Публикации
Л. Н. Толстой Басня "Как мужик камень убрал"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Л. Н. Толстой Басня "Как мужик камень убрал"
Автор: Русеева Светлана Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Л. Н. Толстой Басня "Как мужик камень убрал"
Автор: Русеева Светлана Ивановна
Конспект урока литературное чтениеТема: Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»4 классУМК «Школа России» Учитель начальных классов Русеева Светлана Ивановна2023 – 2024 учебный годТема: Л.Н. Толстого. Басня «Как мужик камень убрал»Цели: познакомить с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл произведения; прививать любовь к чтению, внимательное отношение к близким людям.Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения Л.Н. Толстого, понимание основной мысли, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный целенаправленный выбор книги на основе заданного материала; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — понимание и осмысление нравственных уроков, умения работать с текстом (осмысление структурных особенностей, характеристика героев произведения, понимание основной мысли), осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (благородство, дружба, понимание, сочувствие), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого.Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки (текст речевой разминки, задания).Ход урока I. Организационный моментII. Проверка домашнего задания(Чтение записанных в тетрадь предложений о Л.Н. Толстом.)— Как вы ответили на вопрос: что нового ты узнал о писателе? Каким он был? Подберите самые точные слова.— Прочитайте свои небольшие сочинения о маме. (Чтение детских сочинений.)III. Сообщение темы и постановка целей урока— Ребята, давайте вспомним, с какими произведениями Л.Н. Толстого мы знакомы. Попробуйте узнать их по первым строчкам.• «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». («Старый дед и внучек».)• «Был мальчик, звали его Филипп. Пошли раз все ребята в школу». («Филиппок».)• «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел». («Правда всего дороже».)• «Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала». («Котенок».)• «Купила мать слив и хотела дать детям после обеда». («Косточка».)• «Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами. Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело». («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза».)• «Сын приехал из города к отцу в деревню». («Ученый сын».)• «В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям». («Лев и собачка».) • Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой». («Прыжок».)— Какие еще произведения вы знаете и помните?— На какие группы можно разделить эти произведения? (Рассказы и басни.)— Прочитайте тему урока. Определите его задачи. («Как мужик убрал камень». Басня.)IV. Работа по теме урока Первичное восприятие.- Послушайте произведение. (Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.)- Понравилось ли вам произведение?- Что вас удивило?Ученики делятся впечатлением.V. Физкультминутка (музыкальная)Чтение текста про себя.- Отметьте, какие слова требуют объяснения.VI. Словарная работа- Какие слова показались трудными? - Объясните значение слов: Инженер – специалист с высшим техническим образованием. Порох – взрывчатое соединение или смесь. Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта, подле камня – возле. Выдумка – вымысел, изобретение.VII. Чтение текста вслух.Проблемный вопрос- К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (Рассказ; басня)- Докажите. (Обсуждение в паре)- Мы думаем, что это рассказ, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий.- Мы отнесли это произведение к басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. - Что означает слово басня?- Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ.- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)- Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)- Кто же прав? Постараемся доказать. Групповая работа- Составьте вопросы по прочитанному произведению. Озаглавьте части. Выборочное чтение 1 части. - Какие вопросы подготовили?- Где происходит действие? - Назовите участников. - Какая стояла задача перед инженерами? - Как озаглавили? (Камень на площади).Работа над 2 частью.- Какая стояла задача перед инженерами?- Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?- Что предложил 1 инженер?- Что предложил 2 инженер?- Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?- Как озаглавим? (Спор)3 часть.- Как решил эту задачу мужик?- Почему ему дали еще 100 руб.?- Как вы представляете мужика?- Какими чертами характера обладал мужик? (простой, умный, сообразительный)- Как озаглавили эту часть. (Хорошая выдумка)- Рассмотрите иллюстрацию.- Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации.- В чём заключается главная мысль?- Важна не столько сила, сколько смекалка. А это и есть мораль басни Льва Николаевича Толстого.- Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?(инженеров для того, чтобы показать силу и мужика - смекалку)- К какому жанру относится это произведение?- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней. Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.VIII. ФизкультминуткаIX. Продолжение работы по теме урока— Прочитайте еще одну басню Л.Н. Толстого — «Два товарища». Запишите, в чем ее мораль.Два товарищаШли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего — он упал наземь и притворился мертвым.Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.— Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?— А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.X. Рефлексия— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?— За что бы вы себя похвалили сегодня?XI. Подведение итогов урока— Чему учат произведения Л.Н. Толстого?Домашнее задание