Публикации Экологический квиз "День птиц"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологический квиз "День птиц"
Автор: Смирнова Наталья Николаевна

Смирнова Н.Н., учитель начальных классов ВКК МБОУ СОШ №105 г.ВоронежКВИЗ «День птиц» в 1-2 классе Цель: развитие интеллектуальной сферы учащихся в игровой форме.Задачи:•расширить знания учащихся о многообразии пернатых, о народных приметах;•дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц;•прививать любовь и бережное отношение к родной природе;•расширять кругозор учащихся;•развивать смекалку, наблюдательность, быстроту реакции, глазомер, смелость;•воспитывать товарищескую взаимовыручку, терпимость, коллективизм.Особенности формирования команд: количество команд зависит от количества детей (от 2 до 4 команд), в командах должно быть не более 10 человек; команда самостоятельно выбирает себе капитана, придумывает название по теме, рисует эмблемы.Условия игры.Дети отправляются путешествовать по станциям. По окончанию игры подводятся итоги, составляется сводная таблица путешествия по станциям.Награждение на линейке победителей и участников. Оборудование: ИКТ, презентация с заданиями, судочки с семенами овощей, конверты с заданиями, ручки, листыХод игры (звучит аудиозапись голосов птиц)УЧИТЕЛЬ-Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в первоапрельский лес! Зачем?- А тема нашего путешествия спрятана в загадке:Снится ночью паукуЧудо-юдо на суку:Длинный клюв и два крылаПрилетит – плохи дела.А кого паук боится?Угадали? Это … (птица).- Да, сегодняшний день мы посвятим птицам. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение. Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились при взгляде на птиц.Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в поле неподалеку от вашего дома, надо знать.Попадем в лес и узнаем, какая команда знает о птицах почти всё!ГОЛОСА ПТИЦ (видео со звуком) - Слышите? Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. - Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.СТАНЦИЯ « Давайте знакомиться!» (выходят ученики)УЧЕНИКИ В КОСТЮМАХ И МАСКАХ ПТИЦ ВЫХОДЯТ ПО ОДНОМУ И ЗАГАДЫВАЮТ ПРО СЕБЯ ЗАГАДКУ И ДОБАВЛЯЮТ ИНТЕРЕСНУЮ ИНФОРМАЦИЮСКВОРЕЦЭту птицу всякий знает: На шесте её дворец, Червяков птенцам таскает. Нам в хозяйстве помогает Темно-бронзовый … (Скворец) - А вы знаете, что семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток?ЗАРЯНКАВ чаще лесной у полянкиРада вечерней поре.Я птичка - лесная зарянкаПесню запела заре.Сойка, или горихвостка. Я названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.ЛАСТОЧКАОна под крышами живет, Гнездо своё из глины вьет, Целый день суетится, На землю не садится, Высоко в облаках летает, Мошек на лету поедает, В черном фраке лапочка, А зовется ?….- А вы знаете, что семья ласточек за лето уничтожает - около миллиона насекомых!Зяблик. Я – зяблик. Но я не зябну и совсем не боюсь холода. А прилетаю ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетаю поздней осенью в холодное, зябкое время. Поэтому меня и назвали ее зябликом.КлёстЯ – суровый клёст. Моё название клест произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Посмотрите на мой клюв! Он загнут крест-накрест, чтобы легче доставать семечки из шишек. А ещё: все птицы высиживают птенцов весной, а только мы, клесты, зимой, в самый мороз. Согреваем своих птенцов пухом и кормим еловой кашей.ЦапляЯ - «цапля». Моё название происходит от слова «чапати», то есть медленно передвигаться. Живу около рек и болот, чтобы найти себе пропитание: лягушек или мелкую рыбку. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами чапкает. Вот и назвали меня чапля, а потом удобнее стало говорить цапля.СНЕГИРЬА я красногрудый снегирь. Вы знаете, почему меня так назвали? (ответы детей)Да потому что снегиря можно увидеть только в снежное время. С первым снегом прилетают к нам снегири, а весной, когда снег стает, улетают на север в родные края.УЧИТЕЛЬ- Посмотрите на наших гостей. Какие из них перелётные, а какие зимующие? Разделите их на 2 группы.- Правильно, птицы?- А какие птицы ещё к нам весной прилетят? (дети называют)- А кого забыли? (слайд) Станция «Загадочная» (слайд)- Отгадайте загадки о птицах. Сколько загадок отгадано, столько баллов получает команда.