Публикации Статью обобщения опыта работы:"Научно-исследовательская деятельность в школе: опыт, находки, решения"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью обобщения опыта работы:"Научно-исследовательская деятельность в школе: опыт, находки, решения"
Автор: Смыслова Виктория Александровна

"Научно-исследовательская деятельность в школе: опыт, находки, решения" По мнению Л. С. Выготского «Основная цель школы – обучение, ориентированное на развитие». Важнейшая задача школы – научить школьника самостоятельно учиться. Исследовательская деятельность как нельзя лучше отвечает этим требованиям. В современных условиях возрастает роль исследовательской деятельности учащихся, которая становится важным фактором интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. Исследовательская деятельность имеет плюсы в плане активизации самостоятельной познавательной деятельности, как учителя, так и детей, ставит их обоих в субъектную позицию. Это важно еще и потому, что такая работа, по сути, есть подготовка к вузовской научной работе. Студенты, которые «прошли» через опыт исследовательской работы в школе, в том числе, в работе школьного научно-исследовательского общества, значительно успешнее в студенческой «науке», чем те, кто был лишен этого опыта в школе.Таким образом, особую значимость сегодня приобретает именно организация исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно-профессиональное становление.От профессиональной подготовки учителя, его педагогического мастерства, творчества, готовности к инновационной деятельности зависит эффективность педагогической системы. Академик Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников». Учитель был и остается главным условием для освоения новых программ и учебников, развития творческой, духовно богатой личности. Учитель сам должен обладать исследовательской культурой и научить этому детей. Данная работа является обобщением опыта по организации исследовательской деятельности на уроках английского языка в Бондарской средней общеобразовательной школе и будет полезна учителям, которые только начинают заниматься этой проблемой. Исследовательская деятельность учащихсяМир, в котором мы живем, стремительно меняется. Общество требует от человека новых качеств. Прежде всего, это способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу.В современных социально-экономических условиях усиливается роль исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе школы. Исследовательская деятельность в наибольшей степени содействует формированию творчески мыслящей, конкурентоспособной личности.Цели исследовательской деятельности:
  • привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
  •  развитие творческих способностей и познавательных интересов;
  • углубление общеобразовательной подготовки;
  •  развитие личностных качеств учащихся.
  • Функции исследовательского подхода.Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии: 
  • воспитание познавательного интереса;
  • создание положительной мотивации учения и образования;
  • формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
  • развитие интеллектуальной сферы личности;
  • формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности.
  • Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
  • во введении общих и частных методов исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  • в организации учебной и внеурочной образовательной и поисково-творческой деятельности;
  • в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  • в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
  • Ведущими методами являются индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский методы.Общие методы исследования:Эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.Теоретические методы исследования: абстрагирование, формализация.Комплексные методы исследования: анализ синтез, моделирование. Виды исследовательской деятельностиГоворя об исследовательской деятельности, следует разграничивать понятия научно-исследовательская деятельность и учебно-исследовательская деятельность. Научно-исследовательская деятельность – это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.По мнению М. Н. Арцева: «Главное не овладение новыми фактами, а научение алгоритму ведения исследования, навыкам, которые будут использованы в исследовании любой сложности и тематики». Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.   Исследовательский подход является одним из способов познания окружающего мира. Этот метод познания связан с интеллектуальной деятельностью человека. Приобщение учащихся к исследованию начинается с мотивации.Именно на этой стадии каждый ученик должен увидеть конкретные результаты своей деятельности. Прежде исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи.Формирование исследовательской культуры школьниковОчень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.Т.А. Файн выделяет следующие компоненты исследовательской культуры: 1) мыслительные умения и навыки:
  • анализ и выделение главного;
  • сравнение;
  • обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий:
  • конкретизация, доказательства и опровержение;
  • умение видеть противоречия.
  • 2) умения и навыки самостоятельной работы с книгой и другими       источниками информации;3) умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;4) специальные исследовательские умения и навыки (в старших классах).Для каждого возраста характерны определенные умения и навыки.Что касается развития исследовательских умений и навыков, то учащиеся должны развивать следующие исследовательские умения и навыки:
  • выявления и постановки проблемы;
  • уточнения неясных вопросов;
  • формулирования гипотезы;
  • планирования и разработки исследовательских действий;
  • сбора данных (накопления фактов, наблюдений, доказательств);
  • анализа и синтеза собранных данных;
  • сопоставления данных и умозаключений;
  • подготовки и написания сообщений;
  • выступления с подготовленным сообщением;
  • переосмысления результатов в ходе ответов на вопросы;
  • проверки гипотез;
  • построения обобщений и выводов;
  • разработки проекта;
  • защиты проекта.
  • Формы исследовательской деятельности
  • Исследовательские игры для младших школьников.
  • Исследовательские проекты для учащихся среднего звена.
  • Научно-исследовательские работы в старших классах.
  • Выбор темы и методов исследованияВесь класс располагается вокруг большого стола или нескольких составленных вместе столов, на которых впоследствии будут разложены карточки с символическими изображениями методов и тем исследований. После того как ребята разместятся, учителю необходимо объявить, что сегодня дети будут учиться проводить самостоятельные исследования, что им предстоит выполнять работу, которую делают взрослые ученые.Карточки с темами исследований: Австралия, Канада, Новая Зеландия   Дети выбрали тему «Австралия». Их задача заключается в подготовке небольшого сообщения об этом. Но для начала надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это сделать? Выбрать метод исследования и начать с карточки «Подумать!»  Вспомнить все,  что дети знают об Австралии.Использование карточки «Спросить у другого человека» поможет обменяться информацией друг с другом, дополняя свои знания. Для пополнения информации об Австралии ученикам требуются знания из других источников: книг, Интернета, телевизора. Следует помнить, что набор используемых методов исследования зависит от ваших реальных возможностей.В результате проведенной работы ученики получают информацию о местонахождении Австралии, ее размере, климате, политическом устройстве и др.