Публикации Модульная программа семинара "Персонифицированная модель профессионального развития педагогов"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Модульная программа семинара "Персонифицированная модель профессионального развития педагогов"
Автор: Авраменко Виктория Станиславовна

Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 360(МБДОУ – детский сад комбинированного вида360)620085, г. Екатеринбург, ул. Патриса Лумумбы, 35-а, тел.: 297-09-80,e-mail: сайт: Модульная программа семинара«Персонофицированная модель профессионального развития педагогов»Автор: Авраменко В.С., старший воспитательЕкатеринбург, 2024Актуальность программы«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить»Сократ Сегодня одновременно с ростом социальной роли педагога отмечается возрастание требований к его профессионализму и личностным качествам. Не только молодым специалистам, но и педагогам, имеющим немалый стаж работы, приходится осваивать новые знания, умения, компетенции. Актуальность данной темы определена государственной политикой в сфере образования, направленная на развитие кадрового потенциала и наставничества как уникальной технологии формирования навыков и компетенций педагогов. Определенные требования к профессионализму личности и деятельности педагогических работников предъявляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и профессиональный стандарта педагога. Педагог, согласно этим документам, должен быть компетентным в области обучения, воспитания и развития детей; взаимодействия с субъектами образования, формирования образовательной среды, инновационной деятельности и пр. Однако практика показывает, что далеко не все педагогические работники имеют эти компетентности, испытывая различные компетентностные дефициты, поле которых достаточно обширно, хотя это и не означает, что весь их спектр испытывает каждый конкретный педагог. Наибольший ресурс в системе профессионального развития педагога для разрешения профессиональных затруднений содержится в реализации персонифицированного сопровождения. В системе методической работы персонификация явилась закономерным откликом на процесс диверсификации профессионального образования, необходимости удовлетворять индивидуальные запросы педагогов, обусловленные результатами оценки (самооценки) их квалификации и компетентности. Для этого может использоваться и традиционный, и инновационный инструментарий: обмен опытом, тренинги, коучинг, взаимопосещения образовательной деятельности, наставничество, индивидуальные образовательные маршруты и пр. При этом наставничество может и должно занять достойное место, способствуя преодолению поколенческого разрыва и передаче в новых формах накопленного опыта. По мнению ученых, специалистов образования и практиков, наставничество является наиболее эффективной формой персонифицированного сопровождения педагогов. Цель программы: создание условий для освоения участниками семинара практики реализации персонифицированной модели профессионального развития педагогов. Задачи:
  • активизировать деятельность участников семинара по реализации персонифицированной модели профессионального развития педагогов;
  • систематизировать современные формы работы с педагогами в условиях реализации персонифицированной модели;
  • организовать деятельность участников по включению в практическую часть семинара.
  • Планируемый результат программы:
  • приобретут умения, необходимые для воспроизведения практики, овладеют отдельными приемами, методами;
  • будут мотивированы к освоению и внедрению персонифицированной модели профессионального развития педагогов;
  • будут мотивированы на изменения в практике собственной образовательной организации, смогут определить первоочередные шаги для переноса опыта в собственную практику методической деятельности.
  • Целевая аудитория: руководящие и педагогические работники Продолжительность: 45 минутОборудование: рабочие тетради, ручки, маркеры, клеющая стена (доска), модерационные карты, музыка для фона.Ход семинара
  • Этап знакомства (5 мин)
  • Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на семинаре «Персонифицированная модель профессионального развития педагогов». Надеемся, мы с вами активно поработаем и в ходе семинара поделимся опытом, а в конце семинара каждый из вас поделиться своими впечатлениями. Перед тем, как перейти к заявленной теме, хотелось предложить вам поприветствовать друг друга и познакомиться.Приём - Якорь «Встреча» (выстроить внешний и внутренний круг, по кругу под музыку, участники передвигаются и знакомятся) Ведущий: Предлагаю выстроить внешний и внутренний круги, встать лицом друг к другу. И когда мы начнем, заиграет музыка, вы должны по очереди представиться друг другу, назвать своё имя, кем работаете, и последняя фраза должна звучат так: «так приятно было с Вами пообщаться». Внутренний круг движется по часовой стрелке, знакомство с участниками.Ведущий: Ну вот, мы уже знакомы! Теперь я вам предлагаю встать в большой круг и рассчитаться на 1-2-3.Деление участников на группы. Столы подписаны 1-2-3. Участники рассаживаются с учетом номера. Ведущий: Прошу вас занять свои места за столами в соответствии с номером.
