Публикации Контрольные вопросы для зачёта по теме: "Союз как часть речи" (7 класс)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Контрольные вопросы для зачёта по теме: "Союз как часть речи" (7 класс)
Автор: Калиничева Ксения Сергеевна

Билет 1.1.Что такое союз? Каково назначение союзов? Приведите примеры.2. В чём сходство между союзом и предлогом?3. Выпишите из текста предлоги и союзы: Сколько слов в русском языке? Если бы кто-нибудь из читателей задал такой вопрос, он не получил бы точного ответа ни в учебниках, ни в энциклопедиях, ни в научных статьях по философии, ни в беседе с учёными – лингвистами. Это было бы то же самое, что спросить у астрономов, какое расстояние с точностью до сотен или даже тысяч километров от Земли до ближайшей планеты или звезды. Астроном смог бы дать в этом смысле только приблизительный ответ.С выписанными союзами составьте предложения.Билет 2.
  • На какие группы делятся союзы по строению? Приведите примеры.
  • В чём различие предлогов и союзов? Ответьте на вопрос, используя примеры.
  • Перепишите предложения, укажите буквами: п. и с. - простые и составные союзы.
  • Лошади были настороженны, но спокойны. (С. Баруздин) 2) Между небом и землёй, то замирая, то снова ясно обозначаясь, журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой песенки жаворонка. (Ю. Тупицын) 3) Они спустились вниз по заросшему склону холма, так как река здесь вплотную подходила к его подножью. 4) Он услышал, как будто кто-то стукнул в окно. 5) Надо было торопиться, так как вода прибывала... 6) По мере того, как они продвигались вперёд, контуры острова становились чётче.
  • Билет 3.
  • На какие две группы делятся союзы по значению?
  • Перечислите основные функции союзов.
  • Перепишите, вставив и объяснив пропущенные буквы, расставив недостающие знаки препинания. Найдите в тексте союзы, возьмите их в овал, определите функцию союзов, составьте схемы двух последних предложений.
  • Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддерке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обергают счстье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.Билет № 4
  • Для чего служат сочинительные союзы?
  • Назовите сочинительные противительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами.
  • Закончите пословицы, употребляя противительные союзы. Запишите получившиеся предложения, обозначьте союзы.
  • Рыбу ловят удочкой, … 2. Ехал бы в гости, …3. Без одежды, …4. Русский долго запрягает, …5. Хлеб – соль кушай, …6. Доверие легко потерять, …7. Курица по зёрнышку клюёт, …
  • Слова для справок: а человека словом, да никто не зовёт, но не без надежды, да сыта живёт, но быстро едет, да правду слушай, но сложно восстановить.Билет 5
  • Назовите сочинительные разделительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами.
  • На что указывают разделительные союзы?
  • 3. Спишите, вставляя вместо пропусков разделительный союз. Не повторяйте одни и те же союзы. Расставьте знаки препинания.1. Бежит бежит тр_пинка полевая __ под откос __ вновь на бугорок. 2. Человек, оставшись один в лесу, обыкнове_но __ разговаривает сам с собой __ свистит __ поет __ сшибает палкою сухие сучья. 3. __ ребенок __ бесенок, из леса выйдя, пр_градил мне путь а это был малюсенький лисенок меня (не)испугавшийся (н_)чуть.Билет 6
  • Для чего служат подчинительные союзы?
  • На какие группы можно разделить обстоятельственные подчинительные союзы?
  • Спишите предложения, укажите разряд союзов и группу по значению у подчинительных союзов. Расставьте знаки препинания.
  • Если бы ум_ршие матери могли слышать запоздалые слова своих сыновей и дочерей их горькие ра_ка_ния и сож_ления!Когда пр_дет время подвести итоги когда будут уходить от нас наши близкие человек остается один на один со своей совестью и памятью. Он (не)буд_т взвешивать и подсчитывать кто и что ему недодал кто его недовоспитал или в чем(то) ущемил. Конечный счет он пред_явит только себе в_нить буд_т только себя.Билет 7
  • Что такое союз? Какова роль союзов в предложении?
  • По каким признакам союз можно отнести к незнаменательным частям речи?
  • Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте нужные союзы, выделите их графически.
  • ЛЕТНИЙ ДОЖДЬДень был солнечный жаркий __ вдруг наб_жала синяя туча. Из нее посыпался частый дождь __ солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю т_жело шлепались о листья. Они пов_сали на тр_ве на ветвях кустов __ деревьев __ в каждой капл_ отр_жалось играло солнце.Скоро солнечный дождь кончился. Погляди Юра как красиво сказала мама. Я взгл_нул и увид_л __ через все небо (разно)цветной полосой прот_нулась дуга. Один конец ее уп_рался в деревню __ другой уходил далеко в заречные луга.(По Г.Скребицкому)Согласны ли вы с мнением, что этот текст художественного стиля? Докажите или опровергните это мнение.Билет 8
  • Назовите сочинительные соединительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами.
