Публикации АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СТРУКТУРЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В СТРУКТУРЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Автор: Сычёва Ксения Владимировна Иванова Наталья Сергеевна

Н.С. Иванова, К.В. Сычёва Анализ проблемы совершенствования методики преподавания экономики в структуре курса обществознанияЭкономическое образование ‒ это совокупность социально-экономических знаний, умений и навыков для обеспечения развития экономической культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Развитие экономической сферы общества в значительной степени обусловлено характером жизнедеятельности человека, его мировоззрением, социально-ответственным поведением. Задачами экономического образования являются: создание условий для самореализации личности как экономически активного члена общества, способного сознательно участвовать в экономической жизни государства и формирование его социально ответственного поведения. Преподавание экономики требует от учителя выбора оптимальных мер по формированию теоретических знаний, в результате получения которых учащиеся должны приобрести базовые экономические компетентности, необходимые современной личности на протяжении всей жизни независимо от выбора будущей профессии: финансовые, предпринимательские, управленческие, социально ответственные и т.д. Следует отметить, что несмотря на то, что на современном этапе экономический блок занимает одно из центральных мест в обществоведческом образовании, однако его содержание требует совершенствования, поскольку является узко избирательным. Одной из актуальных проблем современной системы образования является проблема страховой и пенсионной безграмотности молодежи, отсутствие базовых знаний о структуре обязательного страхования в РФ в целом и принципах пенсионного обеспечения граждан, в частности. Последнее обусловлено обязательностью экономики как самостоятельной дисциплины только в классах социально-экономического профиля и необязательностью ‒ для всех остальных в рамках программы средней школы и ограниченным изучением её в рамках курса обществознания.Целью статьи является анализ проблемы совершенствования методики преподавания экономики в структуре обществознания на основе анализа современной учебно-методической и научной литературы отечественных и зарубежных авторов.Методика обучения это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии специальных средств регуляции обучающей деятельности [1]. Исследованию теоретических и практических проблем обществоведческого образования, оценке основных путей их решения и совершенствования методики преподавания в современных условиях посвящены работы Л.С.  Бахмутовой, Е.В. Евпловой, М.А. Лабутиной, В.О. Леонова, Т.В. Лузяниной, И.А. Орловой, Л.Л. Рыбцовой, Л.Л. Савиной, О.Б. Соболевой, Л.Л. Савиной, А.М. Тепловой и множества других ученых и практиков. В частности, моделированию и проектированию занятий по экономике в школе, особенностям внедрения электронных образовательных ресурсов и мультимедийных технологий в контексте развития обществоведческого образования посвящены исследования Н.О. Ветлугиной, А.В. Ворониной, Н.Л. Гарифуллиной, К.И. Ковалёвой, Т.Г. Назаренко, М.В. Фоминых, Б.А. Усковой, Т.В. Лузяниной, Н.П. Табачук и множества других.Проведем анализ основных положений и исследований, нашедших отражение в учебно-методической и научной литературе отечественных и зарубежных авторов в 2020 ‒ 2024 гг. и определим основные методические проблемы, связанные с преподаванием обществознания в целом и экономики в частности в организациях общего среднего образования.Теоретические основы теории методики преподавания обществознания в старшей школе, вопросы применения современных образовательных технологий в обучении обществознанию на основе системного подхода отражены в методических и практических пособиях таких авторов, как: М.А. Лабутина, И.А. Орлова, О.