Публикации Критериальное оценивание на уроках английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Критериальное оценивание на уроках английского языка
Автор: Юшкова Ольга Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ В последние годы произошло много изменений в системе образования. Новый Федеральный образовательный стандарт вводит новый вектор. И конечно изменения коснулись и системы оценивания образовательных результатов. Современный подход гласит, что система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества и становится необходимым элементом модели обеспечения качества. Простыми словами современная модель оценивания это диалог ученика и учителя, ученика и ученика и ученика и его самооценка. На сегодняшний день Институт стратегии развития образования при Министерстве РФ разработал методические рекомендации к новому подходу оценивания, где четко отображены критерии, требования, рекомендуемые баллы к оценке того или иного вида деятельности учащегося. Система оценки построена на внутреннем и внешнем оценивании. Если внешнее оценивание – ответственность государства, то внутреннее оценивание это полностью ответственность образовательного учреждения и самого учителя-предметника. И здесь вводится понятие – формирующего оценивания. Один из принципов этого оценивания и есть критериальное оценивание, которое четко определяет уровень текущего усвоения знаний и навыков в процессе повседневной работы и определяет уровень сформированности знаний и умений в той или иной компетенции. Его задачи расширить возможности оценивания и создать условия для регулярной самопроверки обучающихся, при этом соблюдая современные требования к качеству. Особенность критериального оценивания в том, что это своеобразный алгоритм совместной работы ученика и учителя, которая является фактором активного участия и вовлечения обучающихся в образовательный процесс. Именно активная работа в диалоге благоприятно влияет на развитие умений оценивать свою работу и понимания путей саморазвития. Кроме положительных сторон есть и определенные трудности. Это множество предварительной подготовки учителя, необходимость доработки критериев, временного снижения показателей успеваемости из-за сложности тем и адаптации к новому способу обучаться. Но четко выстроенный алгоритм работы позволяет достичь максимально правильного результата. На своем опыте могу выделить один из самых важных шагов - РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ- ознакомление учащихся с новой работой и ее оценкой. Здесь необходимо не только, объяснить правильное направление в работе, но и ответственность при выставлении баллов, которая является показателем знаний в каждой компетенции. У современного учителя много инструментов для формирующего оценивания. На уроках иностранного языка я использую листы критериального оценивания, листы самооценки, лесенку знаний, различные шкалы. В своем методическом кейсе я вложила некоторые критериальные листы оценивания по компетенциям, листы критериального оценивания продуктивной речи в контексте урока, которые особенно интересны учащимся, так как проходят в постоянном диалоге друг с другом; отчетные карты исследовательского чтения, развивающие не только навыки чтения, но и отрабатывающие лексику по теме урока. И конечно же куда без рефлексии, важной части урока, подведение итога. Здесь я использую карты самооценки, листы самопроверки проектных работ и опросники самодиагностики. В завершении хотелось бы процитировать профессора МГУ Мирона Н.И. – «Великая цель образования – не только знания, но и прежде всего действия». А от себя хотелось бы сказать, что именно действия в современном образовании способствуют продуктивному диалогу, направленному на совершенствование качества образования. ПРОДУКТИВНАЯ РЕЧЬ (Говорение) Продуктивные речевые умения — это навыки диалогической речи. Для успешного освоения английского языка формирование этих навыков является приоритетной целью каждого учебного занятия и всего курса обучения. Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, через который выполняется устное вербальное общение. Содержание говорения - это выражение мыслей в устной форме. В основе говорения заложены произносительные, лексические и грамматические навыки. Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в не учебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения. Важнейшим методом обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов:1) обстоятельств действительности, в которых осуществляется коммуникация;2) отношений между коммуникантами официальное и неофициальное общение;3) речевого побуждения;4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи. В индивидуальном общении участвуют два человека. Оно характеризуется непосредственностью, доверительностью. Здесь партнеры по коммуникации равноправны в доле своего участия в общем речевом «продукте». При групповом общении в едином процессе коммуникации участвует несколько человек (беседа в компании друзей, учебное занятие, совещание). Говорение выступает в монологической и диалогической формах. При обучении диалогу следует варьировать разные формы диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая форма. Монолог характеризуется развернутостью, связностью, логичностью, обоснованностью, смысловой завершенностью, наличием распространенных конструкций, грамматической оформленностью.