Публикации Взаимодействие ученика и педагога при дистанционном обучении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие ученика и педагога при дистанционном обучении
Автор: Исакова Ирина Венедиктовна

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕНИКА И ПЕДАГОГА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИИсакова И.В.,учитель русского языка и литературыМБОУ СОШ № 32 города БеловоДистанционное обучение – это инновационная форма обучения, которая рассматривается как самостоятельная система обучения. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами: это и продолжение учебного процесса в условиях пандемии коронавируса, карантина, также работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом случае технологии дистанционного обучения позволяют решать следующие педагогические задачи: -создание образовательного пространства, -формирования у обучающегося познавательной самостоятельности и активности, -развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения. Организую образовательный процесс при дистанционном обучении на основе личностно-ориентированного подхода в обучении, который отражает основные принципы гуманистической педагогики. Это значит, что в центре обучения находится деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность ученика, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Деятельность учителя направлена на организацию продуктивной деятельности обучающегося, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности.Личностно-ориентированные технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса. При индивидуальном обучении из всего разнообразия ресурсов мной активно используются электронные библиотеки, такие как Аудиокниги , , где представлены классические и современные книги. Сайты «Полка» , «А4 формат» являются виртуальной библиотекой по предмету «Литература», предназначенной в помощь школьникам и учителям. Это универсальные учебники или справочники, полностью соответствующие всем действующим программам и нормативным документам. Материалы Национального корпуса русского языка, информационно-справочной системы, основанной на собрании русских текстов в электронной форме, позволяет ученикам разбираться с разными вопросами, связанными с изучением русского языка.Вызывает интерес у обучающихся использование порталов «Грамотау» , «Культура письменной речи» .При организации дистанционного обучения ученика с ограниченными возможностями здоровья занятия могут происходить как в онлайн, так и в офлайн-форматах. Обе формы взаимодействия учителя и ученика определяются конкретными видами заданий, объемом изучаемого материала, психологическими особенностями ученика. Независимо от формы организации занятия, дистанционное обучение ребенка с ограниченными возможностями имеет ряд преимуществ:
  • оно позволяет ученику быть постоянно в контакте с учителем, что способствует снятию напряжения при его самостоятельной работе, обучаемый может в любое время выйти на связь с преподавателем и получить ответ в устной или письменной форме;
  • учитывая особенности здоровья ребенка, можно регулировать график занятий, выбирая наиболее комфортное для ребенка время проведения урока;
  • родители тоже находятся в постоянном контакте с преподавателем и могут принимать непосредственное участие в занятии и контроле над процессом обучения.
  • Задача учителя, в первую очередь, разработать программно-методическое обеспечение с учетом индивидуальных способностей и возможностей учащегося. Помочь воспитаннику правильно организовать учебный процесс, стимулировать учебно-познавательную деятельность. Строить работу, поддерживая постоянный познавательный интерес ученика. При организации занятия в дистанционной форме в первую очередь необходимо установить личный контакт с учеником и знать его психологические особенности. Учитывая психологические особенности ребенка, преподаватель сможет отреагировать на отклонения в поведении и здоровье обучаемого.Дистанционное обучение предполагает индивидуальное наставничество педагога, который помогает обучающемуся освоить материал по программе, получить дополнительные сведения по предмету. Внутреннее напряжение, которое неизбежно возникает при взаимодействии учителя и ученика, снимается общением в чатах и по электронной почте. У ученика появляется время на обдумывание ответа, что способствует более спокойному восприятию материала. Кроме этого, переписка с преподавателем требует соблюдения орфографического режима, что способствует решению не только предметных задач, но и формирует общую культуру обучающегося.Для более комфортного занятия с учеником активно применяю различные формы игровых технологий, которые способны решить проблемы образовательного виртуального пространства:
  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, творческие, коммуникативные.
  • Игровые приемы и ситуации позволяют активизировать познавательную деятельность ученика. Дидактические цели обучения превращаются в игровую задачу, а учебная деятельность в этом случае подчиняется правилам игры. Использование в работе обучающих материалов онлайн-игр способствует не только решению образовательных задач, но и позволяет снять внутренне напряжение, которое неизбежно возникает на первых занятиях и при получении большого объема информации учеником.В игровой форме начинаем работу с учащимся при подготовке доклада на определенную тему. Ученику предлагается принять участие в видеоконференции в режиме реального времени или в отсроченном режиме. Подготовленные докладчиком материалы (текст доклада, слайды Power Point, иллюстрации) представляются ученикам класса на занятиях, что способствует социализации ученика.
  • Социализации ученика способствует и совместная работа над проектами, которые впоследствии представляются классу, взаимодействуя по формуле «учитель – ученик – ученики». Задача учителя при организации работы над проектом – скоординировать работу таким образом, чтобы ученик почувствовал себя полноправным участником совместной деятельности. Работая над проектом, ученик получает навыки самостоятельной работы с литературой, ресурсами сети Интернет, общается в чатах с участниками работы над проектом, обменивается информацией посредством электронной почты. Все это способствует не только качественному усвоению знаний, но и позволяет обучающемуся не чувствовать себя изолированно от членов классного коллектива.
  • Список литературы:
  • Агаев, В. Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств / В. Т. Агаев – М. : МИЭП, 2008. – 200 с.
  • Айшервуд, М. М. Полноценная жизнь инвалида / М. М. Айшервуд Пер. с англ. – М. : Педагогика, 2007. – 88 с.
  • Актуальные вопросы возрастной и педагогической психологии: учебно- методический комплекс / сост. А. Г. Портнова, Н. И. Приходько. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 87 с.
  • Андреев, А. А. Введение в дистанционное обучение : Учебно-методическое пособие. / А. А. Андреев – М.: ВУ, 2009. – 291 с.
  • Полат, Е. С, Моисеева, М. В., Петров, А. Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е. С. Полат. – М., «Академия», 2006