Публикации
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Автор: Татьяна Васильевна Казьмина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.
Автор: Татьяна Васильевна Казьмина
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская грамотность.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит…что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».Чтение – это не только процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:- выделять главную мысль всего текста или его частей;- понимать информацию, содержащуюся в тексте;- преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;- применять информацию из текста в изменённой ситуации;- критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации.Существует множество способов и приёмов, способствующих развитиючитательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствоватьвозрастным особенностям учащихся. Чтобы вызвать интерес у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую следующие приемы, которые помогают «пропустить» текст через себя.Приёмы работы с текстом при изучении нового материала1. Прием «Верите ли вы, что…»Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же времяспособствовать вдумчивой работе с текстом, критически восприниматьинформацию, делать выводы о точности и ценности информации. Его можно использовать в 2-х вариантах.1.вариант. Этот прием помогает развивать умение прогнозировать, если используется в начале урока. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие утверждения были верными, а какие ошибочными.Предлагаю утверждения к творчеству М. Ю. Лермонтова «Бородино» 5 класс.- несколько раз Лермонтов был на Кавказе (В)- Лермонтов писал не только литературные произведения, но ещё увлекался живописью (В)- ему принадлежит баллада «Кубок» (Н)- в «Бородино» говорится о войне 1812 г (В)2 вариант. В более старших классах этот приём может быть использован после самостоятельного прочтения материала учащимися, с целью выявления его восприятия.Например, на уроке по жизни и творчеству А.С. Грибоедова :1. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов был сводным братом А. С.Пушкина, поэтому у них одинаковые имена и отчества? (Неверно)2. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов погиб на дуэли? (Неверно)3. Верно ли утверждение, что А. С. Грибоедов происходил из древнегодворянского рода? (Верно)Приём «Письмо с дырками (пробелами)».Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний . Смысл его заключается в составлении рассказа о каком- либо лингвистическом или литературоведческом понятии по опорным словам. Так в 5 классе проверяется сформированность Имя существительное - …., которая обозначает… и отвечает на вопросы…Имена существительные относятся к …, … или …. роду и изменяются по … и ….В предложении имена существительные бывают …., ….., ……Приём «Лови ошибку»Описание: универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учащимся предлагается задание:Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь. Можно работать индивидуально – у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем. Цель методического приема «Лови ошибку» состоит в том, чтобы создать благоприятную обстановку, в которой учащиеся будут не только исправлять свои ошибки, но и анализировать их, находить причины возникновения и предлагать возможные пути их решения. Это помогает учащимся активнее включаться в учебный процесс, развивают их аналитические навыки и критическое мышление.Приём «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока:в начале урока – при устных упражнениях или повторении;в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления;в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии.Прием «Мозаика». «Реставрация текста»Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.Текст разделяется на части (предложения, абзацы).Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их правильной последовательности. Ученики определяют и смысловую , и грамматическую связь между предложениями в тексте. Например:Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Осенью певчие птицы улетают на юг. Все они будут ждать возвращения на родину. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.Текст для проверки:I. Осенью певчие птицы улетают на юг.II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.IV. Все они будут ждать возвращения на родину. (Евгений Чарушин)Приём «Тонкий и Толстый вопрос»Это прием из технологии развития критического мышления используется дляорганизации взаимоопроса.Стратегия позволяет формировать:• умение формулировать вопросы;• умение соотносить понятия.Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три«тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом.Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»вопросов.Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована налюбой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.Пример, произведение «Васюткино озеро» В.П.Астафьева.«Тонкие»- Кто главный герой произведения?- Что произошло с Васюткой? Что взял в тайгу с собой Васютка?- Когда Васютка понял, что заблудился, что он делал?«Толстые»- Как вы думаете, почему никто не ругал Васютку: ни мама, ни папа, а дедушка даже пообещал купить ружьё?- Как вы думаете, что помогло Васютке выжить в тайге?- Как вы думаете, какие уроки даёт природа герою и читателю? Перепутанные логические цепочкиЭто прием из технологии развития критического мышления. Используется на стадии рефлексии для осмысления глубины восприятия материала.- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные- Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки.- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют.Восстановите последовательность эпизодов в романе:1.Обед у Троекурова 2. Первое свидание Маши и Дубровского3. Троекуровы в гостях у князя Верейского 4. Письмо Маши князю Верейскому5. Саша прячет кольцо в дупле6. Дубровский останавливает карету князя Верейского7. Ссора Дубровского и Троекурова8. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского9. Суд10. Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку11. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского12. ПожарПоследовательность эпизодов в романе1.Ссора Дубровского и Троекурова2. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского3. Суд4. Возвращение В.Дубровского в родную Кистенёвку5. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского6. Пожар7. Обед у Троекурова 8. Первое свидание Маши и Дубровского9. в гостях у князя Верейского10. Письмо Маши князю Верейскому11. Саша прячет кольцо в дупле12. Дубровский останавливает карету князя ВерейскогоСинквейнСинквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.Правила написания синквейна:В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.При помощи синквейна можно несколькими словами охарактеризовать литературного героя, передать его человеческую сущность. Составляя синквейн, каждый ученик показывает глубину понимания текста и реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным:ДубровскийСмелый, благородныйБорется, защищает, любитВызывает к себе уважениеГерой.Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет обучающимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.