Публикации Методические указания по выполнению практических работ ОП.10 Рисование и лепка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические указания по выполнению практических работ ОП.10 Рисование и лепка
Автор: Дмитриева Гульназира Матыевна

Депобразования и науки Югрыбюджетное учреждение профессионального образованияХанты-Мансийского автономного округа – Югры«Мегионский политехнический колледж»(БУ «Мегионский политехнический колледж»)МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТОП.10 РИСОВАНИЕ И ЛЕПКАПрофессия 43.01.09 Повар, кондитерМегион, 2023Методические указания разработаны для оказания помощи обучающимся в выполнении практических работ по МДК 03.01. Маркетинг в организациях общественного питания (специальность «Организация обслуживания в общественном питании»).Составитель:Дмитриева Г.М., преподаватель Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссией естественнонаучных и экономических дисциплин, протокол № 9 от «25» мая 2023 г.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная работа содержит методические указания к практическим работам по учебной дисциплине Рисование и лепка, является профессиональным дисциплинарным курсом, дающий знания для получения профессиональных навыков, и преподается обучающимся по профессии 43.01.09 Повар, кондитер на четвертом курсе обучения.Содержание методических указаний по выполнению практических занятий соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.Развитие творческих способностей – неотъемлемая задача при подготовке поваров и кондитеров. Поварское и кулинарное искусство требует развитого эстетического чувства и художественного вкус. Навыки грамотного рисования и лепки нужны повару и кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности. Этими задачами являются художественное мышление и образное представление. Выполнение практических занятий должно способствовать более глубокому пониманию, усвоению и закреплению материала предмета, развитию логического мышления, аккуратности, умению делать выводы и правильно выполнять графические упражнения, рисование по образцу, рисование с натуры, эскизная разработка тематических композиций, лепка, изготовление макетов тортов и пирожных по эскизам.В методических указаниях содержатся методические указания по выполнению практических занятий, в которых дается материал, задания для выполнения, для обучающихся по профессии Повар, кондитер.Цель методических разработок: направление и оказание помощи обучающимся в выполнении практических работ по дисциплине Рисование и лепка.Проведенные практические работы позволяют обучающимся, закрепить знания, полученные на занятиях теоретического курса.Оформление практической работы (в письменном или электронном виде, по заданию преподавателя)Критерии оценки выполнения практических работПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1Тема: Рисование плоских геометрических фигур. Выполнение рисунка геометрическим методомЦель: Выполнитьрисунки плоские геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, окружность, овал).Задачи: 1. Обучение приемам построения геометрических фигур.2. Формирование навыков работы с графическими материалами.3. Воспитание аккуратности, творческого отношения к труду.Продолжительность работы – 3 часа.Вид работы – рисование по образцу.Формат – А-4.     Материалы для работы – графитный карандаш.Техническое и методическое обеспечение:
  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для рисования.
  • Учебник «Рисование и лепка».
  • Требования к компетенциям:Знать понятия о технологии графики, материалы и принадлежности для рисунка, организация рабочего места, приемы выполнения геометрических построений в рисунке.Уметь выполнять рисунки геометрических фигур с учетом законов композиции и пропорций.Порядок выполнения работы:1. Организация рабочего места.2. Определение композиции рисунка с учетом расположения изображений.3. Проведение осевых линий построения геометрической фигуры.4. Построение равноудаленных точек(засечек) от центра геометрической фигуры.5. Соединение обозначенных засечек фигуры в тонких линиях.6. Обводка яркой линией полученной геометрической фигуры.7. Самоанализ выполненной работы.8. Исправление ошибок.9. Обобщение работы.Завершение занятия:1. Проверка выполненных работ.2. Обсуждение работ с учащимися. 3. Оценивание и комментарии оценок.4. Задание на дом (Рисование и лепка, гл.2)ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2Тема: Рисование с натуры пирожных и тортов различных формЦель: Выполнить рисунок пирожного и торта круглой и фигурной формы.Задачи: 1. Обучение приемам работы над рисунком пирожного и торта.2. Формирование умений стилизации и орнаментизации формы.3. Развитие творческих способностей.Продолжительность работы – 3 час.Вид работы – рисование с натуры, рисование по образцу.Формат – А-4.     Материалы для работы – цветные карандаши, акварель, гуашь.Техническое и методическое обеспечение:
  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для рисования.
