Публикации Создание этно- художественного пространства, как одного из условий для сохранения национальной танцевальной культуры в системе дополнительного образования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание этно- художественного пространства, как одного из условий для сохранения национальной танцевальной культуры в системе дополнительного образования»
Автор: Габдуллина Эльвира Газинуровна Сафина Лилия Игоревна

«Создание этно- художественного пространства, как одного из условий для сохранения национальной танцевальной культуры в системе дополнительного образования»Габдуллина Эльвира Газинуровна, Сафина Лилия Игоревнапреподаватели хореографииМБУ ДО «Детская школа искусств «Тамчылар» НМР РТВ настоящее время большое внимание в государстве уделяется модернизации системы дополнительного образования детей на основе сохранения и совершенствования традиций этно-художественного пространства. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творчества) является воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного, этно- художественного творчества. Залогом социально-эконмической и политической стабильности не в последнюю очередь является сохранение и совершенствование национальной культуры. Данная проблема рассматривается в работах ведущих исследователей в области преподавания танца Г.П. Гусева, В.М.Красовской, А.А. Климова, А.В. Лопухова, Т.С. Ткаченко, В.И. Уральской, Т.А. Устиновой, А.В. Ширяева и др. Эта проблема разработана достаточно полно в трудах вышеуказанных авторов. Создание этно-художественного пространства является сегодня одним из основных направлений деятельности в учреждениях.В современных условиях появляется новая угроза как не потеряться многим национальным культурам из-за стирания этнической самобытности, сохранить свою самобытную культуру, часть богатства духовной жизни, накапливавшейся веками со времен своего появления, и не потеряться среди других. Усиливается значение фольклора в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством этно-художественного воспитания подрастающего поколения. Сохранение национальной культуры является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере. Будучи одним из актуальных фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Специфика воспитания учащихся обусловлена основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым. Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру, как в школьном так и в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает учащимся познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом. Народные традиции, являясь значимыми элементами региональной культуры, представляют собой возможность для развития культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что учащиеся начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности по схеме нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Песня, музыка, пляски передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа.Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, учащиеся не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному основных психологических процессов (память, внимание, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность).В педагогической науке и дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Задачей педагога в контексте данной проблемы является умение прогнозировать и реализовывать потенциал национальных традиций и обычаев; способствовать воспитанию интереса к родной культуре и научиться осознавать себя носителем этой культуры. Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современное дополнительное образование, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции. Главной задачей этно-художественного пространства подростков средствами хореографии в системе дополнительного образованияявляется закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми. Условиями эффективной реализации национальных традиций в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении;формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);нацелено на развитие познавательного интереса учащихся;реализует принцип связи обучения с жизнью.совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; игру; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи). Список литературы
  • Абдоков, Юрий Музыкальная поэтика хореографии. Взгляд композитора / Юрий Абдоков. - М.: МГАХ, РАТИ-ГИТИС, 2010. - 266 c.
  • Алексеева О.И. Народная хореография как составная компонента музыкального фольклорного наследия. // Наука. Исскуство. Культура. 2014. № 3. С. 34-41.
  • Антропова, Л.В. Развитие выразительности в процессе обучения хореографическому искусству // Образование и общество. - 2011. - №4. - С.121-124.
  • Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие / Н.П. Базарова, В.П. Мей. - СПб.: Лань, 2006. - 240с.
  • Базарова, Н.П. Классический танец: Методика четвертого и пятого года обучения. - Л.: ИСКУССТВО, 1984. - 199с.