Б. Соболева и др. [2; 3, с. 3-5]. Большое внимание авторами уделено рассмотрению общих понятий экономической теории и элементов управления педагогическим процессом, путям активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью методических приёмов и основных форм учебного процесса, таких как: лекции, самостоятельная работа, проверка знаний, а также процедуре подготовки методических разработок учебных занятий. В учебных пособиях системно отражены дидактические аспекты педагогического процесса, дан анализ конкретных форм учебного процесса, рассмотрены особенности проведения различных форм занятий, которым должен отвечать качественный современный урок экономики, большое внимание уделено необходимости практико-ориентированной направленности обучения экономике учащихся [2]. Отдельно следует отметить вклад учёных, чьи работы нашли своё отражение в коллективных монографиях «Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания…» [3]результате научных исследований и обобщения опыта преподавания обществоведческих дисциплин учёными и практиками, в которых отражены концептуальные основы научно-методических подходов к разработке и использованию различных образовательных технологий.Развитие школы, её обновление зависит не только от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, учащихся и родителей. Актуальной задачей на сегодняшний день является подготовка учащихся таким образом, чтобы после школы они обладали не только обильным багажом знаний, но и были развиты как личности; чтобы ученики, вступившие во взрослую жизнь, смогли бы ставить перед собой цели и достигать их. Результаты проведенного опроса относительно отношения учащихся к современной школе, в котором принимали участие учащиеся и учителя, выявили проблему низкой заинтересованности учащихся в учебном процессе, доминирующее использование возрастными учителями пассивных методов обучения, необходимости повышения качества обществоведческого образования [4]. Проблема совершенствования методики преподавания обществознания в школах РФ занимает центральное место в исследованиях учёных и практиков. Отмечается высокая значимость выстраивания системы преподавания обществознания в воспитательной направленности педагогической работы, состоящая в патриотическом и нравственном воспитании, необходимость исследования на ряду с современными цифровыми технологиями, старого наследия Советской школы, основной задачей обучения при этом является сплочение учащихся друг с другом, воспитание чувства патриотизма, уважения к родным и близким и т.д. [5, с. 84]. В настоящее время активно формируется новая концепция образования как фактор соблюдения принципа устойчивого развития, цели которого могут быть достигнуты активным и динамичным обществом, которое не может быть сформировано в рамках традиционных образовательных систем. Современные технологии преподавания экономики в контексте принципов устойчивого развития, связанные с проблемой разработки новой методики преподавания экономики учащимся старших классов, формированием у них экономической позиции, изучением и оценкой состояния теории и практики экономического образования и воспитания учащихся средней школы являются предметом исследований таких авторов, как: Е.В. Евплова, М.А. Лабутина, И.А. Орлова, А.В. Шепталина и другие [2; 6, с.12; 7]. В своих работах они анализируют организационно-педагогические условия успешности экономической подготовки как учащихся, так и педагогов, приводят модели экономической подготовки преподавателей, опытно-экспертной оценки структуры и содержания экономической подготовки последних. Одной из главных методологических проблем на современном этапе развития среднего образования в РФ является проблема совершенствования и внедрения новых стандартов. Оценка данной проблемы с позиции необходимости совершенствования действующих стандартов и представления инструментария формирования общекультурных компетенций учащихся представлены в исследованиях Л.Л. Рыбцовой, А.В. Шепталиной, О.М. Толмачёва и других, которые дали оценку достоинств и недостатков учебных пособий по экономике базового и углубленного уровней для общеобразовательных организаций как в рамках изучения курса обществознания, так и как самостоятельной дисциплины. Проведенная оценка позволила авторам сделать вывод о том, что «в российских условиях первоочередного и скорейшего решения требует полная реализация в процессе преподавания экономики в школе практико-ориентированного подхода, который обеспечил бы как рост интереса учащихся к дисциплине, так и более качественное усвоение получаемых знаний, лучшее понимание экономики, формирование правильного экономического мышления» [7, с. 392]. Одной из дидактических проблем уже долгое время остаётся проблема соотношения, различий между понятиями методики и технологии. Данная проблема является предметом дискуссии как отечественных, так и зарубежных учёных и до конца не выяснена, хотя существует множество трактовок и версий разграничения данных категорий. Так, одни учёные считают, что понятие «технология» шире, чем понятие «методика» (В.