  • Учебник «Рисование и лепка».
  • Требования к компетенциям:Знать понятие о рисунке с натуры, правила перспективы, композиции и пропорций, особенности выполнения стилизованного рисунка пирожного и торта.Уметь выполнять рисунок пирожного и торта в цвете. Порядок выполнения работы:1. Организация рабочего места.2. Определение композиции рисунка.3. Линейный набросок пирожного и торта круглой или фигурной формы.4. Уточнение и прорисовка формы предметов методом «сквозного» рисования с учетом правил перспективы и пропорций.5. Светотеневая моделировка формы цветом с учетом стилизации изображений.6.  Самоанализ выполненной работы.7. Исправление ошибок.8. Обобщение работы.Завершение занятия:1. Проверка выполненных работ.2. Обсуждение работ с учащимися. 3. Оценивание и комментарии оценок.4. Задание на дом (Рисование и лепка, гл.9, п.9.1; п.9.2; рисунок пирожного фигурной формы)ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3Тема: Лепка растительного орнамента, цветов, фруктов и овощейЦель: Выполнить лепные этюды цветов, овощей, фруктов.Задачи: 1. Обучение приемам работы способами лепки.2. Формирование умений работы с пластилином и соленым тестом.3. Развитие творческих способностей.Продолжительность работы – 4 час.Вид работы – лепка.Формат – А-4.     Материалы для работы – пластилин, соленое тесто.Техническое и методическое обеспечение:
  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для лепки.
  • Учебник «Рисование и лепка».
  • Требования к компетенциям:Знать «язык» скульптуры и динамику объема, содержание и задачи лепки, инструменты и материалы для лепки, приемы лепки и способы лепки.Уметь выполнять элементы рельефного орнамента, лепные этюды цветов, овощей, фруктов.Порядок выполнения работы:1. Организация рабочего места.2. Выполнение конструктивным,  пластическим и комбинированным способами элементов лепного орнамента.Определение композиции объемной массы для лепного этюда.3. Вылепить  поочередно конструктивным и комбинированным способом лепки этюды цветочных композиций  в следующей последовательности:
  • Анализ формы
  • Наращивание нужной массы для объема предмета
  • Моделировка формы с учетом пропорций, уточнение деталей
  • Обобщение лепного этюда
  • 4. Лепка пластическим (скульптурным) способом этюдов овощей, фруктов в следующей последовательности:
  • Анализ формы
  • Выбор большого куска материала с учетом объема массы предмета
  • Отсекание лишнего от массы, придание индивидуальных характеристик форме  предмета
  • Обобщение лепного этюда
  • 5.  Самоанализ выполненной работы.6. Исправление ошибок.    7. Обобщение работы.Завершение занятия:1. Проверка выполненных работ.2. Обсуждение работ с учащимися. 3. Оценивание и комментарии оценок.4. Задание на дом (Рисование и лепка, гл.10; лепка овощей и фруктов).ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4Тема: Лепка животных и птицЦель: Выполнить лепной этюдживотных и птиц.Задачи: 1. Обучение приемам работы способами лепки.2. Формирование умений работы с пластилином и соленым тестом.3. Развитие творческих способностей.Продолжительность работы – 4 час.Вид работы – лепка.Формат – А-4.     Материалы для работы – пластилин, соленое тесто.Техническое и методическое обеспечение:
  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для лепки.
  • Учебник «Рисование и лепка».
