Публикации Наставничество -от идеи до волпощения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наставничество -от идеи до волпощения
Автор: Лариса Викторовна Котова

Наставничество: от идеи к воплощениюКотова Лариса Викторовна,Педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, почетный работник в сфере образования Российской Федерации, г. РязаньАннотация: В статье описывается опыт создания и внедрения системы наставничества в детском танцевальном коллективе в учреждении дополнительного образования.Ключевые слова: Наставничество, система наставничества, индивидуализация обучения, повышение мотивацииНаставничество: от идеи к воплощениюНаставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» дан в декабре 2019 года.Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные программы, а также программы среднего профессионального образования. Учреждения дополнительного образования являются прекрасной площадкой для внедрения системы наставничества, так как они менее зарегламентированы образовательными стандартами, опираются преимущественно на социальный заказ, ориентированы на создание мотивирующего пространства для персонального жизнетворчества ребенка. В дополнительное образование приходят дети с разными образовательными потребностями и возможностями, уровнем самооценки и учебной мотивации, степенью подготовленности и опытом взаимодействия. Налицо необходимость индивидуализации образовательного процесса, усиления мотивации и обучения детей навыкам целеполагания и регуляции своего образовательного маршрута. По мере взросления и расширения творческого коллектива вопрос о грамотном, системном и целостном внедрении программы наставничества встает особенно остро. Наш коллектив был создан в 2000 году на базе ЦДТ «Октябрьский» и состоял из одной группы детей в количестве 15 человек, а сейчас это большой коллектив из 6 групп и численностью около 100 человек. Обучение ведется по нескольким дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам художественной направленности. В объединении три возрастных состава: младшие (5-7 лет), средние (8-12 лет) и старшая группа (12-15 лет).Задавшись вопросом повышения профессионального уровня коллектива, а также улучшения результатов на конкурсах различного уровня, мы начали искать способы решения этой проблемы. Нам нужен был результат. Хотелось, чтобы наш коллектив был сильным, конкурентноспособным, чтобы в связи с этим повышался и престиж всего нашего Центра. Для этого необходимо:
  • Улучшить показатели работы объединения, в том числе:
  • Удовлетворённость работой объединения со стороны детей и родителей.
  • Высокие результаты при участии в конкурсных мероприятиях различного уровня.
  • Сохранность контингента учащихся. Отсутствие травматизма учащихся.
  • Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире.
  • Профессиональная ориентация выпускников объединения и привлечение их в качестве наставников для учащихся объединения.
  • Исходя из этих потребностей, основными направлениями работы наставников выбраны:
  • учебная мотивация;
  • адаптация в обществе;
  • развитие талантов;
  • профессиональная подготовка;
  • профориентация;
  • поддержка в инклюзивном образовании;
  • реализация индивидуальных образовательных маршрутов.
  • Практика наставничества стандартно реализуется по пяти формам сотрудничества, однако в связи с особенностями работы Центра их можно уточнить и обобщить следующим образом:
  • «Педагог - педагог»;
  • «Педагог - волонтер»;
  • «Волонтер - учащийся»;
  • «Учащийся - учащийся»;
  • «Педагог - родитель».
  • Последняя из указанных форм является наиболее разработанной и применяется повсеместно, останавливаться на ней подробно не будем. Осветим подробнее моменты, возникшие при внедрении новых форм взаимодействия.Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что детям не хватает физической подготовки, развития танцевальных данных. Поэтому, мы внесли в программу еще одно занятие и пригласили в коллектив педагогов по гимнастике. Они проводили с нашими детьми занятия, а мы изучали и перенимали опыт их работы, учились у них. Пробовали сами. Изучали технику выполнения определенных гимнастических элементов, специальных упражнений на развитие физических данных учащихся. Педагоги по гимнастики стали нашими наставниками. Стал виден результат этого взаимодействия. Улучшились показатели танцевальных данных детей, что подтверждается результатами промежуточной и итоговой аттестации; повысился результат концертных и конкурсных выступлений. С использованием средств гимнастики и акробатики разнообразнее стал репертуар ансамбля, активизировалась творческая деятельность обучающихся. Форма наставничества, о которой шла речь выше, это «Педагог-педагог».Благодаря тому, что в Центре развито волонтерское движение, мы можем привлекать к занятиям детей старше 14 лет в качестве помощника. Так осуществляется модель «Педагог - волонтер» и «Волонтер - Учащийся». С первым опытом в роли наставников учащиеся встречаются при выполнении заданий. Например, на базе своей группы или группы младшего состава объединения. Вначале девочкам это сложно, сложно рассказывать технику выполнения какого-то упражнения, элемента. Сложно общаться со своими сверстниками, здесь преграждает путь психологический барьер, девочки стесняются, а вот показать или выполнить танцевальные элементы им намного проще. Это для них легко. Поэтому мы начинаем просто с показа учащимися движений, танцевальных элементов, комплексов, которые они знают сами.Становясь волонтерами, девочки прикрепляются к определенной группе. Они учатся у меня ремеслу педагога и хореографа и параллельно под присмотром осуществляют инструктаж младших. С младшим составом работает Полищук Елена, со средней группой - Агаршева Александра, а со старшей группой Баландова Екатерина.Наставническая работа осуществляется и при подготовке и участию в концертных и конкурсных мероприятиях. На выездных мероприятиях наставники помогают руководителю организовать учащихся, «разогреть» перед выступлением, помогают надеть костюмы, сделать причёски и макияж, говорят напутственные слова поддержки, «болеют» за них за кулисами.Следующая форма наставничества, хорошо зарекомендовавшая себя, - «Учащийся - Учащийся».В коллективе существуют номера, которые передаются от старших учащихся младшим, работу над ними можно доверить детям. Эту же форму работы мы используем в работе над номерами, в которых участвуют дети разного возраста - смешанный состав. У нас много таких номеров, где мы используем поддержки различные, трюки.Отдельно следует упомянуть, что ускорить процесс обучения возможно, если использовать форму «Учащийся - Учащийся» при передачи танцевального опыта от сильных учеников более слабым или отстающим.В работе с детьми я видела, что есть дети активные, трудолюбивые, заинтересованные, быстро схватывающие материал, а есть дети пассивные, безынициативные, вроде хотят научиться, пытаются, но у них ничего не получается. И я решила попробовать метод передачи умений и навыков не от педагога ребёнку, а от способных, сильных учеников менее способным или совсем отстающим. И это сработало. Наблюдая за такими парами, я подбадривала слабых детей, подсказывала сильным, как правильно объяснять материал, помогала советами. Детям я говорила, что мы одна команда, мы должны помогать друг другу, результат общий и зависит от каждого из нас и если будут отстающие, результата высокого не будет. И дети трудились. Ну конечно, приходилось работать и с помощью педагогических приемов, и с «зазнайками» в том числе. Но всё получалось. Дети по-другому стали оценивать себя и свои способности. В результате использования такой формы наставничества мы стали добиваться более быстрых результатов в обучающем процессе. Резюмируя пятилетний эксперимент, следует отметить, что используя различные формы наставничества, коллектив добился хороших результатов. У нас за прошлый год много побед, наград на конкурсах: 4 гран-при Международных конкурсов, Гран-при регионального телевизионного конкурса «Новые горизонты», много дипломов 1 и 2 мест на всероссийских конкурсах. Награждены почетной грамотой от Управления образования и молодёжной политики администрации города Рязани, наш коллектив участвует на различных концертных площадках и известен в районе и городе. Мы вырастили и воспитали хороших выпускниц и гордимся этим.