Публикации Адаптированная рабочая программа курса биологии для детей с ОВЗ (VII вид), 8 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная рабочая программа курса биологии для детей с ОВЗ (VII вид), 8 класс
Автор: Прокопьева Диана Майановна

Муниципальное общеобразовательное учреждениеМБОУ «Сунтарская средняя общеобразовательная школа №1 имени А.П.Павлова»Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) Адаптированная рабочая программа курса биологии для детей с ОВЗ (VII вид), 8б классКоличество часов в неделю – 2 часа, всего 70ч.Прокопьева Диана Майановна, учитель первой категории2020-2021 учебный годс. СунтарПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И. Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована по учебнику «Биология: Человек» 8 класс: учебник / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: «Дрофа», 2015 с учетом особенности развития мыслительных операций у учащихся с ОВЗ (VII вид).В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 8 классе отводится 70 часов. Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в соответствии с учебным планом ОУ по индивидуальному обучению, 7 вид. Срок реализации программы в этом учебном году с 1 сентября по 31 мая 2020-2021 учебного года.Рабочая программа адресована учащимся с ОВЗ (7 вид) 8 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения.Принципы отбора основного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителя, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета. Концептуальной основой раздела биологии 8 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Курс биологии в 8 классе направлен на формирование у учащихся представлений о месте человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности. В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
  • Изучение биологии в 8 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.
  • реализация установок здорового образа жизни.
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающим, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
  • Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕРеализация образовательных программ, адаптированных к особенностям детей с задержкой психического развития по предмету биология1. Особенности детей с задержкой психического развития. Понятие “задержка психического развития” (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, что делает невозможным овладение программой первого класса массовой школы. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с незрелостью высших психических функций, с нарушениями, памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук отрицательно сказывается на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребенку на первых этапах обучения в школе. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико - грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижение слухоречевой памяти. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Характерным признаком семилетних детей с ЗПР является недостаточная готовность к школе. Дети с задержкой психического развития составляют неоднородную группу, т.к. различными являются причины и степень выраженности отставания в их развитии. В связи с этим трудно построить психолого-педагогическую классификацию детей с ЗПР. Общим для детей данной категории являются недостаточность внимания, гиперактивность, снижение памяти, замедленный темп мыслительной деятельности, трудности регуляции поведения. Однако стимуляция деятельности этих детей, оказание им своевременной помощи позволяет выделить у них зону ближайшего развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности умственно отсталых детей того же возраста. Поэтому дети с ЗПР, при создании им определенных образовательных условий, способны овладеть программой основной общеобразовательной школы и в большинстве случаев продолжить образование.2. Организация и содержание обучения школьников с задержкой психического развития. Вместе с тем, практика показывает, что обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками дает хороший эффект в отношении личностного развития и социализации и той, и другой категории учащихся, а также соответствует нормам международного права и российского законодательства. Таким образом, интегрированное обучение детей с отклонениями в развитии при соответствующем обеспечении следует признать оптимальной формой организации учебно-воспитательного процесса. Обучение детей с отклонениями в развитии, независимо от формы организации специального образования, должно проводиться в строгом соответствии с заключениями соответствующего лечебно-профилактического учреждения и/или ПМПК о форме обучения и рекомендованными образовательными программами. Существует три вида образовательных программ для детей с отклонениями в развитии: для умственно отсталых в степени дебильности - программа вспомогательной школы (специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида); для детей с задержкой психического развития (ЗПР) - программы для детей с ЗПР; для всех остальных детей - программы массовой школы.3. Требования к качеству обучения школьников с задержкой психического развития. