Публикации Методы и приемы работы с обучающимися с ТМНР

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методы и приемы работы с обучающимися с ТМНР
Автор: Аптиркина Лариса Валерьевна

Методы и приёмы в работе с обучающимися с ТМНРУспех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.Метод (от греч. «мёбеос» -путь) — процесс взаимодействия между учителем и учеником, в результате которых происходит передача и усвоение ЗУН, предусмотренных содержанием обучения.Методы обучения — это СПОСОБЫ совместной деятельности педагогов и обучающихся, направленных на достижение ими образовательных целей.В научном мире множество определений этому понятиюБАБАНСКИЙ Ю. К определяет метод как способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.ХАРЛАМОВ И.Ф: «Метод-это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемого материалаНесмотря на различные дефиниции, давая этому понятию дидактами общим является то, что большинство авторов склонны считать МЕТОД ОБУЧЕНИЯ — СПОСОБОМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА по организации учебной деятельностиМетоды в педагогике: - наглядные: презентация, видео, экскурсия, драматизация модели, рисунки, фото, коллаж, выставки- словесные: беседа, чтение, дискуссия, слушание образцов худ чтения, словарная работа- практические: игры, конкурсы, моделирование, словотворчество, исследование текста, детское прикладное творчество- моделирование- эксперименты и опытыШироко распространенным понятием в дидактике являютс понятия:- прием обучения-правило обученияВ основе любого метода лежит прием обученияПРИЕМ обучения — это составная часть или отдельная сторона метода обученияБАБАНСКИЙ Ю.К «это отдельный элемент метода, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода»Обучающий прием — это кратковременное взаимодействие между учителем и учеником, направленное на передачу и усвоение конкретного ЗУНКаждый метод обучения складывается из отдельных элементов (частей, приемов)Методы и приемы обучения могут меняться местами, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях.Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методахИ, наоборот, один метод может включать различные приемы (у разных педагогов свои)ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ: (Подласый И.П., Харламов И.Ф -дидакты)- показ и рассматривание предмета- выполнение действия с предметом- просьба, поручение- вопросы, ответы- опосредованное общение через игрушкумногократное проговаривание речевого материала- комментирование действийСРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ -материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности учащихся и педагога. (Хуторской А.В.)ПРАВИЛО ОБУЧЕНИЯ — нормативное предписание или указание на то, как следует оптимальным образом действовать, чтобы осуществить соответствующий методу прием деятельности (ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ)На сегодняшний день образовательном сообществе, занимающимся коррекционно-развивающим обучением одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ТМНР. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, мы используем в своей не только традиционные, но и нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создаём индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.В коррекционной педагогике принята определенная классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).Наглядные методы и приемы обученияМетоды-Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.-Иллюстрация — это использование различного рода иллюстраций: картин, карточек, рисунков, плакатов, портретов, схем, графиков, таблиц.- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ). Использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.Приемы• показ способов действий;• показ образца.Словесные методы и приемы обучения Методы- Рассказ педагога.рассказ не должен быть перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту ребенка.- Рассказы детей (составляются на основе картинного плана, мнемотаблиц), - Беседа.По содержанию выделяют познавательные и этические беседы.- Чтение художественной литературы. В начале обучения нельзя применять изолированную устную инструкцию, потому что дети не понимают значения многих слов, особенно тех, которые обозначают действия, качества, свойства и отношения предметов, часто не понимают конструкции фразы или просто забывают инструкцию, «теряют» ее в процессе выполнения задания. Поэтому словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Приемы• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;• указание (целостное и дробное);• пояснение;• объяснение;• педагогическая оценка;• беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и другое) Игровые методы и приемы обучения (как метод стимулирования обучения)Методы1. Дидактическая игра, интерактивные тренажеры.2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.Приемы• внезапное появление объектов;• выполнение педагогом игровых действий;• загадывание и отгадывание загадок;• введение элементов соревнования;• создание игровой ситуации.Практические методы обучения1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) 2- Элементарные опыты, экспериментирование.Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.3- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Метод предметно – действенный. (Упражнения и приучения) используется при формировании устойчивых навыков социального поведения, санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых умений, навыков самоорганизации и др. Исходя из вышесказанного следует, что методы обучения рассматриваются через призму деятельности самого ученика. Какие методы обучения самые эффективные?Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению. Чтение учебника, рассказ — самые простые, но, как выяснилось позже, наименее эффективные способы усвоения материала. Усваивается только 10% изученного.
  • Использование наглядных материалов или учебных фильмов дает уже более полноценные результаты. Запоминается 20-30% пройденного.
  • Прием «наблюдение» позволяет запомнить 50% от всего материала и научиться применять полученные знания и умения на практике.
  • такие нестандартные методы как драматизация, имитация реальной действительности или выполнение реальных действий позволяют не только запомнить, усвоить и применить знания на 90 – 100 %.
  • Таким образом, традиционные методы обучения надо рассматривать через деятельность обучающихся и использовать из них наиболее активные методы обучения. Отдается предпочтение методам объяснительно-иллюстративным, репродуктивным и частично поисковым.Каждый метод активным делает тот, кто его применяет. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:.- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.- Поэтапное формирование умственных действий.- Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.- Создание доброжелательной атмосферы на уроке.- Авансирование успеха. - Использование сюрпризных моментов.- Использование наглядности и зрительных стимулов. - Связь предметного содержания с жизнью.- Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).- Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).  - Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.- Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. - Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда. - Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; - переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности. Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