы. Он писал: "У меня новость - две таксы — Бром и Хина — безобразной наружности собаки. Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный". Замечательно трогательны животные – герои его рассказов. И сейчас в Мелихове живут простые кошки и собаки, они как будто чувствуют добрую ауру этих мест.__________________________________________________________7 слайд (пароход) А ещё был такой случай:Старенький пароход, пыхтя и бормоча, преодолевал водное пространство до острова Сахалин. На палубе пассажиры грелись на солнышке, занимались своими делами и вдруг раздался пронзительный крик:- Упал! Вонон! - Потонет! Нет, ещё держится! олной захлестнуло!Собака упала в море .Все бросились на палубу, загудели голоса, женщина заплакала в голос. Вдруг с носа парохода кто-то прыгнул. Человек за бортом! Раздалась команда капитана: « Спустить шлюпку-у!!!»Сотни глаз теперь были прикованы к двум точкам на море: к голове собаки и отважного человека. Все переживают и надеются. И вскоре:– Браво! Ур-ра! – Смельчак и спасённый пёс уже на палубе. Кто же это был? Да-да, Чехов. Он был отличным пловцом, увлекался охотой, рыбалкой. Когда в 1883 году в России создавалось первое гимнастическое общество, Чехов стал одним из его организаторов._____________________________________________________________________8 слайд (бюст писателя) Подводя итоги разговору, скажите, каково же место Чехова в сокровищнице русской литературы? Ёмко сказал об этом наш современник Виктор Розанов: «Чехов довёл до виртуозности … изображение обыкновенного человека. В самом деле, такого отсутствия крутой волны, как у Чехова, мы, кажется, ни у кого не встречаем. Даже объём рассказов у Чехова маленький. Какая противоположность многотомным романам Толстого, Гончарова, какая противоположность вечно героическому Лермонтову. Для сотворения же Чехова Бог избрал иной способ. На небольшой дощечке дорогого палисандрового дерева тонкою иглою начертан образ тихого, изящного человека, «как мы все», но от всех отличающегося чрезвычайным благородством. В Чехове Россия полюбила себя. Никто так не выразил её собирательный тип, как он, не только в сочинениях своих, но, наконец, даже в лице, фигуре, образе жизни».________________________________________________________Посмотрим ещё раз на писателя. О чём он думает? Об оставшихся ему днях? О том, как будут жить люди через двести-триста лет? О судьбе близких? О глухом шуме деревьев, о вечном сне, что ожидает всякого? Мы смотрим на него внимательно, словно от ответа, который может быть, решается и наша участь. «Ты тайные слова читателю доверишь - а он поймёт всегда». Мы всё понимаем, Антон Павлович. У каждого разговор с вами свой, сокровенный. Ответ каждый знает сам.________________________________________________________Данный вид работы рекомендуется для применения в классах, в которых обучаются в том числе учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья. Результативность данной формы метапредметна: читательская грамотность, умение учиться, коммуникативные навыки, умение работать с информацией.