Публикации Творческие приемы на уроках музыки при изучении фольклорного материала младшими школьниками

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие приемы на уроках музыки при изучении фольклорного материала младшими школьниками
Автор: Кучанская Юлия Николаевна

Творческие приемы на уроках музыки при изучении фольклорного материала младшими школьниками Детям младшего школьного возраста изначально присуща любознательность к фольклору и талантливость. В силу своего возраста младшие школьники имеют огромный интерес к сказкам, фольклорным песням, частушкам, попевкам и играм. Начальный период обучения считается важнейшим этапом в приобщении к прекрасному. И музыкальный фольклор здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. К творческим приемам на уроках музыки по фольклору относится Синтез сказки и песен, или так называемая музыкальная инсценировка сказки. С малого возраста детям известны простые народные сказки, при инсценировке которых не возникает затруднений в запоминании или разучивание ролей, так как они с детства знакомы. К примеру сказка «Теремок», где к каждому герою можно подобрать песенный вариант:Жил на свете комарочек,Комарок, комарок, комарочек.Полетел комар в лесокВо лесок, во лесок, во лесочек.Кубы-кубы-кубака,Больно ямка глубока.А в ней жили мышки,Серые кубышки.Одна мышка заболела,Не пила она, не ела.Лиса по лесу ходилаЛиса голосом вопилаЛиса лычки дралаСебе лапти плелаЛиса рожью шлаЛиса грош нашлаЛиса мыльце купилаЛиса рыльце умылаЗаинька, зайка,Маленький зайка!Длинные ушки,Быстрые ножки.Заинька, зайка,Маленький зайка!Деток боишься,Зайка-трусишка!Раз, два, три, четыре, пять!Негде зайчикам гулять!Всюду ходит волк-волк!Он зубами щелк-щелк!У медведя во боруГрибы, ягоды беру.Медведь постыл.На печи застыл.Особенностью русских сказок является повторение героев («Колобок», «Волк и лиса», «Лисичка со скалочкой», «Зимовье зверей» и т.д.), что позволяет расширить раннее изученный музыкальный фольклор на различные сказки. Закрепление музыкального фольклора будет разбавляться изменением литературного сюжета народной сказки.Когда дети освоят инсценировку знакомых сказок, можно перейти от простого к более сложному к инсценировке народных песен.  Инсценировка  песен помогает младшим школьникам овладеть первоначальными навыками восприятия и выразительности через выполнения действий указанных в песенном материале. Для легкости исполнения инсценировки, важен подбор музыкального материала, не вызывающий сложности понимания происходящего в тексте песни. Названия песен, рекомендованных к инсценировке: «Как на тоненький ледок», «Во деревне Ольховке», «Как в лесу, в лесу, в лесочке», «Как у наших ворот» и т.д.Игра на детских музыкальных инструментах при исполнении или инсценировки песни один из видов исполнительской деятельности детей, являющийся лучшей формой приобщения их к современному коллективному музицированию.  Инсценировка песни способствует проявлению  и развитию музыкальных способностей ребёнка, обогащает художественный опыт, развивает интерес к исполнительской деятельности, заставляет эмоционально относиться к музицированию и ведет к приобщению к русскому народному творчеству. В этом виде деятельности  развиваются не только сенсорные музыкальные способности  - чувство ритма и музыкальный слух, но и музыкальное мышление, поскольку участие в исполнении музыкального произведения – это одновременно и форма её анализа. Включение школьников в игру на музыкальных инструментах на музыкальных занятиях и в самостоятельную музыкально-художественную деятельность в школе связано с решением следующих педагогических задач:- стимулирование исполнительской деятельности  детей в образовательной деятельности, вне её, в самостоятельной деятельности, в свободное время, в часы отдыха, а также во время праздников, развлечений и в семье;- формирование у них художественного вкуса, интереса к игре на музыкальных инструментах;- воспитание интереса к игре в оркестре; Умение различать тембр инструментов, чувствовать гармонию их звучания; приобщение к русскому народному творчеству и фольклору;- активизация развития музыкальных способностей (ладового чувства, чувства ритма, музыкальной формы, тембрового, гармонического, мелодического слуха);- формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности.Важно: ознакомление с музыкальными инструментами через игру после изучения музыкального вокального произведения по схеме «Песня – ритм – игра на инструментах». При ознакомлении с народными инструментами важно уделять внимание загадкам про инструментам, играм «Угадай звук», «Инструмент в мешке» ( ощупывание объекта без визуального контакта) и т.д. Использование музыкальных народных инструментов при ознакомлении фольклора дает определенный толчок в развитии творческих музыкальных способностей: подбор музыкальных инструментов к народной песне, наигрышу, подбор ранее известного ритмического рисунка или создание своего собственного, определение количественного состава играющих и т.д.Младшим школьникам очень интересно и познавательно участвовать в самостоятельном изготовлении простых народных инструментов. Так как играна самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:- знакомиться с историей возникновения музыкальных инструментов;- развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство;- способствовать практическому усвоению музыкальных знаний;- формировать качества, способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия, креативности;- воспитывать потребность к музицированию.- учить детей свободно импровизировать, делать экспромты.Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В современной жизни возможностей для звукотворчества неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно: коробочки, палочки, желуди, различные семена, пуговицы... Можно создать целый оркестр народных музыкальных инструментов.Впитывая звуки природы, наш народ создавал из подручных материалов нехитрые трещетки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времен Древней Руси.Самостоятельное изготовление музыкальных инструментов не только приобщает к народной культуре, но и развивает творческие художественные способности у ребенка, а также частично решает проблему оснащения шумовыми инструментами музыкального кабинета. Ознакомление с фольклором можно производить и в темах уроках, не имеющих прямого отсыла к фольклору. Например, при изучении творчества русских классических композиторов, репертуар для прослушивания подбирать из произведений, в основе которых лежит русская народная тема или фольклорный персонаж. (Глинка « Камаринская», Чайковский «Баба-яга», «Камаринская», « Финалы Симфоний №1 и №4», Лядов «Кикимора», «Баба-яга», «Волшебное озеро», Римский – Корсаков «Песня Леля», а дальше музыкальные традиции продолжают Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и т.д.Таким образом, фольклор формирует у детей младшего школьного возраста талантливость и любознательность, интерес к сказкам, фольклорным песням, частушкам, попевкам и играм.