Всё стрекочет и вертится,Ей на месте не сидится,Длиннохвоста, белобокаВороватая …(Сорока)На песочке у реки,Словно снежные комки,Что за птица, угадай-ка!Догадаться просто-…(Чайка)Алый низ и чёрный хвост,Воробья побольше рост,Толстый клюв раздался вширь –До чего красив…(Снегирь)Хрипло птенчики кричат,Клювы их в гнезде торчат,Скрыла их густая крона,Проживает здесь …(Ворона)Ночью в рощах и лесахУханье наводит страх,Страшен дикий крик и силен,Так кричит огромный…(Филин)Всех перелетных птиц черней,Чистит пашню от червей.(Грач)Щиплет за пятки —Беги без оглядки.(Гусь)Слышен дальний грустный зов,Повторение двух слогов.Лес берёзовый, опушка,На сучке сидит …(Кукушка)Синих крылышек красуРазглядеть нельзя в лесу,По сучкам порхает бойкоС резким хриплым криком…(Сойка)С ледоходом прилетает,Чёрным хвостиком мотает,Чёрный с белым хвостик узкийУ изящной…(Трясогузки)На репье он очень ловкоТреплет цепкие головки,Сыплет семечки на полПтичка бойкая…(Щегол)Воздух режут без усилья,Как серпы кривые крылья.Промелькнёт – не разглядишь,Так летает только…(Стриж)Тает снег, летят грачи,Всем глаза слепят лучи,Что звенит, как будто склянка?Песенку поёт… (Овсянка)Станция 1. «Отыщите птиц» (маркеры для текста)Учащимся дается текст, который они должны сначала прочитать.- В тексте затаилось восемь птиц, отыщите их названия. Сколько слов найдет команда, столько и получит баллов.Восемь птиц.Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.(Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка. Правильные ответы выделены в тексте.)Станция 2. «Восстанови пословицы и поговорки»В конверте вы найдете пословицы. Соберите их.Ласточка день начинает,...                   чем журавль в небе.Красна птица пером,…                          а соловей вечер кончает.Воля птичке лучше…     а человек умом.Лучше синица в руках,…             золотой клетки.Станция 3. «Корм для птиц»- Когда птицы нуждаются в нашей помощи? - Кто из вас подкармливает птиц зимой? А чем вы их кормите? (Выслушать ответы детей и дополнить рассказ.)(слайд)•Для корма пригодны семена различных растений: конопли, подсолнечника, дыни, тыквы, арбуза, кабачков, одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды.•Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, синиц, поползней, воробьев.•Просо и пшено любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.•Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов.•Веники лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег у кормушек или подвесить рядом с ними. На этот корм слетятся чечетки, снегири, чижи, щеглы, синицы. Снегири охотно поедают семена конского щавеля, клена, ясеня, липы.•Ягоды рябины, бузины, черемухи очень любят снегири и свиристели.•Любят птицы сушеные яблоки, тертую морковь, сухих насекомых, высушенные грибы (особенно червивые).•А уж сухие хлебные крошки пшеничного хлеба всегда найдут своих любителей. А ржаные крошки для птиц не годятся, особенно в морозы. Они закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели.•Синички кроме семян очень любят кусочки сырого несоленого сала.Помните! Для птиц соль - яд!- Ваша задача за 5 минут перебрать семена для птиц (смешаны семена подсолнечника, рябины, арбузов, дыни, черемухи). Оценивание проходит на усмотрение учителя от 1 до 10 баллов, в зависимости сколько будет перебрано семян.Станция 4. «Викторина». (слайд)На сколько вопросов ответит команда, столько баллов и получит. Если в вопросе нужно назвать несколько птиц, то сколько птиц названо, столько баллов получает команда за этот вопрос.1.У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей, и поэтому она не летает, а плавает(У пингвина.)2.Какая птица – самая большая в мире? (Африканский страус.)3.Назовите самых маленьких птиц. (Колибри, королек.)4.Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)5.Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, рябчики.)6.Какая птица наших лесов высиживает птенцов зимой? (Клест.)7.Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка.)8.У каких птиц самцы красные, а самки зеленоватые? (У клестов.)9.Назовите птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, клест, сойка, поползень, дятел и др.)10.Назовите птиц-санитаров, которые, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. (Вороны, галки, сороки, коршуны.)11.Какая певчая птица может нырять на дно водоема и бегать по дну? (Оляпка – водяной воробей. Она ловит на дне насекомых, червей и даже мелких рыб.)12.Какая птица имеет самую высокую скорость в пикировании? (Скорость полета сокола во время пикирования на добычу может достигать 360 км/ч.)13.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)14.Какая птица обладает способностью спать в полете? (Аист.)15. Почему у дятла голова от стука не болит и мозг не повреждается?голова на амортизаторах;(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропитание. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и черепом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)16.Зачем страус голову в песок прячет?освобождается от паразитов.(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие песочные ванны.)17.Какие птицы самые быстрокрылые?ласточки и стрижи; скорость их полета может достигать 150 км/ч.)Станция 5. «Магический квадрат».На листе бумаги начерчена таблица с буквами. Задача учащихся: за определенное время (3-5 минут) найти и зачеркнуть названия птиц. А оставшиеся буквы подскажут, что еще за птица «спряталась» в магическом квадрате. За каждое найденное слово команда получает 1 балл, а за составленное из оставшихся букв слово – 5 баллов.Ответ: кукушка, скворец, орел, цапля, грач, попугай, соловей, дятел, павлин, гусь.В квадрате «спряталась» ласточка.Станция 6. «Найди свою половинку».Детям раздаются карточки со слогами (одному ребенку одна карточка). Задача детей составить названия птиц так, чтобы все карточки были использованы и построиться. Сколько слов составлено, столько баллов получает команда. Например, бе-кас, ще-гол, сой-ка, фи-лин, чай-ка и др.Станция 7. «Как быть?». Разбор жизненной ситуации. - В конверте задание. Расскажите, как поступите вы в такой проблемной ситуации. Вы можете выбрать один из предложенных вариантов ответа, или предложить свое решение проблемы.У каждой группы своя ситуация. Дети разбирают их в группах. Затем предлагают общему вниманию своё решение. Учитель комментирует.1 ситуация.За домом на земле вы увидели птенца, который не может далеко улететь, а пролетев 1-2 метра, садится на куст и кричит.Варианты ответов:
  • Взять птенца домой и покормить, а потом отпустить.
  • Это подлёток. Птенец, который вылетел из гнезда, но летать только учится. Рядом с ним будет кто-то из родителей. Его нельзя трогать.
  • Посадить в клетку.
  • 2 ситуацияГуляя в поле, в кустах нашли гнездо с птенчиками.Варианты ответов:
  • Гнездо упало. Попробуем его  поднять на дерево
  • Посмотрим птенцов, погладим, покормим и уйдём.
  • Гнездо и птенцов трогать не будем. Сразу отойдём. Родители прилетят и покормят птенцов.
  • 3 ситуация.В окно класса влетел стриж. Лежит на полу и никуда не летит.Варианты ответов:
  • Отнести птицу к ветеринару.
  • Полечить её, накормить, напоить. Может потом полетит.
  • Взять в руки и поднести к открытому окну. Стрижи не умеют взлетать с земли.
  • 4 ситуацияУ вас на балконе ласточки строят гнездо.Варианты ответов:
  • Сломаю гнездо, чтобы по утрам своим криком меня не будили.
  • Буду наблюдать за их работой
  • Насыплю им крошек. Пусть едят.
  • 5 ситуацияУ вас на даче скворцы клюют черешню.Варианты ответов:•Черешни хватит всем. Пусть едят. А потом помогут нашему саду - избавят его от вредителей.
  • Пострелять их из духового ружья.
  • Поставить чучело.
  • Разбор ситуаций.СТАНЦИЯ 8. «ПТИЧЬИ РЕБУСЫ».СТАНЦИЯ 9. «ГРАМОТЕЙКА».Из 12 кубиков с изображёнными на них буквами за 2 минуты составить слова, имеющие отношение к миру пернатых, используя буквы только один раз. Сколько использовано букв, столько и очков.П Я И Т А Ц С Р Б Ж Л Е(Птица, аист, ястреб, стриж, цапля и т. д.)СТАНЦИЯ 10. «Наука о птицах».- Рыб изучает наука ихтиология, собак – кинология, грибы – микология, а вот как называется наука, изучающая птиц, мы узнаем, выполнив следующее задание: вспомните порядок букв русского алфавита, запишите их в необходимом порядке и увидите название науки о птицах.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СОСТЯЗАНИЙУЧИТЕЛЬО птицах много знаем мы,И в то же время мало.И нужно всем: и вам и нам,Чтоб их побольше стало.Для этого побережемСвоих друзей пернатых,Иначе мы к нулю сведемПевцов наших крылатых.Съедят деревья и плодыличинки насекомых.И поредеют все сады.Без наших птиц знакомых!Т. Евдошенко