Публикации Исследовательская деятельность как средство воспитания дошкольников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность как средство воспитания дошкольников
Автор: Татьяна Валентиновна Щавлёва

Щавлёва Татьяна Валентиновна воспитатель МБДОУ ДСКВ № 27г. Ейск, Краснодарский край, Российская Федерация Исследовательская деятельность как средство воспитания дошкольниковРебёнок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направленности этим случайностям.В.Ф. Одоевский В современном мире педагогические коллективы ДОУ активно внедряют инновационные технологии в свою работу. Главной задачей педагогов дошкольного учреждения является выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных технологий, которые способствуют развитию личности ребенка. Технология исследовательской деятельности эффективно используется в нашем дошкольном учреждении в работе с детьми. Целью исследовательской деятельности в детском саду является формирование основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышлению. Исследовательская деятельность, как одна из видов культурных практик помогает ребенку в познании окружающего мира. Наблюдая за тем, как педагог демонстрирует опыты, практическое их воспроизведение, позволяет дошколятам стать исследователями, первооткрывателями окружающего мира. В возрасте «почемучек» дети часто задумываются о том, почему вода зимой замерзает, почему листья опадают с деревьев, птицы улетают в тёплые края, почему в пустыне мало воды и т.д. Опыты, которые дети проводят самостоятельно, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных знаний. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждой возрастной группы. Для подготовительной к школе группы можно выделить следующие задачи:- формирование предпосылок к поисковой деятельности;- формирование умения определять методы, которые способствуют решению поставленной задачи, с помощью педагога, а затем самостоятельно;- формирование умения применять методы с использованием различных вариантов;- формирование умения вести беседы с использованием специальной терминологии в процессе совместной исследовательской деятельности. При выборе темы исследования необходимо соблюдать определенные правила:- выбранная тема должна быть интересна ребенку;- доступна для изучения;- должна приносить пользу участникам исследования; - в выбранной теме должен присутствовать элемент оригинальности и неожиданности. Методы и приемы организации исследовательской деятельности:- наблюдения;- опыт;- эвристическая беседа;- моделирование;- постановка вопросов проблемного характера;- решение вопросов проблемного характера;- трудовые действия;- игровые обучающие ситуации;- творчески развивающие ситуации;- фиксация наблюдений, экспериментов, опытов. Большое внимание в исследовательской деятельности в работе с детьми уделяется предметно-развивающей среде. В подготовительной к школе группе создана мини – лаборатория. В ней размещены: коллекция ракушек Черного и Азовского морей, коллекция гербария, различные природные материалы для проведения опытов и экспериментов, схемы для самостоятельной работы. Так же в нашем дошкольном учреждении создана STEMлаборатория, в которой ребята проводят исследования, опыты и эксперименты. Применение технологии исследовательской деятельности в работе с детьми дает положительную динамику роста развития воспитанников, способствует поисково-исследовательской активности у детей. Дети становятся более открытыми, умеют самостоятельно выдвигать гипотезы, наблюдать, задавать вопросы, видеть проблему, находить поиск в ее решении, умение делать выводы. Одним из важнейших видов в направлении работы по исследовательской деятельности является работа с родителями. С этой целью проводятся «круглые столы», «мастер - кассы», родительские собрания, на которых родители знакомятся с организацией работы по исследовательской деятельности. Родители наших воспитанников принимают активное участие в технологии исследовательской деятельности вместе с детьми. Таким образом, можно сделать вывод о том, что технология исследовательской деятельности способствует развитию познавательного интереса у дошколят, мышления, формирует отдельные элементы научного мировоззрения. Литература:1. Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.3. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.4. Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.5. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г.6. Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское экспериментирование. – М., 2005 г.7. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 128 с.8. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64 с.