Публикации Интерактивная игра

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивная игра
Автор: Бесполудина Лилия Владимировна

Формирование функциональной читательской грамотности дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы)Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело. К. Д. УшинскийСлайд 2В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Вопрос готовности дошкольного учреждения, родителей и воспитателей к работе по приобщению детей к чтению, развитию у них устойчивого интереса к литературе, любви к чтению, формирования начальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой на современном этапе является достаточно актуальным.Слайд 3Период дошкольного детства является важным этапом воспитания грамотного читателя, он закладывает основы литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является пассивным слушателем читаемого ему произведения воспитателем, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному, а так же вывести дошкольника на следующий активный этап, когда ребенок начинает сам проявлять интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам. Выпускник детского сада должен иметь богатый литературный багаж, у него должны быть воспитаны устойчивый интерес и бережное отношение к книге.Приобщение ребенка к книге - одна из важных задач, стоящая перед педагогами ДОУ сегодня. Если быть точнее, то в детском саду мы должны формировать предпосылки читательской грамотности.Слайд 4Читательская грамотность – это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, участвовать в социальной жизни.Слайд 5У детей дошкольного возраста наблюдаются предпосылки читательской грамотности:- формирование у детей интереса к чтению, мотивации к обучению чтению, воспитание будущего читателя-становление и развитие у детей смыслового восприятия фольклора и художественной литературы, процесса понимания на слух и интерпретации информации из текстов различных жанров.-стимулирование детской активности в применении извлеченной информации в самостоятельной игровой, творческой, бытовой деятельности.-предпосылки обучения грамоте через формирование звуковой аналитико-синтетической активности.-предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства.Слайд 6Формирование основ читательской грамотности с дошкольниками проходит в 4 этапа1. Организационно-подготовительный – организация предметно-развивающей и речевой среды2. Мотивационно-диагностический – продуманный анализ содержания произведения3. Деятельностный – развитие у детей самостоятельности в словесно-творческих проявлениях4. Рефлексивный –организация совместной игровой деятельности с детьми по мотивам произведения художественной литературыСлайд 7Для того чтобы работа по формированию читательской грамотности активно внедрилась в работу ДОУ необходимо создать ряд условий:Развивающая предметная пространственная и речевая среда, способствующая развитию эстетического восприятия книг и раскрытию творческого потенциала личности дошкольников в процессе работы с книгами. Для этого в каждой группе детского сада созданы книжные уголки в соответствие с возрастом детей.Слайд 8Выделение отдельной зоны в холле детского сада, для создания мини-библиотеки, где бы для детей были предложены книжные издания, которые можно будет взять домой и почитать в кругу семьи. Создание на территории детского сада «Уличной библиотеки», цель которой установить взаимообмен книгами между всеми участниками образовательных отношений. На полках такой библиотеки может быть представлена не только детская литература, но и литература педагогического характера для родителей, литература для чтения в кругу семьи.Эта работа предполагает включение в деятельность всех участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей, а также социальных партнеров ДОУ (библиотеку семейного чтения).Что бы работа была организована продуктивно, необходимо вести её с использованием технологии проектирования. Разработать проект «Книга наш самый главный друг».Цель проекта: Создание условий для формирования читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности.Задачи проекта:1. Формирование читательской компетентности дошкольников как условие развития функциональной грамотной личности.2. Повысить читательский уровень педагогов по проблеме приобщения ребёнка к чтению: Организация педагогического процесса, основанного на традиционных и инновационных методах, для эффективного влияния на развитие интереса к чтению.3. Формирование у родителей осознания ценности детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечение их в решение проблемы.Ожидаемые результаты:1. Создание условий в ДОУ по формированию у дошкольников читательской грамотности.2. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.3. Обогащение словаря, развитие связной речи детей4. Активное участие родителей в жизни детского сада5. Положительное отношение родителей к совместной деятельности с педагогами.6. Возрождение чтения в кругу семьиИтак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, значительно сократится число людей, не способных или не желающих приобщиться к духовному опыту человечества посредством книгИнновационность проекта будет заключается в создании коллектива единомышленников в развитии читательской компетенции детей детского сада, педагогов, родителей и работников библиотеки.