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к учащимся общеобразовательной школы. При выполнении этих требований к обязательному уровню образования необходимо учитывать особенности развития детей с ЗПР, а также их возможности в овладении знаниями, умениями, навыками по каждому предмету. Параметры измерителей учебных достижений учащихся школы (школы-интерната) для детей с ЗПР аналогичны параметрам для детей, обучающихся в общеобразовательной школе. Конкретные задания, разрабатываются педагогами, работающими с детьми, с учетом клинико-психологических особенностей детей с ЗПР и их возможностей в получении образования. Целесообразно применение заданий тестового характера с выбором ответов. В связи с недостатками памяти детей с ЗПР текущие проверки овладения знаниями должны проводиться чаще, чем в школе общего назначения.Пояснения к адаптированным программам для обучения школьников с задержкой психического развитияТребования к знаниям, умениям учащихся и темы предлагаемой программы дается в облегченной форме.Планируемые результаты обученияДеятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:1) знание основных принципов и правил основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;2) реализация установок здорового образа жизни;3) сформированность интеллектуальных умений (сравнивать, делать выводы). Метапредметными результатами освоения учащимися школы программы по биологии являются:1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; делать выводы и заключения.2) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к собственному здоровью и окружающих;4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков клеток и тканей человека; организма человека) и процессов (питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение).приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;классификация иметь представление человека к определенной систематической группе;объяснение роли биологии в практической деятельности людей; проявления наследственных заболеваний у человека;различение на таблицах органов и систем органов человека;сравнение клеток и тканей человека, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; 2. В ценностно-ориентационной сфере:знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.3. В сфере трудовой деятельности:знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).4. В сфере физической деятельности:освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.5. В эстетической сфере:овладение умением оценивать свое поведение, поддерживать здоровый образ жизни.Рабочая программа ориентирована на использование учебника: «Биология: Человек» 8 класс: учебник / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - М.: Дрофа, 2015. Дополнительная литература для учителя:
  • Фасевич И.Н., Поцелуйко Е.Н., Селезнева Е.В. Биология. 6-11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
  • MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» - научные новости биологии - Эйдос - центр дистанционного образования - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».Содержание учебного курсаОбщий обзор человека – 7ч.Анатомия, физиология, психология и гигиена человека. Общий обзор организма. Уровни организации; органы и системы органов. Клеточное строение организма. Систематическое положение человека. Рассказать о сходстве человека с представителями различных отрядов животных. Историческое прошлое людей. Предшественники людей; древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Расы человека, нацизм. Внешняя и внутренняя среда организма; строение клетки; деление клетки. Ткани.Координация и регуляция – 8ч.Эндокринная система.Роль эндокринной регуляции. Органы эндокринной системы; единство нервной и гуморальной регуляций; свойства гормонов. Функция желез внутренней секреции.Нервная система. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг. Отделы головного мозга; продолговатый мозг; мост; мозжечок; средний мозг. Функции переднего мозга, большие полушария головного мозга; старая и новая кора большого мозга. Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.Анализаторы. Органы чувств- 4ч.Анализаторы. Ощущения; строение и функции анализаторов; значение анализаторов. Зрительный анализатор.Значение зрения; положение и строение глаза; ход лучей через прозрачную среду глаза; строение сетчатки; корковая часть зрительного анализатора. Гигиена зрения. Предупреждение глазных инфекций; предупреждение близорукости и дальнозоркости; предупреждение косоглазия; борьба с помутнением хрусталика – катарактой; травмы глаза. Слуховой анализатор. Значение слуха; строение органа слуха; наружное ухо; среднее ухо; внутреннее ухо; гигиена органов слуха. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Органы равновесия; мышечное чувство; кожная чувствительность; обоняние; орган вкуса; иллюзии; компенсация одних анализаторов другими.Опорно-двигательная система – 4ч.Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет. Скелет свободных поясов конечностей: добавочный скелет. Соединение костей.Скелет верхней конечности; скелет руки; скелет нижних конечностей; неподвижные соединения костей; полуподвижные соединения костей; подвижные соединения – суставы. Строение мышц. Работа скелетных мышц и их регуляция. Осанка. Предупреждения плоскостопия. . Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.Внутренняя среда организма – 4ч. Компоненты внутренней среды; относительное постоянство внутренней среды; состав крови; плазма крови; эритроциты; лейкоциты; тромбоциты, или кровяные пластинки; анализ крови; кроветворение.Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. История изобретения вакцин; лечебные сыворотки; естественный и искусственный иммунитет; аллергия; тканевая совместимость; переливание крови; резус-фактор.Транспорт веществ – 6ч.Транспортные системы организма. Органы кровеносной системы; лимфатическая система; строение артерий, капилляров, вен и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца, сердечный цикл; регуляция сердечных сокращений. Движение крови по сосудам. Причина движения крови; артериальное давление крови; скорость кровотока; пульс; распределение крови в организме; поддержание постоянства артериального давления; нарушение артериального давления. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов. Сердце тренированного и нетренированного человека; правила тренировки сердечно-сосудистой системы; размеры сердца и здоровье; последствия гиподинамии; влияние курения; первая помощь при стенокардии; первая помощь при гипертоническом кризе. Первая помощь при кровотечениях.Дыхание – 2ч.Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. Легкие; газообмен легких; тканевое дыхание. Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Нервная регуляция дыхания; чихание и кашель; гуморальная регуляция дыхания; действие никотина на органы дыхания; воздушная среда и ее охрана; борьба с пылью; источники загрязнения атмосферного воздуха. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Пищеварение - 4ч.Питание и пищеварение. Пища – источник энергии и строительного материала; пищеварение; органы пищеварения; продукты питания; питательные вещества; значение кулинарной обработки пищи. Пищеварение в ротовой полости. Рецепторы вкуса; механическая и химическая обработка пищи; строение зубов; уход за зубами; заболевания зубов. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Желудок; двенадцатиперстная кишка; пищеварительные ферменты; микроорганизмы кишечника. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. Всасывание; печень и ее роль в организме; толстая кишка. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Правила приема пищи; кишечные инфекции и их предупреждение.Метаболизм – 2ч.Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. Основное свойство живых существ; пластический и энергетический обмен; обмен белков; обмен жиров; обмен углеводов; обмен воды в организме; обмен минеральных солей. Витамины. Роль витаминов в обмене веществ. Энерготраты человека и пищевой рацион. Основной обмен; общий обмен; энергетическая емкость (калорийность) пищи; нормы питания; режим питания.Выделение – 4ч. Выделение. Значение выделения; органы мочевыделения; строение и работа почек; нефроны; предупреждение почечных заболеваний.Кожа – наружный покровный орган, строение и функции кожи; защитная функция кожи; выделительная и дыхательная функции кожи; роль кожи в обменных процессах; рецепторная функция кожи; участие кожи в теплорегуляции. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Уход за кожей; уход за ногтями и волосами; гигиена одежды и обуви; причины кожных заболеваний; грибковые и паразитарные заболевания кожи; травмы; обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Выработка тепла и теплоотдача; первая помощь при тепловом и солнечном ударе; закаливание; способы закаливания.Размножение – 4ч.Жизненные циклы. Размножение. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем: СПИД; сифилис. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Новорожденный и грудной ребенок; половое созревание; темперамент; характер; индивид и личность. Интересы, склонности, способности.Высшая нервная деятельность - 5.Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Высшая нервная деятельность; И.М. Сеченов и И.П. Павлов; торможение условного рефлекса; метод условных рефлексов; разные формы торможения; доминанта. Врожденные программы поведения – безусловные рефлексы, инстинкты; приобретенные программы поведения. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Потребности людей и животных; роль речи в познании и труде; роль речи в развитии высших психических функций; познавательные процессы; ощущения и восприятия; представление памяти и воображения; память; воображение; мышление. Воля, эмоции, внимание.Здоровье человека – 5ч.Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой помощи. Вредные привычки и заболевания человека. Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание. Гигиена человека.Перечень контрольных работ:
  • «Нервная система».
  • «Кровь».
  • «Обмен веществ».
  • Итоговая контрольная работа «Человек и его здоровье».
  • Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы, методы, средства обученияФормы обучения:* фронтальная (общеклассная)* групповая (в том числе и работа в парах)* индивидуальнаяСредства обучения:* для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (карточки, тесты, картинки), технические средства обучения (компьютер, проектор) , мультимедийные дидактические средства;* для учителя: книги, методические рекомендации.Используемые виды и формы контроляВиды контроля:* вводный,* текущий,* тематический,* итоговый,* комплексныйФормы контроля:* проверочная работа;* фронтальный опрос;* лабораторные работы;* оценка и самооценка учащимися своих работ;Учебно-тематическое планирование