  • Что выражают сочинительные союзы (укажите их значение)
  • Прочтите предложения. Выпишите сочинительные соединительные союзы: Перестук колёс, лязганье буферов да свистки паровозов — вот и всё, что нарушало тишину этих глухих мест. После этого перехода люди очень устали, лошади тоже нуждались в отдыхе. Мы решили простоять в Кокшаровке трое суток. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка. Дела да случаи совсем замучили. Умный знает и спросит.
  • Придумайте и запишите свои 2-3 примера с данной группой сочинительных союзов.Билет 9
  • Перечислите подчинительные временные и уступительные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.
  • Перечислите подчинительные целевые и следственные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.
  • Из данных предложений выпишите подчинительные союзы, сгруппировав их по значению в таблицу:
  • В сенях дуло со всех сторон, в результате чего едва не погасла свеча. 2.Войска всё шли и шли, хотя спустилась ночь. 3. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. 4. Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок. 5. Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. 6. Как ни торопились мы к станции, всё равно опоздали на последний поезд.7. Все замолчали, для того чтобы услышать шорох дождя. 8. Не завод седла, пока коня нет. 9. Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя всё то же. 10. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок.
  • Билет 101. Перечислите подчинительные изъяснительные и причинные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.2. Перечислите подчинительные сравнительные и условные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.3.Из данных предложений выпишите подчинительные союзы, сгруппировав их по значению в таблицу:1. Владимир вдруг увидел, что заехал в незнакомый лес. 2. Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.3. Если прогнозы оправдаются, в следующем году соберём славный урожай. 4. Благодаря тому что в долине хорошие леса, сохранились и звери. 5. Мы не заметили, как они остановились возле городского музея. 6. Нужно зажечь лампу, потому что становится темно. 7. Перед грозой в мае стало тихо, будто всё умерло. 8. Я приду к вам завтра, раз ты не возражаешь. 9. Он молчит, словно всё забыл. 10. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.Билет 11
  • Запишите определение сочинительных союзов. С чем связано их деление на группы? Укажите.
  • Перечислите группы сочинительных союзов с точки зрения их деления на смысловые отношения. Приведите примеры союзов (2-3) каждой группы.
  • Перепишите предложения. Обозначьте союз, укажите разряд по значению сочинительного союза.
  • Ни огонька, ни лунного света нет в кромешной темноте. 2. Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась. 3. Внешне он казался спокойным, зато пальцы рук выдавали его беспокойство. 4. На кормушке хозяйничали воробьи, но тут подлетела сорока. 5. Она начала что-то объяснять, да неожиданно смолкла. 6. Купи либо журнал, либо брошюру с кроссвордами. 7. Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветёт ранней весной.
  • Билет 12
  • Как отличить союзы тоже, также от местоимений с частицами то же, так же? Приведите примеры предложений.
  • Укажите морфологические признаки, которые объединяют предлоги и союзы в служебные части речи.
  • Перепишите предложения, раскрывая скобки.
  • 1. Не за(то) волка бьют, что он сер, а за(то), что овцу съел. (Посл.) 2. Сперва аз да буки, за(тем) все науки. (Посл.) 3. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. (Г.) 4. Олегу то(же) не сиделось в бричке. (Ф.) 5. Лизу то(же) допрашивали. Она рассказала то(же), что и конвоир, но скрыла, что знает напавшего. (Н.О.)Билет 13
  • Как отличить союз зато от местоимения то с предлогом за? Приведите примеры предложений.
  • Какие союзы называются подчинительными? Для чего они служат?
  • Спишите предложения, раскрывая скобки.
  • Корень ученья горек, за(то) плод сладок. 2.Берись за(то), что тебе по душе. 3. Незнакомец свернул за(то) здание. 4. У правды язык суров, за(то) душа добрая.5. Приют наш мал, за(то) спокоен.6. Он был молод, но за(то) очень опытен.7. Я не пошёл в поход, за(то) поехал в деревню к деду. 8. Хватается за(то) иной, в чём он совсем не годен.
  • Билет 14
  • Как отличить союз чтобы от местоимения с частицей что бы? Приведите примеры предложений.
  • Что такое союзные слова? Перечислите критерии, по которым принято разграничивать союзы и союзные слова.
  • Распределите номера предложений: а) с союзами; б) с местоимением что и частицей бы; в) с союзными словами.
  • Я знаю, что в этом лесу много грибов. 2. Мы так и не поняли, кто это был. 3. Когда потеплеет, пойдём гулять. 4. Окно закрыли, чтобы не сквозило. 5. Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. 6. Что бы ты без меня делал? 7. Чтобы успеть на поезд, надо спешить. 8. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребёнком.9. Что бы такое почитать? 10. Я знаю, что буду делать завтра.