Публикации Исследовательская деятельность на уроках биологии как метапредметный подход к организации образовательной среды основной школы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательская деятельность на уроках биологии как метапредметный подход к организации образовательной среды основной школы
Автор: Мосина Екатерина Ивановна

Исследовательская деятельность на уроках биологии как метапредметный подход к организации образовательной среды основной школыВ современном образовании все большее внимание уделяется активным и практическим методам обучения. Один из таких методов – исследовательская деятельность, которая представляет собой систему задач, направленных на развитие учебно-познавательной активности и самостоятельности учащихся. В данной статье мы рассмотрим применение метапредметного подхода к организации образовательной среды основной школы на уроках биологии.Исследовательская деятельность на уроках биологии не только помогает развить познавательные способности учащихся, но и создает условия для формирования ключевых компетенций – критического мышления, коммуникации, работы в коллективе и принятия решений. При этом метапредметный подход позволяет связать знания из разных областей и представить биологический материал в контексте других наук.Одной из основных целей использования исследовательской деятельности на уроках биологии является формирование интереса к предмету и его практическому применению в реальной жизни. Учащиеся, занимаясь исследованиями, активно взаимодействуют с окружающей средой, анализируют полученные данные и делают выводы. Такой подход позволяет им не только запомнить факты, но и понять закономерности и принципы функционирования биологических систем.В дальнейшем мы рассмотрим конкретные методы и приемы организации исследовательской деятельности на уроках биологии, а также приведем примеры успешной практики в основной школе. Подобный подход к обучению позволяет создать мотивацию к самостоятельному изучению предмета и развить у учащихся навыки критического мышления, которые будут полезны им не только в школьных занятиях, но и в будущей профессиональной деятельности.Роль исследовательской деятельности в уроках биологииИсследовательская деятельность играет важную роль на уроках биологии, являясь метапредметным подходом к организации образовательной среды в основной школе. В ходе исследовательской деятельности ученики активно взаимодействуют с окружающим миром, проводят наблюдения и эксперименты, формулируют гипотезы и проверяют их. Этот процесс позволяет развивать у детей такие важные навыки, как наблюдательность, аналитическое мышление, умение формулировать и проверять гипотезы, работать в коллективе. Биология, как наука об живых организмах, предлагает обширную область исследовательской работы. Учащиеся могут изучать разные аспекты жизни животных и растений, экосистем и генетических процессов. Они могут проводить экономические испытания, идентифицировать органическую химию, изучать молекулярную биологию и генетику, анализировать биологические процессы в человеческом теле, изучать нейробиологию и многое другое.Исследовательская деятельность обогащает образовательную среду в школе, предлагая учащимся возможность самостоятельно открывать и исследовать мир живой природыПринципы организации метапредметного подхода в образовательной среде основной школыПринципы организации метапредметного подхода в образовательной среде основной школы основаны на активной и самостоятельной деятельности учащихся. Одним из основных принципов является принцип проблемности, в рамках которого учащимся предлагаются реальные задачи, требующие нестандартного мышления и поиска решений.Важным принципом является также принцип сотрудничества, который подразумевает организацию коллективной работы учащихся. В рамках биологических исследований ученики могут формировать группы, проводить совместные эксперименты, обсуждать результаты и делиться опытом. Это способствует развитию коммуникативных и организационных навыков.Еще одним принципом является принцип контекстуальности исследований. Вместо изучения отдельных фактов и понятий биологии, учащимся предлагается изучать исследовательские объекты в их реальной среде обитания. Например, учащиеся могут исследовать разнообразие растений и животных в своей местности, изучать взаимодействие биологических систем и их влияние на экосистемуМетоды исследовательской деятельности на уроках биологииМетоды исследовательской деятельности являются неотъемлемой частью уроков биологии в основной школе. Они позволяют учащимся активно взаимодействовать с окружающим миром, формировать навыки самостоятельного поиска и анализа информации, развивать творческое мышление и проблемное мышление. Один из методов – наблюдение. Учащимся предлагается наблюдать за живыми организмами, процессами, явлениями в биологическом мире. Они могут соблюдать действия животных, наблюдать рост и развитие растений, изучать биологические явления, такие как фотосинтез или дыхание. В результате наблюдений учащиеся смогут сделать выводы и заключения, что повышает их понимание и интерес к предмету.Другой метод – эксперимент. Учащимся предлагается самостоятельно проводить эксперименты, гипотезы и проверять их на практике. Например, для изучения эффекта температуры на рост растений, учащиеся могут выращивать растения в разных условиях температуры и сравнивать результаты. Это позволяет активизировать их познавательную деятельность и развивать умение делать выводы на основе собственного опыта.Третий метод – исследовательский проектПримеры практических заданий и проектов для развития исследовательских навыковВ рамках биологического образования основная школа имеет большие возможности для организации исследовательской деятельности. Практические задания и проекты, направленные на развитие исследовательских навыков учащихся, играют важную роль в формировании комплексного представления о биологии. Одним из примеров практических заданий может быть исследование различных типов почвы в школьном саду. Учащиеся могут изучить химический состав почвы, определить ее физические свойства, проследить взаимосвязи между различными видами растений и конкретными типами почв. Результаты исследования могут быть представлены в виде презентации или научной статьи, что развивает умение систематизировать и представлять информацию.Еще одним интересным проектом может быть анализ микробиома растений. Учащиеся могут провести исследование, выделить микроорганизмы, населяющие различные органы растения, и изучить их влияние на его рост и развитие. Такой проект позволяет развить ключевую компетенцию – умение проводить специальные исследования, анализировать данные и делать выводы.Другим примером может быть проект по изучению жизнедеятельности птиц на территории школьного двораОценка исследовательской деятельности учащихся на уроках биологииОценка исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является важной составляющей процесса формирования компетенций и развития учащихся. В контексте метапредметного подхода к организации образовательной среды основной школы, оценка исследовательской деятельности позволяет учителям оценить не только знания учащихся, но и их умение проводить наблюдения, анализировать данные, делать выводы и создавать гипотезы.Основные критерии оценки исследовательской деятельности на уроках биологии включают:- Планирование и организация исследования: это включает определение целей исследования, выбор методов и оборудования, составление плана работы и организация работы в группе.- Собирание и анализ данных: это включает сбор информации с помощью наблюдений, измерений, экспериментов, а также анализ полученных данных с использованием различных методов и инструментов.- Выводы и интерпретация результатов исследования: это включает строительство связи между данными, формулирование выводов на основе анализа результатов исследования и их интерпретацию с использованием имеющихся знаний.- Представление результатов: это включает оформление отчета, презентации или иного способа представления результатов исследования