Публикации Урок-путешествие по русскому языку: «Виды придаточных предложений». 9 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-путешествие по русскому языку: «Виды придаточных предложений». 9 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Урок-путешествие по русскому языку: «Виды придаточных предложений». 9 класс.Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Виды придаточных предложений», закрепить пунктуационные навыки, развивать речевые навыки при редактировании текста, учить бесконфликтному общению с другими людьми, взаимопомощи, самостоятельности, рефлексии.Оборудование: карта, ромашка с заданиями, фишки, На столе у каждой пары в группе – текст для редактирования, упражнение для определения видов придаточных, материал для самопроверки : нормы оценок цифрового диктанта, учебники с орфографическим словариком. Ход урока.1.Какой раздел лингвистики мы изучаем? (Синтаксис) -Что изучает синтаксис?-Какие предложения мы изучаем? (СПП)Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению СПП в речи. Запишем тему урока.Чтобы интересней нам было работать, поиграем. Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по стране Синтаксис.У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.-Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие? (Внимание, взаимопомощь, умение принимать решения, быстро ориентироваться в ситуации) Надеюсь, мы обладаем такими качествами. Начало маршрута – штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в штате Хорошее Настроение.Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем зеленый сфетофорик - путь свободен, если будут затруднения, желтый, за невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня не понадобятся.2 мин.1. Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация : на доске записано предложение К берегу причаливал катер, на борту которого суетились люди и моторная лодка.-Почему смысл предложения абсурден? (Нужно придаточное определительное отделить второй запятой перед союзом и)Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда получает зеленую фишку).2 мин.3. Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды подходят, берут по лепестку, на каждом задание .Цель: повторить теоретические знания по теме, развитие монологической речи на лингвистическую тему. 1) Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении, пунктуации и связи в нем. 2) Расскажите о СПП с придаточными определительными 3) Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными. 4) Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.( Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо, но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору. 8 мин4. Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид придаточного.Задание. Сравните предложения, определите вид придаточных (устно) Я был там, где он родился. (обст. места - где?) Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)(Проверка задания, раздача фишек)2 мин2. Впереди у нас море Грамотеев. Чтобы преодолеть его, нужно выполнить задание - Словарный диктант с последующей самопроверкой. По лексическому значению определите слово и запишите его доски работают сам-но по одному человеку от каждой команды.1) То, что переходит от одного поколения к другому. (традиция).2) Воздавать почести кому-нибудь. (чествовать3) Продолжительная частая стрельба из многих орудий (канонада).4) Искусство театрального танца (балет).5) Музыкально-драматическое произведение, предназначенное для исполнения в театре (опера).6) Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде (экология).7) Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы (резерв).8) Запасы, источники чего-то (ресурсы).9. Внедрение электрической энергии в хозяйственную жизнь (электрификация).10. Публичное сообщение на какую-нибудь тему (доклад).11. Предстоящий (будущий).(Самопроверка по словарю, выставление оценок. Нормы оценок даются детям: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки. Оценки фиксируются в маршрутном листе).6 мин6. Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя , отредактировать отрывок из сочинения ученика.1 вариант. Летом я прочитал книгу «Белый Бим Черное ухо». Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.Возможный вариант редакции. Летом я с большим интересом прочитал книгу, которая учит нас быть добрыми, заботиться о животных. Это произведение Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».2 вариант. Наша малая родина –Урал. Уральские горы невысоки, которые красиво называют каменным поясом. Каменный пояс суров, так как кругом скалы, которые покрыты лесами, среди гор – глубокие озера, глубокие реки. Край наш богат полезными ископаемыми , красивыми самоцветами невиданной красы.(Проверка всех вариантов редактирования, найдите СПП, назовите виды придаточных, объясните знаки препинания , раздача фишек в зависимости от качества выполнения работы).5. Станция Компьютерная. Расставить знаки препинания в программе «Фраза». (Тема №2 СПП, варианты с 515 по 518 на выбор) Полученные оценки поставьте в тетрадь на полях. (7 и 8 задания выполняются по очереди: 1 ряд у компьютера, 2 – редактирование текста, потом 2 ряд у компьютера, 1 – редактирует текст.4. Океан знанийЦифровой диктант. Слушая афоризмы, определить вид придаточного, оформляя его цифрой. 1 – определительное 2 - изъяснительное 3 - обстоятельственное, рядом указать его вид.
  • Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
  • Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново.
  • Глубоко верю, что лучше человека ничего нет на земле.
  • Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.
  • Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
  • Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.
  • (Взаимопроверка по шифру 1-1, 2-1, 3-2, 4-3 времени, 5-3 цели, 6-3 времени. Нормы оценок: «5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ош., «3» - 3 ош. Фиксирование оценок в маршрутном листе. Работа над ошибками: дети, допустившие ошибку, называют номер предложения, учитель вновь его зачитывает, называется придаточное, определяется его вид).4 мин.10. Впереди – штат Хорошее Настроение. Мы войдем в него, если справимся с последним заданием.Составить памятку из четырех СПП, используя советы Карнеги:Если вы хотите понравиться людям,-чаще улыбайтесь;-искренне интересуйтесь жизнью других людей;-умейте выслушать до конца говорящего с вами;-говорите об интересующем вашего собеседника.(Памятка. Если вы хотите понравиться людям, чаще улыбайтесь. Искренне интересуйтесь тем, чем живут другие люди. Умейте выслушать до конца того, с кем говорите. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.) (Устно)Я думаю у нас у всех хорошее настроение, поделитесь им со своими близкими, поздравив их с Новым годом этими открытками. Итоги урока.Путешествие подходит к концу, подсчитаем кол-во зеленых светофориков, проанализируйте свою работу на уроке, учитывая тестовую работу и работу на компьютере, поставьте оценку на полях.