Публикации
Контрольные вопросы для зачёта по теме: "Союз как часть речи" (7 класс)
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Контрольные вопросы для зачёта по теме: "Союз как часть речи" (7 класс)
Автор: Калиничева Ксения Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Контрольные вопросы для зачёта по теме: "Союз как часть речи" (7 класс)
Автор: Калиничева Ксения Сергеевна
Билет 1.1.Что такое союз? Каково назначение союзов? Приведите примеры.2. В чём сходство между союзом и предлогом?3. Выпишите из текста предлоги и союзы: Сколько слов в русском языке? Если бы кто-нибудь из читателей задал такой вопрос, он не получил бы точного ответа ни в учебниках, ни в энциклопедиях, ни в научных статьях по философии, ни в беседе с учёными – лингвистами. Это было бы то же самое, что спросить у астрономов, какое расстояние с точностью до сотен или даже тысяч километров от Земли до ближайшей планеты или звезды. Астроном смог бы дать в этом смысле только приблизительный ответ.С выписанными союзами составьте предложения.Билет 2.На какие группы делятся союзы по строению? Приведите примеры. В чём различие предлогов и союзов? Ответьте на вопрос, используя примеры. Перепишите предложения, укажите буквами: п. и с. - простые и составные союзы. Лошади были настороженны, но спокойны. (С. Баруздин) 2) Между небом и землёй, то замирая, то снова ясно обозначаясь, журчали и звенели непрерывно трели простенькой, но милой песенки жаворонка. (Ю. Тупицын) 3) Они спустились вниз по заросшему склону холма, так как река здесь вплотную подходила к его подножью. 4) Он услышал, как будто кто-то стукнул в окно. 5) Надо было торопиться, так как вода прибывала... 6) По мере того, как они продвигались вперёд, контуры острова становились чётче. Билет 3.На какие две группы делятся союзы по значению? Перечислите основные функции союзов. Перепишите, вставив и объяснив пропущенные буквы, расставив недостающие знаки препинания. Найдите в тексте союзы, возьмите их в овал, определите функцию союзов, составьте схемы двух последних предложений. Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. Если кто(то) нуждает(?)ся в помощи и поддер…ке он всегда может ра…считывать на остальных. Родители заботят(?)ся о нас а мы стараемся во всём им п…могать. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. Я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.Билет № 4Для чего служат сочинительные союзы? Назовите сочинительные противительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами. Закончите пословицы, употребляя противительные союзы. Запишите получившиеся предложения, обозначьте союзы. Рыбу ловят удочкой, … 2. Ехал бы в гости, …3. Без одежды, …4. Русский долго запрягает, …5. Хлеб – соль кушай, …6. Доверие легко потерять, …7. Курица по зёрнышку клюёт, … Слова для справок: а человека словом, да никто не зовёт, но не без надежды, да сыта живёт, но быстро едет, да правду слушай, но сложно восстановить.Билет 5Назовите сочинительные разделительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами. На что указывают разделительные союзы? 3. Спишите, вставляя вместо пропусков разделительный союз. Не повторяйте одни и те же союзы. Расставьте знаки препинания.1. Бежит бежит тр_пинка полевая __ под откос __ вновь на бугорок. 2. Человек, оставшись один в лесу, обыкнове_но __ разговаривает сам с собой __ свистит __ поет __ сшибает палкою сухие сучья. 3. __ ребенок __ бесенок, из леса выйдя, пр_градил мне путь а это был малюсенький лисенок меня (не)испугавшийся (н_)чуть.Билет 6Для чего служат подчинительные союзы? На какие группы можно разделить обстоятельственные подчинительные союзы? Спишите предложения, укажите разряд союзов и группу по значению у подчинительных союзов. Расставьте знаки препинания. Если бы ум_ршие матери могли слышать запоздалые слова своих сыновей и дочерей их горькие ра_ка_ния и сож_ления!Когда пр_дет время подвести итоги когда будут уходить от нас наши близкие человек остается один на один со своей совестью и памятью. Он (не)буд_т взвешивать и подсчитывать кто и что ему недодал кто его недовоспитал или в чем(то) ущемил. Конечный счет он пред_явит только себе в_нить буд_т только себя.Билет 7Что такое союз? Какова роль союзов в предложении? По каким признакам союз можно отнести к незнаменательным частям речи? Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Вместо пропусков вставьте нужные союзы, выделите их графически. ЛЕТНИЙ ДОЖДЬДень был солнечный жаркий __ вдруг наб_жала синяя туча. Из нее посыпался частый дождь __ солнце продолжало светить. Дождевые капли падали на землю т_жело шлепались о листья. Они пов_сали на тр_ве на ветвях кустов __ деревьев __ в каждой капл_ отр_жалось играло солнце.Скоро солнечный дождь кончился. Погляди Юра как красиво сказала мама. Я взгл_нул и увид_л __ через все небо (разно)цветной полосой прот_нулась дуга. Один конец ее уп_рался в деревню __ другой уходил далеко в заречные луга.(По Г.Скребицкому)Согласны ли вы с мнением, что этот текст художественного стиля? Докажите или опровергните это мнение.