Публикации "Устуу-Хурээ - священное место"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Устуу-Хурээ - священное место"
Автор: Куулар Чодураа Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Чадан» Дзун-Хемчикскогокожууна Республики ТываВсероссийская научно-практическая конференция: «По святым местам»Исследовательская работа:«Святое место Тувы – Устуу-Хурээ»Выполнила: ученица 9 «б» класс ТулушМенгилешНаучные руководители: КууларЧодураа Сергеевна, МонгушАримДадар-оолович2022-2023 учебный годСодержание:Введение…………………………………………………………………………3Глава 1. История Устуу-Хурээ…………………………………………………7
  • Строительство храма в 1905-1907 годы……………………………......7
  • СудьбаУстуу-Хурээ в годы репрессии против буддийского духовенства……………………………………………………………….10
  • Восстановление и открытие Устуу-Хурээ……………………………11
  • Глава 2. Фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»………………12Глава 3. 1000 статуэток Будды в Устуу-Хурээ……………………………..14Глава 4. Ламы Устуу-Хурээ…………………………………………………..15Вывод…………………………………………………………………………….20Список используемой литературы…………………………………………...22Интернет ресурсы………………………………………………………………23Информаторы…………………………………………………………………...24
  • ВведениеБуддийский храм Устуу-Хурээ – это неповторимое священное сооружение Республики Тыва во всем мире. Быть буддистом означает «искать себе прибежища у «Трех сокровищ» - у Будды, его учения и общины. Это место должно быть защищено от внешнего мира, от посторонних зрелищ, звуков, запахов и прочих влияний. Территория храма замкнута со всех сторон, на нее ведут мощные ворота.В русских переводах японских текстов и в работах исследователей часто можно встретить словосочетание «буддийский монастырь». Важно иметь в виду, что «храм» и «монастырь» в этом случае – одно и то же. В любом храме живут монахи.Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима беды, и праздники собирают их в священных хурээ, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека.Храм украшает, облагораживает нашу жизнь, радует глаз, умиротворяет душу и внешней красотой. Поэтому нам очень интересно работать над этим проектом и актуальностью данной работы заключается в том, что в истории буддизмаУстуу-Хурээ является уникальным сооружением (не побоимся сказать) во всем мире.И мы просто обязаны знать весь «тяжкий путь» становления храма в своем городе. Проблематика данного проекта состоит в том, что в 1930-1940 годах было принято решение о разрушении главного храма Устуу-Хурээ, а ламы, служившие в храме, были репрессированы и, частью, расстреляны. В 1999-2008 годах, признавая историческую и архитектурную ценность Устуу-Хурээ, принято решение о его восстановлении. И в связи с этим, храм удалось восстановить. По нашему мнению, он мало изучен, и большинство моих ровесников нашего города плохо знакомы с историей храма.Предметом исследования стала история создания и существования храма Устуу-Хурээ, а также сам священный объект Дзун-Хемчикскогокожууна – Устуу-Хурээ.Таким образом, цель данной работы – получение исторических сведений о прошлом и настоящем уникального храма Устуу-Хурээ.Из данной цели вытекают следующие задачи:
  • Изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории храма;
  • Взять интервью у информаторов, у Камбы-ламы, работающей в Дзун-Хемчикскомкожууне.
  • Гипотеза исследования: буддийский храм Устуу-Хурээ является одной из достопримечательностей Республики, имеющий интересную историю. Об объекте Устуу-Хурээ можно собрать очень интересные познавательные материалы, который заинтересует школьников и взрослых, привлечет внимание к познанию сведений о нашем Дзун-Хемчикскомкожууне.Для достижения цели исследования использовали следующие формы и методы исследовательской работы:
  • Изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;
  • Ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;
  • Беседа с ламой с целью сбора интересующих данных: запись рассказов;
  • Установление связей с работниками библиотек, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;
  • Фотосъемка объекта исследования.
  • Научная новизна исследования – в предпринятой попытке более глубокого изучения истории существования и возрождения храма Устуу-Хурээ - вчера и сегодня.Темой данного проекта избрано «Священное место Тувы - Устуу-Хурээ».Место проведения исследования: Республика Тыва, Дзун-Хемчикскийкожуун, город Чадан.Сроки проведения исследования: 2 апреля-17 мая 216год, 30 января – 15 февраля 2023 год.Глава 1. История Устуу-Хурээ.ЦогченУстуу-Хурээ («главный храм») — один из самых крупных и известных буддийских хурээ, монастырей Тувы, расположенный в урочище Чайлаг-Алаак, в долине Хемчика, на правом берегу реки Чадан, в 7 км севернее города Чадана, у дороги, ведущей в поселок Бажын-Алаак.Устуу-Хурээ (буквально по-тувински — «верхний хурээ») один из двух крупнейших храмовых комплексов, находившихся на территории Даа-кожууна. Устуу-Хурээ считается центром государственности Тувы, духовным и экономическим центром. На территории храма была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики.
