Публикации
Урок- практикум в 11 классе "Образ Родины в сердце храню..."
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок- практикум в 11 классе "Образ Родины в сердце храню..."
Автор: Лопсан Чечек Алимевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок- практикум в 11 классе "Образ Родины в сердце храню..."
Автор: Лопсан Чечек Алимевна
Урок- практикум в 11а классе. Подготовка к сочинению (задание № 27). Тема урока: «Образ Родины в сердце храню…» Чечек Алимевна Лопсан, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 5 пгт.Сибирцево Черниговского района Приморского края. Эпиграф к уроку: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца…» (К.Г.Паустовский)Цели урока:Повторить и закрепить знания о структуре написания сочинения (задание № 27). Развивать умения и навыки выделять главное; уметь формулировать проблему текста, определять позицию автора; связно излагать свои мысли, обобщать материал. Воспитывать чувство любви к Родине, ответственность за судьбу родного края. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Форма урока: беседа, групповая работа.Технология: педагогическая мастерская.Оборудование: Текст В.А.Солоухина, видеослайды детей «Что мы Родиной зовем?», иллюстрации картин художников, творческие работы детей.Ход урока:Оргмомент. Приветствие. Чтение стихотворения Владимира Степанова «Что мы Родиной зовем?» Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем… Что мы Родиной зовем? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Теплый вечер за окном… Что мы Родиной зовем? Все, что в сердце бережем, И под небом синим- синим Флаг России над Кремлем…О чем это стихотворение? О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Определите тему урока… (ответы учащихся). Запись в тетрадях даты, темы урока. Постановка цели урока. Работа с эпиграфом. *Работа по теме урока (индивидуальные карточки): Родина для меня- это… (ответы учащихся).Структура написания сочинения (задание № 27). План: Введение в проблему. Вступление (1-2 предложения). Основная часть. Формулировка проблемы, поставленной в исходном тексте. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: *Первый пример- иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера; *Второй пример- иллюстрация из прочитанного текста и пояснение этого примера;*Отражение смысловой связи между примерами- иллюстрациями.Отражение позиции автора исходного текста. Отражение своего отношения к позиции автора по проблеме исходного текста и его обоснование. Заключение. Работа с текстом Владимира Алексеевича Солоухина: (1) С детства, со школьной скамьи, человек привыкает к сочетанию слов «любовь к Родине». (2) Осознает он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте. (3) Чувство это действительно сложное. (4) Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит. (5) На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6) Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7) Казалось бы, что любить в тундре? (8) Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайником, однако ненец- оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9) Одним словом, кому мила степь, кому- горы, кому- морское, пропахшее рыбой побережье, а кому- родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города…(10) И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник- на березе перед крыльцом.(11) Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12) Но из тысяч примет складывается то общее, что мы зовем нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любили все же сильнее, чем что- либо на всем белом свете.(13) Все это так. (14) Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15) Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16) Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат нас ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского? (17) А живопись? (18) Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов – разве они не учили и не учат нас любить родную природу?(19) В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова- Микитова. (20) Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21) Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22) Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23) Последние двадцать лет жизни Соколова- Микитова были связаны с Карачаровым на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса, был простой бревенчатый домик. (24) Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – все это еще больше сближало писателя с родной природой. (25) Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26) В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.(27) Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28) Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова- Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. ( По В.А.Солоухину)*Владимир Алексеевич Солоухин (1924 – 1997) – русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы». * Словарная работа: Этнограф – специалист в области этнографии, исследователь народного быта. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу и готовность к любым подвигам во имя интересов своей Родины.Задания для парной работы: Подобрать синонимы к слову Родина (Отечество, Отчизна, страна, дом…) Определить примерный круг проблем. Привести 2 примера- иллюстрации из текста, важные для понимания выбранной проблемы текста. Сформулировать позицию автора. Сформулировать и обосновать свое отношение к позиции автора. Пояснение:Творческая работа: сочинить 4-стишие по заданному началу. Что мы Родиной зовем?...Выводы, итог урока. Оценки. 10) Видео от детей кружка «Культура народов России». 11) Домашнее задание: написать сочинение в формате задания № 27.