Публикации Почему люди ссорятся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Почему люди ссорятся
Автор: Васина Ольга Сергеевна

Занятие «Почему люди ссорятся?»В Службе помощи семье и детям Кожевниковского района в Группе Дневного Пребывания с детьми педагог-психолог 2 апреля провела занятие на тему «Почему люди ссорятся?»Цели: формировать нравственные качества, умение дорожить дружбой, умение мирным путём выходить из конфликтных ситуаций, сосуществовать в коллективе; расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о законах дружбы; содействовать формированию дружного коллектива; развивать у учащихся навыки самооценки; воспитывать доброжелательность; развивать речь и мышление учащихся;Задачи:Образовательные: учить определять особенности поведения в конфликтной ситуации; обучать способам выхода из конфликтной ситуации; формировать социально одобряемые формы поведения.Коррекционно-развивающие: творческие возможности младших школьников; развивать и корректировать личностные качества: рефлексия, эмпатия, умение договариваться; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение; развивать внимание, память, речь, познавательный интерес, творческие способности.Воспитательскиевоспитывать дружный сплочённый коллектив; развивать умение работать в группах; воспитывать уважительное отношение к людям. создание условий для толерантного взаимодействия школьников; воспитывать уважение к одноклассникам.Эмпатия - способность эмоционально отзываться на переживания других людей.Ход занятия:1. Орг. момент. Приветствие.-Ребята, давайте встанем в круг. Поприветствуем друг друга, передавая, рукопожатия по цепочке.2. Рефлексия.-Что вы чувствовали, когда вам пожимали руку?3. Постановка темы занятия.Педагог-психолог : Сегодня мы поговорим на одну очень интересную тему о человеческих взаимоотношениях-Ребята, скажите, всегда ли мы живем дружно?-Очень часто между нами возникают ссоры, конфликты. И тема нашего сегодняшнего занятия «Почему люди ссорятся».-Ребята, скажите, а что такое конфликт? (ответы детей)ОБОБЩАЮ: Конфликт-это столкновение разных интересов, разных взглядов. (слово на доске)Беседа с детьми:Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете помогают ли дразнилки подружиться и помириться?(педагог обобщает ответы учащихся)- Получается, что тот кто дразнится хочет поссориться, раздружиться, обидеть другого… Другой действительно обижается, возникает ссора, а порой дело может закончиться и дракой… Какими ещё могут быть причины драки? (Дети высказывают своё мнение).(Подготовленный ученик читает стихотворение В. Лифшица «Драчуны»)Крошку хлеба отнимаетВоробей у воробья,Распушился, налетаетИ кричит «Моя! Моя».Но, само собою, тотНипочём не отдаёт.Ох и драка,Ну и драка,Что за драка у ворот!Недостатка в крошках нету,Клюй себе и веселись,Но они вцепились в эту,Из-за этой подрались.Не боятся даже кошки,Дракой так увлечены…Нет, причина тут не в крошке,Просто это драчуны…Педагог-психолог: Что стало причиной драки этих героев? Дети приходят к выводу: неумение уступать друг другу)4. Выявление причин приводящих к ссоре.-Так какими могут быть причины, приводящие к ссоре?НА ДОСКЕ:• Не понимают друг друга.• Не владеют своими эмоциями.• Не принимают чужого мнения.• Не считаются с правами других.• Не умеют слушать других.• Хотят умышленно обидеть другого.ВЫВОД: Очень важно владеть собой при общении с другими людьми. Очень трудно контролировать свое состояние.Поэтому одним из основных правил предотвращения ссоры является :НА ДОСКЕ:• Выслушай спокойно партнера.• На раздраженность партнера реагируй сдерживанием своих эмоций, постарайся переключить разговор на другую тему. Можно сказать что-то доброе, неожиданное, веселое.• Держись уверенно, но не пререкайся.• Извинись, если в чем-то не прав.Педагог-психолог: В жизни каждого из нас нередко возникают спорные ситуации, или, иначе говоря, конфликты. Разные люди в таких ситуациях ведут себя по-разному: одни стараются конфликт погасить, решить проблему мирным способом; другие – наоборот, вспыхивают как спички, и конфликт тоже разгорается, становится ещё больше. Всё зависит от наших внутренних качеств, или как мы часто говорим, от характера человека.Чтобы узнать, какой у нас характер, предлагаю провести небольшой тест.Только честные ответы на вопросы помогут понять какой у вас характер: миролюбивый или склонный к конфликтам.(Педагог читает вопросы, а дети отмечают на листах бумаги ответ «да» - знаком «плюс», ответ «нет» - знаком «минус».)Анкета:1. Когда кто-то спорит, я обычно тоже вмешиваюсь.2. Я часто критикую других.3. Я не люблю уступать.4. Если кто-то проходит без очереди, я делаю замечание.5. Если подают еду, которую я не люблю, я возмущаюсь.6. Если меня толкнули, я всегда даю сдачи.7. Если моя команда выиграла, я могу высмеять противника.8. Меня трудно назвать послушным.9. Когда берут мои вещи без спроса, я могу сильно разозлиться.10. Меня легко обидеть.(Подсчитывается количество положительных ответов)0 – 2 у вас миролюбивый характер3 – 5 обычно вы стараетесь избегать конфликтов6 – 8 у вас часто бывают проблемы с общением9 – 10 у вас взрывоопасный характер, вы сами создаёте конфликтыБеседа с детьми:Педагог-психолог: Анкетирование нам помогло разобраться в своём характере. Думаю, теперь многие ребята, прежде чем принимать какое-то действие по отношению к товарищам будут более терпимыми, ведь иметь репутацию скандалиста и конфликтного человека совсем неприятно,- А если всё-таки конфликт возник, как следует поступать? Дети приходят к выводу: конфликт нужно разрешить, урегулировать.)- А чтобы помочь разрешить конфликт, что необходимо сделать? Дети приходят к выводу: надо научиться различать и понимать чувства и мысли по поводу ситуации)- Вот сейчас мы поупражняемся в этом.3. Работа по карточкамРазделиться на 2 группы:Выберите и подчеркните те качества, которыми должен обладать настоящий друг. (Добрый, робкий, веселый, умный, скупой, дружелюбный, честный, жадный, справедливый, правдивый, капризный, откровенный, задира, чуткий, легкомысленный, отзывчивый, умеющий хранить тайну).-Вот каким вам представляется друг. Добрый, веселый, умный, дружелюбный, честный, справедливый, правдивый, откровенный, чуткий, отзывчивый, умеющий хранить тайну.Работа в группах:(Класс делится на 2 группы. Каждая группа на карточке получает ситуации для анализа. На подготовку даётся время. Группы поочерёдно высказываются, класс принимает участие в обсуждении ситуаций.)Карточка 1.1. Вы сделали красивую поделку, а ваш одноклассник её сломал.2. Вы пересказываете фильм, кто-то из товарищей начинает вас поправлять, делать замечания.3. Карточка 2.1. Вы узнали, что друг праздновал день рождения, а вас не пригласил.2. Вы узнали, что подружка говорит о вас нехорошее вашим общим товарищам.Итог:Педагог: Не все варианты поведения помогают разрешить конфликты. Поэтому, прежде чем что-то сделать, всегда нужно подумать.- Давайте вспомним известные «мирилки», которые так часто нам помогают примирению. (Дети приводят несколько примеров).В рамках этой темы на втором занятии - Игры: «Разожми кулак»,«Толкалки без слов», «Да и нет»; театрализованная игра «Мудрая сова и упрямые козлики».