  • Строительство храма в 1905-1907 годы.
  • В начале XX века ноян (правитель) ДаакожуунаХайдыпУгер-даа отправил Его Святейшеству Далай-ламе XIII большие дары с просьбой, чтобы он дал разрешение на возведение большого тибетского монастыря на территории Даакожууна как духовного и административного центра. Его святейшество Далай-Лама XIII, приняв дары, отправил в Даакожуун своего личного архитектораКундан-ТонмеРинпоче.Строительство осуществлялось по его же проекту, и при участии китайских мастеров.Население кожууна, обложенное дополнительной денежной и натуральной повинностями (лес для строительства, тягловый скот), непосредственно участвовало и в самих строительных работах: каждый сумон в назначенный день выставлял определенное число людей, готовивших раствор, сооружавших опалубку, ставивших леса и т.д. Проект монастыря тибетского образца, привезенного в 1905 г. Кунданом-ТонмеРимпоче, однако некоторые утверждают, что это типичная монгольская постройка, соединившая в себе архитектурные приемы Тибета и Китая: скошенный низ типичен для тибетских построек, а легкий деревянный павильон второго яруса — для китайских.Для определения места строительства Его святейшество Богдо-гэгэн VIII провел большой обряд на вершине горы Кызыл-Тайга, во время которого просил духов дать разрешение строить храм рядом с горой. По легенде дух горы Кызыл-Тайга в образе молодой девушки ответил так: «Все здесь вокруг и есть храм, других храмов здесь не надо, вот там поставь», – показал место, где сейчас стоит храм, и добавил: «Чтобы я всегда видел Его». И вправду, кто был на вершине Кызыл-Тайги, если смотрел в сторону урочища Чайлаг-Алаак, что в семи километрах от Чадана, то видел, как посреди степи белеет храм. А если взять бинокль, то можно хорошо разглядеть и сам храм Устуу-Хурээ как на ладони.Устуу-Хурээ стал самым большим храмовым комплексом на территории современной Тувы. В 1907 году там уже обучались более 100 хуураков. Комплекс состоял из главного храма, шести дацанов и шестидесяти юрт. Он стал центром религии, культуры и науки. В большой библиотеке храма хранились труды не только по религии, но и по медицине, астрологии и другим наукам. Настоятелем Устуу-Хурээ был ЛопсанЧамзы-камбы, получивший образование в Тибете. Он был братом правителя ХайдыпаУгер-Даа.Устуу-Хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве. Подобного ему не было не только в Туве, но и на территории всего бывшего Союза.Из интернета мы узнали, что состав раствора из которого были вылиты стены – уникален: речной песок, рубленный багульник, глина, яйца страуса.Речной песок возили из долины реки Хондергей 9 арбанов, багульник из верховьев реки Алдыы-Ишкин, что в устье Хемчика – 6 арбанов. Глина из долины реки Чадаана – 3-4 арбана. А яйца экзотического страуса из пустыни Гоби 15 арбанов.В газете «Тыванын аныяктары» в выпуске № 29 от 21-27 июля 2001 года вышла статья «Устуу-Хурээ: буддизм болгаш хогжум». Мы столкнулись с информацией, что в составе глинобитных стен храма имеются скорлупы яиц страусов. Автор статьи утверждает, что эти скорлупы были собраны из песков пустыни Гоби. Нас заинтересовала эта информация, и начали искать подтверждения, действительно ли страусы живут или жили в этих пустынях. Проанализировали материалы в различных источниках, но так и не нашли достоверных информаций о том, что в период строительства храма в пустынях Гоби жили страусы или страусоподобные существа. И пришли к выводу, что состав глинобитных стен Устуу-Хурээ недостаточно изучен. По нашим мнениям, считаем, что этот вопрос остается до сих пор открытым.На тяжелых строительных работах, в частности при размешивании раствора, работала вся знать огромного Даа. Верховный правитель Даа кожууна ХайдыпУгер-Даа считал справедливым привлечение в строительные работы именно знати и чиновников. Устуу-хурээ стал венцом буддийского строительства в Туве.
  • Судьба Устуу-Хурээ в годы репрессии против буддийского духовенства.
  • В 1930 г. когда начались репрессии против буддийского духовенства, после принятия специального постановления монастырь был закрыт. В 1937 г. принято решение о разрушении главного храма — Цогчена, однако полностью разрушить комплекс не удалось, от храма остались высокие глинобитные стены. Ламы, служившие в Устуу-Хурээ, были репрессированы и, частью, расстреляны. В 50-х здесь был амбар, где хранили сено.До 1956 г. действовала молельная юрта. Последний лама отвёз буддийские атрибуты в республиканский краеведческий музей в , где они находятся до сих пор.В настоящее время в фондах Национального музея РТ числится свыше 3000 ед. предметов буддийской атрибутики.Первая крупная коллекция по буддизму принята в 1954 году и насчитывает свыше 500 предметов. Вторая крупная коллекция поступила в июне I960 г. из хурээ Кызыл-Чыраа Дзун-Хемчикского района (около 1500 ед.), где она хранилась после разрушения одного из самых крупных монастырей — «Устуу-хурээ» (Верхне-Чаданского).В состав этих коллекций входят: статуэтки с изображением буддийских божеств, тханки — буддийские иконы, сутры — тибетские книги, буддийские музыкальные инструменты;
  • Восстановление и открытие Устуу-Хурээ.