  • Этап диагностики потребностей аудитории (5 мин)
  • Приём «Мой герб». Ведущий: Предлагаю вам открыть рабочие тетради, найти приём «Мой герб» и составить свой собственный герб. Его необходимо разделить на четыре части и подписать наименование элементов герба: имя, ценности, слоган, ожидание от семинара.Участники работают в рабочих тетрадях за столами под музыку.Ведущий: Сейчас я вам предлагаю провести «3 встречи». Вы выходите, поднимаете правую руку, видите поднятую руку коллеги, подходите и обмениваетесь информацией. Вам необходимо обменяться информацией с 3 коллегами, после занимаете свои места за столами.Участники обмениваются информацией, звучит музыка.Приём «3 комментария»Ведущий: Что Вы слышали, общаясь с коллегами на второй вопрос? На третий вопрос? На четвертый вопрос?Участники отвечают на вопросы.3.Этап целеполагания и выбор модулей (15 мин)Приём «Алгоритм 1-2-3-4» (1-тема, 2-форма, 3-регламент, 4 –корреляция цели ведущего и цели участников)Ведущий: Сегодня тема нашего семинара «Персонифицированная модель профессионального развития педагогов», формат - сессия, регламент – 45 минут. Цель ведущий коррелирует в соответствии с ожиданиями участников семинара. В соответствии с целью ведущий выбирает дальнейшее содержание семинара.Приём «Познавательный якорь»Если участникам хочется больше узнать о персонификации, то ведущий даёт больше теоретической информации по теме.Ведущий: Как показывает практика, нередкими являются ситуации, когда педагог, имеющий достаточно большой профессиональный потенциал, не владея навыками самоорганизации, не способен организовать собственную деятельность таким образом, чтобы максимально раскрыться в своих профессиональных качествах. Проблемой можно считать ситуацию, когда педагог с большим стажем работы не видит (или не принимает) изменений, происходящих в современном образовании, не испытывает потребности в изменении уровня собственного профессионального мастерства. Формальное отношение к повышению уровня профессионального мастерства, воспринимаемое как однократное за пять лет прохождение курсовой подготовки также не способствует достижению задач, определяемых государством перед педагогами.Данные противоречия определяют проблему поиска таких форм повышения уровня профессионального мастерства, и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению профессиональных качеств, ключевых компетенций педагогов, которые обеспечат соответствие уровня профессионализма педагога современным требованиям, реализации его внутреннего потенциала и, в конечном счете, повышения уровня его профессионального мастерства. Одной из таких форм может стать наставничество, которое предполагает персонифицированное сопровождение, ориентированное на прогнозирование профессионального роста и развития педагога, определение перспектив и обозначение новых профессиональных достижений. Персонифицированный подход к профессиональному развитию педагогов является личностно - ориентированным. Предположительно, при таком подходе педагоги перестают быть пассивными получателями знаний или навыков, они формируют свою собственную траекторию развития на основе своих личных целей и интересов. Основными характеристиками персонифицированного сопровождения (как должного процесса и соответственно ожидаемого результата) выступают: мотивация к собственному образованию, ответственность за тот результат, который ученик получает, учитывая, что путь достижения результата и сам результат уникальны. Для того чтобы сформировать мотивацию, ответственное отношение педагогов к собственному образованию, учесть индивидуальные профессиональные дефициты педагога, зафиксировать их разные (уникальные) образовательные результаты, необходимо определить условия, которые это обеспечивают. Ведущий может с помощью приёма «Фокусирующий вопрос» собрать идеи по созданию условий, которые обеспечивают персонификацию профессионального развития педагогов: - Что необходимо сделать, чтобы реализовать принцип персонификации? Какие условия создать?Участники заполняют 2-3 модерационных карт.Персонифицированная модель обеспечит условия для повышения качества образования и развитие профессиональной компетентности педагогов. Определение наиболее значимых аспектов профессиональной деятельности педагогов проходит посредством выполнения мониторинга. С помощью флеш-наставничества подбираются наставники, суть которого состоит в следующем: педагоги, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой встрече с потенциальными наставляемыми, в ходе которой наставники могут поделиться своим профессиональным опытом и дать некоторые рекомендации. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества.Если участники семинара знакомы с данным направлением, то ведущий начинает с актуализации знаний и ввод ключевых моментов темы семинара.Ведущий: Предлагаю Вам отгадать, какие слова зашифрованы, все они раскрывают суть темы семинара. Обращает внимание на доску, где располагаются зашифрованные слова.Ведущий: Необходимо вставить пропущенные буквы. Участники работают в тетрадях, записывают слова.Ведущий: Прошу произнести слова, которые Вы отгадали.Участники называют слова: личность, компетенции, траектория, наставничество, потребность, развитие, мотивация.Приём «Распаковка понятия»Ведущий: Предлагаю составить определение, что такое персонификация?Участники работают в тетрадях, записывают определение. Ведущий спрашивает нескольких участников, что они записали. Подводит итог, учитывая все высказывания, например:Персонификация – это значит адресное сопровождение, ориентированное на конкретного педагога, его потребности и дефициты профессиональных компетентностей.
  • Практическая часть (15 мин)
  • Приём «Галерея идей»Ведущий: Нам с Вами важно понять, как реализовать персонифицированную модель, что для этого необходимо сделать конкретно. Предлагаю взять модерационную карточку, маркер и написать конкретную идею по реализации данного направления.Участники пишут идеи.Ведущий: А теперь предлагаю все Ваши идеи приклеить на стену.Участники встают, приклеивают идеи.Ведущий: озвучивает идеи, которые предложили участники. Предлагаю взять маркер и проголосовать за три идеи, поставить галочки, которые на ваш взгляд наиболее интересные.Участники голосуют, звучит музыка.Ведущий отбирает идеи, которые набрали наибольшее количество голосов. Озвучивает их.Ведущий: Идеи собраны, теперь нам необходимо определить шаги. Каждый участник записывает по одному конкретному действию в рамках реализации каждой идеи, совещаются в группе и определяют конкретное действие.Участники работают в группе.Ведущий: Предлагаю выйти по одному участнику от группы и озвучить конкретные действия по реализации идей в рамках темы семинара.Участники выходят, озвучивают действия по реализации идей.Ведущий: Подводит итог, наглядно фиксирует перечень действий.
  • Рефлексия (5 мин)
  • Приём «Фризертег 3-2-1»Ведущий: Сейчас мы с вами подведем итог нашего семинара с помощью приёма «Фризертег 3-2-1». Вам необходимо написать в рабочей тетради 3 практики, которые вам запомнились, 2 вывода, которые можно сделать по нашему семинару, и 1 вопрос, который у вас возможно остался. Участники записывают в рабочей тетради.Ведущий опрашивает нескольких участников.Ведущий: Предлагаю для завершения приём «1 прилагательное». Прошу каждого высказаться, одним словом по поводу нашей деятельности.Участники высказываются друг за другомВедущий: Позвольте закончить семинар фразой: «Учение – только свет, по народной пословице, - но также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание».