Публикации Заседание клуба «Читай-городок» .Использование литературного наследия Дона в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тема «Образы природы родного края в литературном наследии Дона»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Заседание клуба «Читай-городок» .Использование литературного наследия Дона в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Тема «Образы природы родного края в литературном наследии Дона»
Автор: Анисимова Гузель Ануровна

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятияи переживания окружающего мира. Пусть в сердцемалыша на всю жизнь останутся воспоминания омаленьком уголке детства. Пусть с этим уголкомсвязывается образ великой Родины.В.А.СухомлинскийЗаседание клуба «Читай-городок» .Использование литературного наследия Дона в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.Тема «Образы природы родного края в литературном наследии Дона»Цель и задачи: развивать стремление изучать историю родного края, прививать любовь к родному краю, сохранять бережное и уважительное отношение к памяти предков, прививать любовь и бережное отношение к донской природе, развивать творческие и коммуникативные способности детей, посредством привлечения к активной деятельности.Ход праздникаведущий: Доброго дня, дорогие друзья! Мы живем в большой и дружной стране – Россия. Наш край – часть нашей Родины. И сегодня заседание клуба «Читай-городок» посвящено красоте и богатству Донского края. Донской край! Жемчужина Юга России!Прозрачные акварельные степи,Синие излуки донских берегов,Золотые пшеничные поля.Край вольнолюбивых, мужественных,Сердечных и гостеприимных людей.(звучит фонограмма: «Казачья лирическая»Под музыку на сцену выходят дети, танец с караваем с казачкой
  • Чтец
  • Мир вам, люди дорогие!Вы явились в добрый час!Встречу теплую такую мы готовили для вас.Хлебосольством и радушьем знаменит Донской наш крайЗдесь для вас и песни русские и медовый каравай!2. По над Доном заря загорается,Слышен шум вековых тополей.С давних пор казаками Дон славится,Он течет среди русских полей.3. По над Доном хлеба спелым колосом,Зашумит, заиграет волна,И поют казаки громким голосом –поют казаки громким голосом –Эх! Донская моя сторона!4. Льется песня широкая, вольнаяНад простором Донских берегов,О тебе, степь родная, раздольнаяИ о славе Донских казаков!Звучит красивая нежная музыка Ведущий: Природа не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Из литературного наследия Донского края можно узнать историю, закономерности, причины и следствия природных явлений.Земля донская, матушка, как бы узнать, о чем говорят легенды и предания донской земли?Земля-матушка: Донскую степь называют лазоревой, потому что весной она наполнена цветением тюльпанов Шренка, которые в народе называют «лазорики». Цветок покоряет воображение людей. И некоторые думают, что тюльпан может служить жилищем для прекрасной девушки. Не веришь? Читай в книге:Сказка о красавице из тюльпана / Круглов, Ю. // Казачьи сказки / Ю. Н. Круглов. - Ростов-на-Дону : Омега Паблишер , 2006 . - с. 84-94.По донским берегам растут ива и камыш. Как эти растения появились на Дону, ты узнаешь из сказки:Дик, Н. И. Ива и Камыш [Текст] / Н. Т. Дик . - Ростов-на-Дону : Феникс , 2012 . - с. 63-68. Одолень-траваПрочитай легенду «Как принц лебедей и царевна Купава свою любовь сберегли» Степаненко, Л. Г. 7 чудес шолоховских мест [Текст] : путешествие Максимки и его дедушки со сказаниями и легендами / Л. Г. Степаненко . Ведущий: Чем богата ростовская земля? Ребята, я предлагаю вам самим побыть в роли писателя и подобрать красивые эпитеты к заданным словам (проводит словесную игру «Рисуем словами»)В: Степью вольной и равнинами,Вьется, льется Тихий ДонПолон сказками и былинамиМноголетний его сон.