Публикации Доклад: «Музыкальная культура Древней Руси».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Музыкальная культура Древней Руси».
Автор: Чернега Ангелина Владимировна

Доклад: «Музыкальная культура Древней Руси».Принято считать, что музыка является одним из главных искусств человечества. Она везде, и нельзя представить существование без мелодий, которые согревают душу, поднимают настроение или просто ослабляют человеческий организм. Музыка с нами от рождения и до конца жизни. Жанры этого искусства меняются с годами, вернее, даже не жанры, а их исполнения, но если в сегодняшней современности, можно выбрать музыку на любой вкус, то всё равно она не меняет своего назначения, мелодия есть мелодия. В древней Руси музыкальные творения были тесно связаны с жизнедеятельностью людей, то есть, что делали о том и пели. В основном исполнителями народных и обрядовых мелодий были так называемые "скоромохи и волхвы". Они непросто пели и играли, а также устраивали целые музыкальные спектакли, поскольку были на то время профессионалами. Первые инструменты, такие как волынка, гусли, бубны, дудки, очень быстро завоевали сердца людей и что самое интересное, за музыкальный инструмент даже считали, колокол. Это был отдельный музыкальный жанр, имевший три вида, звон, перезвон и благовест. Надо сказать, что тогда все мелодии были монотонными и предназначались для определённого повода. Как, оказывается, сама музыка залегла в душу народа ещё раньше чем были придуманы ноты как "инструмент" записывания мелодий, тогда её передавали на слух от учителя к ученику и, конечно, была система знаков, которая, обозначала лишь направление мелодии под каждым текстом. Климент Александрийский, всячески отвергал использование каких- либо музыкальных инструментов, поскольку считал, что человеческий голос - это уже инструмент которому нет равных, так в моду вошёл способ исполнения как а а капелла, то есть пение без музыкального сопровождения. Часто такой способ использовался в церковном направлении и людям было непросто совмещать народный жанр и духовный так, чтоб они не соприкасались. В церковном ладе использовалось два стиля пения, сольный и хоровой, который делился на четыре согласия: мрачное светлое, тресветлое и простое, каждое из которых имело по три звука. По фрескам Софийского собора, можно сказать ,что церковная и народная музыка были уже далеко не единственным жанром древней Руси, поскольку на рисунках изображены факты светской музыки, периода киевских князей. Щипковые и смычковые инструменты, а также целые группы музыкантов с разными лицедеями, что говорит о том,что древние князья очень ценили исполнителей и восхищались музыкальными представлениями. При каждом монархе содержалась всегда целая группа певчих дьяков ,которые были на особом содержании. Всего три типа голоса, вершники, путники и нижники, но был ещё и один универсальный голос, демественник, который включал в себя все три. Церковная музыка обосновала толчок для образования академического жанра, и музыки в целом народная породила лирические и исторические стили исполнения, которые меняются и преображаются на протяжении существования всего человечества.Зародившаяся в славянских племенах Киевской Руси, русская народная музыка передавалась из поколения в поколение, усовершенствовалась и развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.Музыка сопровождали наших предков всегда. Зародившаяся в Киевской Руси, она передавалась из поколения в поколение, совершенствовалась, развивалась, набирала и теряла свою популярность, но всегда оставалась неизменным спутником русского народа на протяжении всего жизненного пути.Славянский фольклор – смешение стилейИстория русской народной музыки впитала традиции многих народов. Киевская Русь всегда отличалась многонациональностью. Славяне, финно-угорские племена, тюркские народности, купцы, захватчики из других стран, все они отличались друг от друга своей историей, языками, традициями, в том числе музыкальными.Поэтому славянский фольклор, русская народная музыка отличались удивительным разнообразием – современные ученые до сих пор не могут разгадать смысла некоторых песен средних веков, потому что значения слов, пришедших к нам из языков других этнических сообществ, попросту утеряны.Влияние религии на народное творчествоИнтересен другой аспект русской народной музыки. Многие песни, былины, сказы, созданные до принятия христианства в Киевской Руси и в последующие десятилетия после этого события, имеют четко прослеживающиеся языческие корни. Однако сила православной церкви на Руси всегда была достаточно велика, поэтому славяне попросту добавляли в привычные произведения элементы новой религии, изменяя их текст, смысл. Но по сей день в народном творчестве можно проследить влияние язычества и христианства.В детских русских народных песнях, которые можно отнести к русской народной музыке, до сегодняшнего дня встречаются леший, домовой, а многие песенные «забавки» для детей являются частью языческих обрядов, созданных, например, для вызова дождя.ЖАНРЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИМожно сказать, что постоянно воюющим за свои территории, семьи, пропитание славянским племенам было не до отдыха. Поэтому по большей части русская народная музыка создавалась с конкретной целью, танцевальные, лирические произведения появились гораздо позже, в XVI - XVII веках.По большому счету в русской народной музыке Киевской Руси можно выделить несколько основных жанров:
  • детские песни,
  • обрядовые песни,
  • песни-плачи,
  • эпические песни,
  • частушки.
  • Детские песни – передавались из поколения в поколение, пелись над детской колыбелью, были призваны защитить ребенка от злых духов, помолиться о его здоровье и счастье, помочь малышу быстрее заснуть.В основе детских песен лежали языческие заговоры и обряды, хотя со временем в них появились и элементы православной религии – пожалуй, именно в этом жанре можно наблюдать наибольшее смешение этих противоположных религиозных направлений.Обрядовые песни – традиционно сопровождали все календарные праздники славян, потому история русской народной музыки тесно связана с религией. Наиболее ярким примером обрядовых песен являются колядки – веселые песенки, которые пелись ряжеными на Святки. Здесь также прослеживается интересное смешение религиозных направлений: само название «колядки» произошло от имени языческого бога зимы Коляды, однако эти обрядовые песни исполнялись на христианский праздник - Святки.Неизменно обрядовые песни сопровождали масленицу, день Ивана Купалы, а также события, имеющие значение для каждой конкретной семьи – поминки, свадьбы, дни рождения детей, другие памятные даты.Также к обрядовым песням можно отнести церковные песнопения, которые создавались людьми, отрицающими языческие корни во всех их проявлениях, полностью посвятившими свою жизнь служению церкви.Песни-плачи – особая часть русской культуры, создаваемая представителями особой профессии, пользующейся популярностью в Киевской Руси – плакальщицами. Плач и соответствующие обряду музыкальные формы являлись обязательной частью церемонии поминовения умерших. На сегодняшний день известны наиболее распространенные песни-плачи для похорон, целые коллективные воинские плачи, которые использовались на войнах, а особое место в жанре занимает плач невесты, которая вместе с подругами оплакивает свое расставание с родным домом, девичеством.Эпические песни – служили для поддержания боевого духа тех, кто отправлялся на войну или просто в дальнее странствие. Скоротать время в строю, на привале, напугать врага, обрушить на его голову все несчастья, а также в красивой, интересной форме рассказать о своих подвигах родной семье – былины, эпос всегда являлся неотъемлемой частью русской культуры.Русские народные частушки это, пожалуй, единственный жанр, который популярен сегодня, продолжает развиваться – короткие, забавные стишки, исполняющиеся на распев, описывающие повседневные события каждого племени в шутливой, игривой форме.Стоит ли говорить о том, что до XXI века русская народная музыка дошла в значительно видоизменившись. Сегодня все русские народные произведения можно отнести к танцевальным или лирическим. Ценность произведений только возрастает - историки постоянно находят в этом развлекательном жанре интересные факты, ведь история русской народной музыки прекрасно отражает историю российского государства, народа!