М. Монахов, Т.Г. Назаренко), другие ‒ придерживаются противоположного взгляда (А. Кушнир, О.С. Анисимов, Д.Г. Левитес), третьи ‒ вообще не видят принципиальной разницы между ними (Н.И. Запрудницкий) [3, с. 15]. В данном случае, на наш взгляд, целесообразно будет согласиться с С.М. Вишняковой и В.В. Левицкой, которые рассматривают методику как совокупность различных методов обучения, воспитания и др., но не выстраивает их в определённую логику при непосредственной реализации в педагогическом процессе, а технологию как определённую логику, последовательность педагогических методов и приёмов ‒ технологическую цепочку действий, выполнение которых гарантирует получение запланированных результатов [3, с. 15]Революция в развитии информационных технологий в новом тысячелетии стала причиной трансформационных процессов во всех сферах деятельности общества. Не стала исключением и система образования. Так, инновации ИКТ во многом на сегодняшний день определяют направления образовательных реформ, как в содержании, так и в предмете педагогического процесса. Уникальность данного вопроса состоит в том, что современным требованием стало радикальное изменение двух составляющих процесса образования, которые оставались неизменными в течение всего исторического периода существования самого понятия «образование»: технологии обучения и формы представления образовательной информации или знаний. Актуальные вопросы формирования технологии обучения экономике, использования различных современных методов, приёмов и средств обучения в организациях среднего образования (школе и лицее) являются предметом исследования таких учёных, как: В.В. Ковалёв, К.И. Ковалёва, Т.Г. Назаренко и другие. Одной из проблем является нежелание некоторых пожилых педагогов «идти в ногу со временем», использование ими только пассивных методов обучения, что связано с дефицитом молодых педагогических кадров в организациях общего среднего образование. Преподаватель обществознания обязан быть в курсе инноваций в методах преподавания, быть не просто как раньше источником информации, а организатором возможностей для обучения, а также человеком, способным заинтересовать и стимулировать любую аудиторию для эффективного обучения, используя различные методы обучения [8, с. 514]. При этом в контексте изучения именно экономического раздела обществознания следует отметить огромную важность использования современных активных и интерактивных методов обучения. Процесс обучения ‒ это целенаправленная система деятельности преподавателя и учащихся, которая вооружает последних знаниями, умениями и навыками, формирует их определенное мировоззрение, а также развивает профессиональную компетентность самих обучающих – педагогических работников. Преподавание, как ценное и практическое искусство, требует интуиции, творчества, импровизации и выразительности. Следует отметить, что несмотря на то, что многие методы и техники преподавания связаны с интегрированными общественными науками, однако не существует единого универсального метода (способа) преподавания, который являлся бы универсальным. Поэтосу современный педагог обязан быть готов к применению новых образовательных идей, постоянно совершенствовать свои навыки и повышать квалификацию, быть в постоянном творческом поиске, расти и развиваться. В данном контексте чрезвычайно важным является популяризация использования мультимедийных и электронных образовательных ресурсов всеми педагогами независимо от возраста и профиля работы, разработка новых научно-методических подходов к разработке и использованию информационных ресурсов в обучении обществознания на основе ФГОС [6; 9; 11 ‒ 12]. Применение информационных технологий как современных средств оценивания результатов обучения, оценка различных онлайн и офлайн сервисов, дающих возможность создавать средства оценивания результатов обучения, интерактивных упражнений и т.д. стало гипер актуальным с началом мировой пандемии Covid-19 [10, с.5], после чего дистанционное обучение превратилось из одного из средств обучения в полноценную отдельную форму обучения.