  • Требования к компетенциям:Знать «язык» скульптуры и динамику объема, содержание и задачи лепки, инструменты и материалы для лепки, приемы лепки и способы лепки.Уметь выполнятьлепкуживотных и птиц.Порядок выполнения работы:1. Организация рабочего места.2. Выполнение конструктивным,  пластическим и комбинированным способами элементов лепного этюда животных и птиц.Определение композиции объемной массы для лепного этюда.3. Лепка пластическим (скульптурным) способом этюдов животных или птиц в следующей последовательности:
  • Анализ формы
  • Выбор большого куска материала с учетом объема массы предмета
  • Отсекание лишнего от массы, придание индивидуальных характеристик форме  предмета
  • Обобщение лепного этюда
  • 5.  Самоанализ выполненной работы.6. Исправление ошибок.    7. Обобщение работы.Завершение занятия:1. Проверка выполненных работ.2. Обсуждение работ с учащимися. 3. Оценивание и комментарии оценок.4. Задание на дом (Рисование и лепка, гл.10; лепка овощей и фруктов,животных и птиц).ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5Тема: Изготовление макетов тортов и пирожныхЦель: Выполнить макет торта, пирожного по эскизу.Задачи: 1. Обучение приемам работы  изготовления макета торта, пирожного по эскизу.2. Формирование умений работы с комбинированными  материалами3. Развитие творческих способностей.Продолжительность работы – 4 час.Вид работы – макетирование по образцу, памяти и воображению.Формат – А-4.     Материалы для работы – каркасная основа для макета, пластилин, соленое тесто, сахарная паста, сопутствующие материалы.Техническое и методическое обеспечение:
  • Рабочая программа «Рисование и лепка».
  • Дидактический материал по теме занятия.
  • Принадлежности  для изготовления макета торта, пирожного.
  • Учебник «Рисование и лепка».
  • Требования к компетенциям:Знать  «понятия «барельеф», «горельеф», особенности выполнения макета торта, пирожного, материалы и приемы работы.Уметь выполнять макет торта, пирожного по эскизу.Порядок выполнения работы:1. Организация рабочего места.2. Выполнение макета торта, пирожного по эскизу в следующей последовательности:
  • Выбор темы и сюжета, их осмысление
  • Эскизная разработка в цвете композиции торта (либо использование образца, или эскиза торта, пирожного с предыдущих уроков)
  • Выбор каркасной основы для макета в соответствии с эскизом
  • Анализ формы, ее связи с характером декора.
  • Покрытие поверхности каркаса тонким слоем пластилина (соленого теста, сахарной пасты) в учетом цветовых характеристик.
  • Лепка элементов декора в соответствии с эскизом
  • Украшение элементов декора верхней и боковой поверхностей макета в соответствии с композицией
  • Проверка сходства макета с эскизом
  • 3.  Самоанализ выполненной работы.4. Исправление ошибок. 5. Обобщение работы.Завершение занятия:1. Проверка выполненных работ.2. Обсуждение работ с учащимися. 3. Оценивание и комментарии оценок.4. Задание на дом (Рисование и лепка, гл.11)СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫОсновная 1.Бутейкис Н.Г., Суркова Н.Ф. Пособие для кондитера, учебник, М., «Экономика» 2018.-256с. 2.Иванова И.Н Рисование и лепка.- М.: Издательский центр «Академия»,2019.-160с.3.Коева В.А. Рисование и лепка кондитерских изделий, учебник, Ростов н/Д «Феникс» серия учебники 21 века. 2018.-245с 4.. Шембель А Ф. Рисование и лепка для кондитеров. Учебник для профессиональных учебных заведений – 4 изд., стер.- М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2018г-111с. 5. Иванова И.Н. Рисование и лепка. – М.: Академия, 2019 -158с.Дополнительные источники:1. Журнал «Питание и общество» 2. Журнал «Гастроном», 3. Журнал «Школа гастронома», 4. Журнал «Кондитерское производство», 5. Журнал « Ресторанный бизнес». Интернет ресурсыГлавный портал индустрии гостеприимства и питания. Форма доступа: http://www.horeca.ru«Кулинарный портал». Форма доступа: http://.,http://povary.ru., http://vkus.by.