Публикации Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением интеллекта
Автор: Плужник Валентина Николаевна

Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением интеллектаПлужник Валентина Николаевна, учитель-дефектолог МБДОУ детский сад № 12, г. БелгородЗрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: произвольность, целенаправленность, зрительно-моторные координации, навыки зрительного обследования, аналитико-синтетическую деятельность зрительного анализатора, объем, константность восприятия. Предшкольный и дошкольный возраст – это период чувственного познания окружающей среды. Иная картина наблюдается у детей с интеллектуальными нарушениями. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные для детей с интеллектуальными нарушениями, затрудняют знакомство с окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие у этой категории детей в целом значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Дошкольники с нарушением интеллекта недостаточно владеют способами обследование предметов, они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо действуют ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Зрительное восприятие у детей с интеллектуальными нарушениями без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Ребенку с интеллектуальными нарушениями для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем типично развивающемуся ребенку.Одним из обязательных условий повышения эффективности процесса развития зрительного восприятия дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Семья для ребёнка - источник общественного опыта и развивающая среда. Здесь он находит пример для подражания, происходит его социальная адаптация. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, сохраняется в течение всей жизни.Сотрудничество - это общение «на равных», активная помощь друг другу, диалог, развивающий участников. Овладевать искусством вести диалог, искать позитивные способы и новые формы общения необходимо и родителям и педагогам.Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. «Открытость детского сада» - это вовлечение родителей в его образовательный процесс. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей, внести свой вклад в образовательный процесс. От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все, и, прежде всего - дети.Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы убедить родителей в важности закрепления полученных в дошкольном учреждении навыков, осуществлять систематическое, разностороннее педагогическое просвещение семьи, включая передачу теоретических знаний и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также в распространении положительного опыта семейного воспитания детей. Были выделены общепедагогические и специфические условия взаимодействия учителя-дефектолога с родителями по вопросам развития зрительного восприятия детей:
  • взаимное доверие и уважение между педагогом и родителями;
  • соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
  • сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
  • взаимосвязь разных форм работы;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями определенной последовательности, системы.
  • Для активизации и обогащения воспитательных и обучающих умений родителей систематически проводятся консультации. Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки. ЛИТЕРАТУРАБашаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2005. – 272 с.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью // Дефектология. — 2007. — № 6. — С. 49–59 .Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991.— 191 с.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова - М.: Просвещение, 2009. -- 160 с.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 180 с.