Публикации "Программа наставничества по модели «Учитель-ученик»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Программа наставничества по модели «Учитель-ученик»
Автор: Калина Виктория Геннадьевна

Калина Виктория ГеннадьевнаУчитель русского языка и литературыМБОУ СОШ №7 село ЧкаловскоеМетодические рекомендацииПрограмма наставничества по модели «Учитель-ученик» Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Актуальность программы заключается в том, что в связи с ускоряющимся технологическим и социально-экономическим развитием возникла необходимость не просто передавать знания обучающемуся, но формировать у него способность использовать их и действовать в мире, определяющими чертами которого стали нестабильность, неопределенность, сложность, неоднозначность ситуаций и изменчивость. Именно способность человека реализовать свой потенциал в таких условиях и внести вклад в экономическое, социальное, культурное развитие региона и страны определяет в конечном итоге эффективность системы образования. Для этого системе образования нужны технологии, которые позволят раскрывать потенциал каждого, быстро и эффективно обмениваться опытом. В том числе опытом жизненных ситуаций, который крайне сложно воссоздать в образовательной организации по объективным причинам (разнообразный профессиональный опыт, опыт совершения жизненного выбора, опыт социализации ребенка с особенностями развития и т.д.). Модель наставничества «Учитель – ученик» предполагает взаимодействие обучающегося основной/старшей школы (ученик) с опытными располагающим ресурсами и навыками педагогом, при которомнаставник выступает с позиции носителя «новых позитивных практикдля обучающего», активизирует личностный потенциал наставляемого,усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, оказывает поддержку в выстраивании индивидуального образовательного маршрута,решении трудных жизненных ситуаций, в которые попал обучающийся. Целью такой модели наставничества является успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся, поддержка в выстраивании индивидуального образовательного маршрута и решении трудных жизненных ситуаций, в которые попал обучающийся. Результатом правильной организации работы наставников будетповышение уровня мотивированности и осознанности обучающихсяв вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования, а также создание устойчивого партнерствас социальными партнерами (представителями науки, бизнеса, промышленности, предпринимателей и образовательных организаций),занимающимися всесторонней поддержкой талантливой молодежии образовательных инициатив. Возможные варианты программы Вариации ролевых моделей внутри формы «учитель – ученик» могут различаться в зависимости от потребностей самого наставляемого, особенностей образовательной организации и ресурсов наставника. Учитывая текущий опыт образовательных организаций, основными вариантами могут быть: взаимодействие «активный учитель – пассивный обучающийся»мотивационная и ценностная поддержка с развитием коммуникативных, творческих, лидерских навыков, стимулирование идей саморазвития/самообразования, осознанного выбора индивидуального образовательного маршрута, в том числе в рамках выбора будущей профессии; взаимодействие «активный учитель – активный обучающийся» – совместная работа по созданию образовательного, творческого и/или социального проекта, в процессе которой наставляемый делится свежим видением и креативными идеями, которые могут оказать существенную поддержку наставнику, способствует развитию его гибких навыков и формированию компетенций в рамках выбора будущей профессии, а сам наставник выполняет роль организатора и куратора; взаимодействие «неравнодушный учитель – обучающийся в трудной жизненной ситуации» – деятельность по восстановлению утраченных ребенком связей и функций, восполнения среды жизнеобеспечения, усиления заботы о нем в конкретной жизненной ситуации, связанной с преодолением психологической и моральной травмы;взаимодействие «неравнодушный учитель – обучающийся с личностно значимой проблемой» – педагогическая/личностная поддержка, направленная на психоэмоциональную поддержку обучающегося в рамках решения конкретных личностно значимых проблем по преодолению социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, общении, образе жизни.Алгоритм деятельности образовательной организации при проектировании программ наставничества по модели «Учитель – ученик»Этап 1. Этап определения проблемы на основе анализа и оценки реальной ситуацииЭтап 2. Этап определения варианта модели наставничестваЭтап 3. Этап целеполаганияЭтап 4. Этап анализа и отбора внутренних и внешних ресурсовЭтап 5. Этап разработки организационной структуры управления модельюЭтап 6. Этап определения механизмов, необходимых для реализации моделиЭтап 7. Этап определения сроков реализации моделиЭтап 8. Этап планирования комплекса мероприятий по реализации моделиПринципы наставничества:- добровольность;- гуманность;- соблюдение прав наставляемого;- соблюдение прав наставника;- конфиденциальность;- ответственность;- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;- взаимопонимание;- способность видеть личность.Формы организации наставничества:- групповые практические занятия;- групповые и индивидуальные теоретические занятия;- индивидуальные занятия с отдельными наставляемыми;- самостоятельные тренировки по заданию педагога;- просмотр учебных кинофильмов и соревнований;- участие в спортивных соревнованиях.Основные формы проведения занятий:– участие в тематических мероприятиях;– участие в конкурсах различного уровня.– творческие мастерские;– кружки по интересам;– конкурсы;– работа по индивидуальным планам.Ожидаемые результаты внедрения модели наставничества:- создание образов, используя различные изобразительные материалы и техники;- формирование изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;- проявление творческой активности и развитие уверенности в себе. Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ СОШ №7, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций