Публикации Формирование компьютерной грамотности на уроках информатики в школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование компьютерной грамотности на уроках информатики в школе
Автор: Гречкина Анна Борисовна

Гречкина Анна Борисовна, учитель информатикиМБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП», г. Сорск, Республика ХакасияФормирование компьютерной грамотности на уроках информатики в школе В современных образовательных условиях востребованным становится направление компьютерных технологий. База для подготовки специалистов закладывается в школьном образовании. Задача современного учителя информатики заключается не только в том, чтобы сформировать основные навыки работы школьников с базовыми компьютерными программами, но и научить их использовать полученные на уроке знания для решения повседневных задач, а также сформировать готовность использовать знания компьютерных технологий для профессиональной деятельности. Актуальным является вопрос о соблюдении авторских прав при разработке собственных ученических проектов, а также использовании лицензионного программного обеспечения. То есть основная задача школьного учителя информатики – сформировать компьютерную грамотность школьников, выпустить из школы учащихся компетентных в области информационных технологий, владеющих базовыми знаниями и навыками работы на компьютере, разумеется, в объеме изучаемого материала. Основные трудности в педагогической деятельности учителя информатики связаны с малым количеством учебного времени, отводимого на предмет, как правило, это 1 урок в неделю. Поэтому необходимо структурировать изложение учебного материала таким образом, чтобы у школьников была возможность овладеть как основными теоретическими знаниями, так и практикой работы на компьютере. Школьный курс информатики должен превратить компьютер в руках ученика в «инструмент добывания и обработки информации».Именно такую возможность дает модульное изложение материала. Поэтапное изучение тем позволяет не просто компактно рассматривать применение той или иной компьютерной программы, но и выстроить модули в такой последовательности, чтобы ЗУН, приобретенные в каждом модуле могли пригодиться в последующих модулях. Однако, не следует забывать о нормативной базе, построение порядка изложения учебного материала должно соответствовать обязательному минимуму содержания образования по информатике.Рассмотрим один из возможных вариантов изучения школьного курса информатики с 7 по 11 класс, делая акцент на ведущем типе деятельности, а также объеме знаний и умений, приобретенных за каждый год обучения.7 класс – репродуктивныйПервый год обучения информатике. За этот год школьники должны овладеть теоретическими основами информатики, год характеризуется получением первоначальных представлений об информации и способах ее обработки, овладением навыками работы в операционной системе Windows. На данном этапе преобладает фронтальная работа учащихся, репродуктивный характер деятельности.8 класс – индивидуальныйГод характеризуется овладением навыками работы с офисными программами. При работе со школьниками преобладает индивидуальная работа с учетом ритма работы каждого ученика.9 класс – логическийОсновное внимание на третьем году обучения отводится овладению навыками разработки алгоритмов и использование языков программирования. Используется как фронтальная, так и индивидуальная формы работы, направленные на формирование логического мышления учащихся.10 класс – творческийНа данном этапе ученики уже владеют определенными навыками работы с компьютером, поэтому появляется возможность знакомить их со специализированным программным обеспечением. Овладение навыками работы с компьютерной графикой становится основным направлением в работе учащихся на текущий год. Основная задача научиться самостоятельно создавать и обрабатывать графические изображения на компьютере, что способствует реализации творческих способностей учащихся. Преобладает индивидуальная работа над творческими проектами.11 класс – самостоятельныйК составляющим компьютерной грамотности относятся не только формальное владение навыками работы с компьютерными программами, но и способность самостоятельно работать с информацией. Поэтому, на заключительном этапе школьного обучения особое внимание уделяется самостоятельной работе школьников на материале модуля “Web-дизайн”. Самостоятельная работа учащихся над индивидуальными проектами сочетается с корпоративной работой над общими проектами и осуществляется под контролем учителя. Как результаты деятельности оцениваются не только самостоятельно выполненные конечные продукты – web-проекты, но и ЗУН.Учебный процесс построен таким образом, что осуществляется нарастание практико-ориентированных занятий при переходе к более старшим классам. Это объясняется тем, что в начале обучения (7 класс) необходимо рассмотреть со школьниками основные теоретические вопросы в области информатики, сформировать правильное понимание информационных процессов и основ работы на компьютере. Затем, в 8 классе происходит формирование навыков работы со стандартным программным обеспечением – офисные технологии. В 9 классе рассматривается блок тем, связанных с программированием, основное внимание на данном этапе уделено развитию у учащихся логики, умению четко выстроить последовательность действий и записать её с помощью языков программирования. В 10 классе школьники знакомятся с основами компьютерной графики и компьютерной анимации, а так же знакомятся со специализированным прикладным программным обеспечением и выполняют индивидуальные творческие проекты (программируют графическое изображение в Turbo Pascal, оформляют фотографию класса в Photoshop, создают анимированный озвученный ролик во Flash). В 11 классе школьники знакомятся с языком гипертекстовой разметки HTML и создают индивидуальные проекты Web-сайтов о себе, в которых они упоминают не только о личных анкетных данных, но так же описывают свои увлечения, достижения в учебе, приводят фотогаллерею, любимые видеоролики, музыкальные композиции. Завершает выпускной год обучения выполнение корпоративного проекта – Web-сайт класса, объединяющий индивидуальные Web-сайты. Данная работа получила название «Классный проект», который оформляется ежегодно и храниться в музее школы как электронная версия сайта выпускников каждого года.Большое влияние на формирование компьютерной грамотности школьников имеет учебная мотивация. Задача учителя создать условия обучения, в которых четко определена система выполнения учебных задач и поощрений за их качественное выполнение. Система поощрений должно быть нематериальной, ценностной, личностно значимой для ученика, способной повысить его общественный статус. С этой целью каждый год обучения заканчивается фестивалем личных достижений, к которому ученики заранее тщательно готовятся. В подготовительный этап входит рефлексивный отчет каждого ученика о приобретенных ЗУН в области информатики в текущем учебном году. В каждом классе отбираются 3-5 самых успешных, по мнению одноклассников, ученика, отбор осуществляется путем рейтинговой оценки. Затем проводится общий отчет о личных достижениях по параллели, где и определяются 3 лучших ученика. Оценка складывается из суммы отметок жюри (учителей информатики, администрации школы) и суммы зрительских голосов. Трое учеников, набравшие максимальное количество баллов включаются в электронный каталог “Золотой фонд школы”, а так же об их успехах сообщается в школьной газете. Особое внимание уделяется ученикам-победителям городских и краевых конкурсов и олимпиад, участникам научно-практических конференций. Положительные результаты деятельности учащихся становятся достоянием общественности.Таким образом, чётко организованная по модульному принципу учебная деятельность в рамках дисциплины информатика позволяет сформировать компьютерную грамотность школьников на достаточно высоком уровне.