Многих писателей и поэтов вдохновляла своим великолепием река Дон.Николай Костарев. Мальки В широком заливе резвятся мальки:Зеркальные карпы, лещи, судаки.Снуют у кормушек расставленных нами,На дафний и мошек идут косяками.А только недавно, на прошлой неделе,Цепочки икринок в осоке желтели..Но солнце согрело цепочки-желтинки – И в стайки мальков превратились икринкиНо с ними расстаться придется расстаться нам скоро:Ждут юрких мальков и пруды, и озера. Зима. Николай КостаревНахлобучила зима шапки снега на дома,За ночь белые косынки нацепила на стога.Замела в лугах тропинки, льдом сковала берега.Провела лыжней по склону, взяв за школою разбег.И гуськом шагают к Дону гуси, белые как снег.Борис КуликовРодная степьБескрайние покосы,Кузнечики куют как ковалиДа солнце по колено бродит в росахДа шепчутся о чем-то ковыли.Вдыхаю полной грудью терпкий запах,И радостно кружится голова!Бреду за солнцем по трае на запад,Шепчу земле хорошие слова.Поля мои, сады мои зеленые,Мой Тихий Дон,озера как моря,Моя Донщина, солнцем прокаленная, Ты – сердце, ты – кровинушка моя.Ведущий: Вот такая наша сторонушка родимая, славится своей красотой, богатством.Ой,чую, скачет кто-то, спешит к нам.(На деревянной лошадке «въезжает» Нахаленок)Казачка : Ой, Нахаленок, подрос – то ты как! Дюже кудрявый стал! Давненько мы тебя не видали!Нахаленок: А я вишь, какой стал! И у меня ышо три товарища: 1-ый – конь мой вороной; 2-ой – я сам – молодой;3-ий – сабля вострая в руках! (Выходит дед Щукарь с хворостиной)Дед Щукарь: А ну-ка, иди сюда, Михайло Фомич, я те полохону по тем местам, откель ноги растут.Нахаленок: За что, дедуня?Дед Щукарь: А за то, что ты из гнезда чубатой курицы все яйца покрал и на каруселю отнес, прокатал.Нахаленок: Дедуня, я нонешний год не катался на каруселях.Дед Щукарь(топая): Ложись, постреленыш и спущай портки!Казачка(ведущая):Ты чего, Акимыч, шумишь на мальца? Поди, сам не такой был?!Нахаленок: Погоди, погоди, дедушко, вот выпадут у тебя зубы, а я жевать тебе не буду.хоть и не проси тогда. Дед Щукарь (улыбаясь, грозит костылем): Ух, я тебе!Казачка: Садись, Акимыч, нехай, старый, кости на солнышке погреются. А малец пущай с детьми повеселиться.Нахаленок: А мы сейчас игрища устроим, как в старину бывало. Живо шашки на ремень, а папахи набекрень.проводит игру «Кто первый возьмет платок»Казачья хороводная игра «У казака Трифона» Ведущий: Вот так чудо, встретились на нашей улочке герои- персонажи творчества Михаила Шолохова, певца природы Донского края.Портрет, знакомство с писателем (презентация).Выходит казачка (читает стихотворение«Донской край».)Казачка: Так и просит душа песню затянуть. Выходи, народ казачий о Доне любимом запевай.Исполнение песни «Любо мне, когда Дон разливается».Ведущий: Ай,степь донская, вольная, казачья, сколько песен о тебе спето, сколько строк написано. Чтение отрывка из произведения Шолохова с видео сопровождением. «Вызрел ковыль. Степь на многие вёрсты оделась колышущимся серебром. Ветер упруго приминал его, наплывая, шершавил, бугрил, гнал то к югу, то к западу сизо-опаловые волны. Там, где пробегала текучая воздушная струя, ковыль молитвенно клонился, и на седой его хребтине долго лежала чернеющая тропа.Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-солёный запах, жуёт шелковистыми губами и ржёт, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»Шолохов М. А. Тихий Дон. М., 2001. С. 49. (Собр. соч. В 9 т. Т. 3)Переход к творческой части (составление коллажа, коллективное рисование на мотивы донской степи)