Билет 8Назовите сочинительные соединительные союзы. Приведите примеры предложений с данными союзами. Что выражают сочинительные союзы (укажите их значение) Прочтите предложения. Выпишите сочинительные соединительные союзы: Перестук колёс, лязганье буферов да свистки паровозов — вот и всё, что нарушало тишину этих глухих мест. После этого перехода люди очень устали, лошади тоже нуждались в отдыхе. Мы решили простоять в Кокшаровке трое суток. Месяц светил с высокого неба, и в степи видна была каждая травинка. Дела да случаи совсем замучили. Умный знает и спросит. Придумайте и запишите свои 2-3 примера с данной группой сочинительных союзов.Билет 9Перечислите подчинительные временные и уступительные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами. Перечислите подчинительные целевые и следственные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами. Из данных предложений выпишите подчинительные союзы, сгруппировав их по значению в таблицу: В сенях дуло со всех сторон, в результате чего едва не погасла свеча. 2.Войска всё шли и шли, хотя спустилась ночь. 3. Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё. 4. Няня оставалась в тени, чтобы вязать чулок. 5. Когда он разговаривал с ней таким образом, вдруг загремела музыка. 6. Как ни торопились мы к станции, всё равно опоздали на последний поезд.7. Все замолчали, для того чтобы услышать шорох дождя. 8. Не завод седла, пока коня нет. 9. Хоть ты и в новой коже, но сердце у тебя всё то же. 10. В то время как она выходила из гостиной, в передней послышался звонок. Билет 101. Перечислите подчинительные изъяснительные и причинные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.2. Перечислите подчинительные сравнительные и условные союзы. Для чего они служат? Приведите примеры предложений с данными союзами.3.Из данных предложений выпишите подчинительные союзы, сгруппировав их по значению в таблицу:1. Владимир вдруг увидел, что заехал в незнакомый лес. 2. Густой туман, точно вата, лежал по всему лесу.3. Если прогнозы оправдаются, в следующем году соберём славный урожай. 4. Благодаря тому что в долине хорошие леса, сохранились и звери. 5. Мы не заметили, как они остановились возле городского музея. 6. Нужно зажечь лампу, потому что становится темно. 7. Перед грозой в мае стало тихо, будто всё умерло. 8. Я приду к вам завтра, раз ты не возражаешь. 9. Он молчит, словно всё забыл. 10. Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.Билет 11Запишите определение сочинительных союзов. С чем связано их деление на группы? Укажите. Перечислите группы сочинительных союзов с точки зрения их деления на смысловые отношения. Приведите примеры союзов (2-3) каждой группы. Перепишите предложения. Обозначьте союз, укажите разряд по значению сочинительного союза. Ни огонька, ни лунного света нет в кромешной темноте. 2. Пошла Машенька в лес по грибы да по ягоды да и заблудилась. 3. Внешне он казался спокойным, зато пальцы рук выдавали его беспокойство. 4. На кормушке хозяйничали воробьи, но тут подлетела сорока. 5. Она начала что-то объяснять, да неожиданно смолкла. 6. Купи либо журнал, либо брошюру с кроссвордами. 7. Не только мать-и-мачеха, но и одуванчик цветёт ранней весной. Билет 12Как отличить союзы тоже, также от местоимений с частицами то же, так же? Приведите примеры предложений. Укажите морфологические признаки, которые объединяют предлоги и союзы в служебные части речи. Перепишите предложения, раскрывая скобки. 1. Не за(то) волка бьют, что он сер, а за(то), что овцу съел. (Посл.) 2. Сперва аз да буки, за(тем) все науки. (Посл.) 3. Людям Павла Ивановича деревня то(же) понравилась. Они так(же), как и он, обжились в ней. (Г.) 4. Олегу то(же) не сиделось в бричке. (Ф.) 5. Лизу то(же) допрашивали. Она рассказала то(же), что и конвоир, но скрыла, что знает напавшего. (Н.О.)Билет 13Как отличить союз зато от местоимения то с предлогом за? Приведите примеры предложений. Какие союзы называются подчинительными? Для чего они служат? Спишите предложения, раскрывая скобки. Корень ученья горек, за(то) плод сладок. 2.Берись за(то), что тебе по душе. 3. Незнакомец свернул за(то) здание. 4. У правды язык суров, за(то) душа добрая.5. Приют наш мал, за(то) спокоен.6. Он был молод, но за(то) очень опытен.7. Я не пошёл в поход, за(то) поехал в деревню к деду. 8. Хватается за(то) иной, в чём он совсем не годен. Билет 14Как отличить союз чтобы от местоимения с частицей что бы? Приведите примеры предложений. Что такое союзные слова? Перечислите критерии, по которым принято разграничивать союзы и союзные слова. Распределите номера предложений: а) с союзами; б) с местоимением что и частицей бы; в) с союзными словами. Я знаю, что в этом лесу много грибов. 2. Мы так и не поняли, кто это был. 3. Когда потеплеет, пойдём гулять. 4. Окно закрыли, чтобы не сквозило. 5. Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу. 6. Что бы ты без меня делал? 7. Чтобы успеть на поезд, надо спешить. 8. Мы смотрели, как ловко он обходился с ребёнком.9. Что бы такое почитать? 10. Я знаю, что буду делать завтра.