К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как: ученики стесняются говорить на иностранных языках, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике; у учащихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи; учащиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам. Исходя из перечисленных проблем в обучении говорению, возникает цель – по возможности эти проблемы устранить. Невозможно научится говорению без погружения в реальные ситуации, а не только лишь составляя стандартные диалоги по определенной теме. Интерактивный подход в обучении подразумевает под собой непосредственное вовлечение учащихся в дискуссии, дебаты, обсуждение проблем, а значит – в диалог.Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих в основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия. Методическое пояснение к уроку изучающего чтения (Reading Lesson). Целью данного урока является получение полной информации путем изучения информации по вопросу, который интересует учителя. Задачей таких уроков является формирование умения преодоление затруднений в понимании иностранного языка, умение кратко изложить важную информацию. В 5–9 классах школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения). Изучающее чтение предполагает чтение с полным пониманием содержания текста. Чтение всех видов осуществляется на несложных аутентичных текстах, ориентированных на предметное содержание речи в 5–9 классах. В зависимости от вида чтения изменяются критерии оценивания заданий по чтению. Темп изучающего чтения составляет 50-60 слов в минуту, при этом такое чтение является вдумчивым и неспешным, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи. Именно такое чтение учит бережному отношению к тексту. Для работы с данным видом чтения возможно использование отчета о прочитанном с последующем критериальным оцениванием за круглым столом. Отчет о прочитанном Reading Record Form Student's name: ______________________________________________________School: __________________________ Form: _____________________________ Title of article or book: ________________________________________________ Author:____________________________________________________________ Source or publisher: __________________________________________________ Summary: __________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _______________________ ______________________________________________________________Personal opinion: ____________________________________________________ ___________________________________Критерии проверки понимания содержания текстаЭксперт_______________________________________Проверяемый_________________________________ Методическое пояснение к критериальной оценки письменной речи (ПИСЬМО) Контроль сформированности навыков и умений письма требует значительных затрат по времени, поэтому учителю следует выбирать для проверки наиболее важные письменные работы. Целесообразно обратить внимание на обратную связь с обучающимися в ходе разбора наиболее типичных ошибок с тем, чтобы избежать их повторения в будущих работах и в целом улучшить навыки письма. Обучающихся следует ознакомить с критериями, по которым будут оцениваться их письменные работы, что, безусловно, поможет ученикам понять смысл оценки и осуществить самоконтроль. Одним из видов письменной речи является написание письма. Развитие навыков такой речи очень трудоемко и требует широкого спектра знаний. Учащийся должен не только владеть лексической стороной речи, но и уметь правильно определить грамматические конструкции. Структура написания письма требует умений логически выстраивать текст, соблюдая нормы и требования. Подготовительный алгоритм работы:-разбор структуры написания письма- знакомство с заданием-изучение требований оценки письменной работы (критерии)-составление таблицы критериальной оценки- написание письма и его оценка по критериям.Критерии оценивания письменной речи (ПИСЬМО) Методическое пояснение к уроку проектно-исследовательской деятельности. (PROJECT LESSON) Метод проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании и организации своей деятельности. В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. Учащиеся выполняют проектные задания разных типов: ролевые (позволяющие развивать диалогическую речь), информационные (могут служить методической разработкой, наглядностью к различным темам уроков), учебно-познавательные (расширяют не только словарный запас, но и совершенствуют межкультурные компетенции), творческие (совершенствуют навыки письма, чтения, говорения). Для оценивания проектных работ необходимо учитывать содержание работы и ее соответствие теме, оформление работы, качество презентации, качество выступления, взаимодействие со слушателями. Критериальное оценивание является одной из наиболее актуальных в данной методике. Условия оценки (критерии) предварительно оговариваются среди учениками, обсуждаются трудные случаи. В рекомендациях указаны параметры оценкиоторые можно рассмотреть и изменить на более удобные. Всего: максимум 26 баллов. При этом: «Отлично» = 22–26 баллов; «Хорошо» = 18–21 балл; «Удовлетворительно» = 14–17 баллов; «Неудовлетворительно» = менее 14 баллов. Критерии оценивания проектной работы по английскому языку по теме «Интересные факты о штатах США» 8 классЛист самооценки