Практическому обсуждению проблемы формирования и поддержания интереса у обучающихся к изучению обществознания и экономики и поиску современных приёмов и техник обучения посвящены ежегодные научно-практические конференции [12, с. 4-10; 13, с. 2-9], на которых действующие педагоги-практики имеют возможность обмениваться опытом, выступая с докладами и демонстрируя мастер-классы. Так, Г. Поздеева решение проблемы формирования и поддержания интереса к предмету видит в использовании таких техник и педагогических приемов как участие обучающихся в конференциях и съездах, совместной реализации проектов, У. Чернова ‒ в использовании интернет-площадки «Gramoty.ru» и «Hrono.info», а Шакирова Э.К. ‒ в использовании технологии критического мышления, выделяя такие её элементы, как: «Понятийное колесо», «Фишбоун», приём «Шестиугольное обучение» и метод углов, О.О. Миронова  ‒ в использовании игровых технологий «Импровизация», «Найди пару», образовательнуой платформы «Google site». Таким образом, проведенный анализ современной учебно-методической и научной литературы показал актуальность темы исследования и большой интерес учёных и практиков к проблеме совершенствования методики преподавания курса обществознания учащимся старших классов организаций общего среднего образования. Их исследования значительно расширили и углубили общую теорию методики преподавания обществоведческих дисциплин. Вместе с тем остается неотработанным круг педагогических проблем, связанных непосредственно с методикой преподавания экономики как части курса обществознания в контексте реализации права всех учащихся на бесплатное общее среднее образование, решение которых требует глубокого изучения. Одной из таких актуальных проблем современной системы общего среднего образования является проблема страховой и пенсионной безграмотности молодежи, отсутствие даже базовых знаний об обязательном социальном страховании в РФ и принципах пенсионного обеспечения граждан, что объясняет целесообразность пересмотра структуры экономического блока учебной программы по курсу обществознания, что станет предметом последующих исследований авторов.Список использованной литературы:1. Евплова, Е. В. Методика обучения экономическим дисциплинам: учебно-методическое пособие / Е. В. Евплова, Д. Н. Корнеев. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2023. – 108 с.2. Лабутина, М. А. Особенности методики преподавания экономических дисциплин в современных условиях [Электронный ресурс]: межд. пед. портал. ‒2022. ‒ Режим доступа: 3. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для вузов / О. Б. Соболева и др]; под редакцией О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. ‒ Москва: Юрайт, 2024. ‒ 474 с. 4. Теплова А. М. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри [Электронный ресурс]: межд. пед. портал. ‒ 2023. ‒ Режим доступа: 5. Леонов, В. О. Актуальные вопросы по совершенствованию методики преподавания обществознания в образовательной школе в условиях современной России / В. О. Леонов // Актуальные исследования: межд. научн. журнал. ‒ 2022. ‒№ 10 (89). ‒ С. 83-87 6.Орлова, И. А. Методика обучения экономике: учеб.-метод. пособие / И. А. Орлова; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: ВлГУ, 2022. – 183 с.7.Шепталина А. В. Анализ учебных пособий по экономике для учащихся общеобразовательных организаций / А. В, Шепталина, О. М. Толмачёв // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 391-398. 8.Jaganathan P. Methods of teaching social science / P. Jaganathan // International journal of creative research thoughts. – 2023. - № 11. – Р. 514-520. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: www.ijcrt.org9.Воронина, А. В. Внедрение электронных образовательных ресурсов в обучение: проблемы и перспективы: матер. областной научно-практ. пед. конф.: сб. материалов, ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж». – Челябинск: Научно-методический центр Южно-Уральского государственного технического колледжа, 2021. – С. 19-21.10.Егорова, Ю. Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в школе: дисс … канд. пед. наук / Ю. Н. Егорова. ‒Чебоксары, 2000. ‒ 196 с.11.Современные образовательные технологии: учеб. пособие для ВУЗов / под ред. Л. Л. Рыбцовой. ‒ М.: ЮРАЙТ, 2022. ‒ С.54-55.12.Современные технологии и практики преподавания истории и обществознания в контексте управления качеством образования [Электронный ресурс]: сб. учеб.-метод. матер. / З. В. Валиева и др.; под ред. А. В. Сметанина; НИУ «Высшая школа экономики». ‒ Пермь, 2020. ‒ Режим доступа: 13.Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: матер. всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием: 21-22 декабря 2020 г. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: ЗЕБРА, 2020 – 590 с.