  • В начале 80-х по подсказке замминистра Кызыл-оола Монгуша московский архитектор Вилля Хаславская описала строение. Он был внесен в федеральный реестр памятников истории и культуры. Архитектор разработала проект его реставрации еще в 80-х годах. В 90-х годах республике были выделены на его восстановление средства, но они были потрачены не по назначению.Из интервью Вилли Хаславской во время проведения XIII Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ – 2011»:«Мной осенью 1983 года была написана докладная на имя министра культуры РСФСР о том, что это уникальный памятник – останки ламаистского храма необычной архитектуры и что необходимо его поставить на государственную охрану. Необходимо провести консервацию памятника. И так как сохранились следы первоначальной архитектуры и фотографии, то, может быть, можно даже говорить о реставрации памятника.Разрушить Устуу-Хурээ окончательно не получилось, так как основание стен имело толщину 1,5 метра и без бульдозеров это было невозможно. Но храм использовали как загон для скота, поэтому там на полметра был культурный слой и заросли крапивы. Поле, на котором стоит храм, было орошаемым и безумно красивым. Вокруг росли ива и облепиха.Спустя год храм вошёл в список охраняемых памятников Тувы и получил статус памятника архитектуры РСФСР, его должны были автоматически реставрировать. Тогда и началась эпопея борьбы за его восстановление. Это было сложно». Благодаря полученному статусу, развалины храма Устуу-Хурээ стали охраняемым памятником, и это спасло от дальнейшего разрушения.В 1999 г. Правительство России, признавая историческую и архитектурную ценность Устуу-Хурээ, приняло решение о его восстановлении. В том же году для привлечения внимания к храму и сбора средств на восстановление по идее Игоря Дулуша был проведен Международный благотворительный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», с тех пор проводимый ежегодно. Восстановление храма началось в 2008 г. при поддержке тогдашнего Министра по чрезвычайным ситуациям, Министра обороны РФ Сергея Шойгу. Изначально задумывалось построить новый храм на месте стен старого, однако руины решили оставить и возвести новый храм рядом со старым разрушенным. Восстановление храма было закончено в 2012 г. 23 июля 2012 г. состоялась церемония открытия Устуу-Хурээ.Храм был торжественно открыт 23 июля 2012 года, в церемонии приняли участие более 10 тысяч человек.Глава 2. Фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ»Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» проводится с 1999 года. Программа фестиваля состоит из двух смысловых понятий — «живой музыки» и «живой веры». Основан .«Живая музыка» — это концертная программа, состоящая из блоков, в которых участвуют коллективы разных жанров и стилевых направлений (фольклор, классика и т. д.), проходящая на конкурсной основе, где жюри выявляет лучших для участия в гала-концерте.«Живая вера» — это возрождение духовности и буддизма; в рамках фестиваля проводится карнавальное шествие «Цам» в духе  с посещением Чаданских храмов Алдыы-Хурээ и Устуу-Хурээ.Долгое время мероприятие имело статус неофициального и являлось своеобразной формой альтернативной культуры. Но с каждым разом география участников расширялась, фестиваль привлекал всё больше музыкантов разных течений из самой Тувы, России и из других стран. В итоге фестиваль получил государственную поддержку.Традиционно фестиваль открывается необычным и красочным ритуалом — шествием «Цам» по улицам города, участниками которого становятся все: артисты и зрители. Ежедневная программа состоит из 4 концертов в день. Завершает её гала-концерт лауреатов и победителей, и ночной джем-сейшн. В фестивале могут принять участие все желающие, как отдельные музыканты, так и составы: ансамбли, группы, оркестры.Родившись по движению души, этот фестиваль стал символом того, что так необходимо сегодня Туве – объединения и понимания.Фестиваль живой музыки «Устуу-Хурээ» стал колоколом веры. Главная цель фестиваля это привлечение общества к вопросам возрождения буддизма и в частности реставрации Верхне-Чаданского хурээ. Фестиваль ведет большую историко-краеведческую работу. Сбор информации из архивных материалов и воспоминаний очевидцев. История наглядно показывает уникальность создания Устуу-Хурээ, его миротворческую деятельность и трагическое разрушение. Поэтому фестиваль называется «Устуу-Хурээ» подчеркивается тем самым, что буддизм – это одно из основополагающих ценностей нашей духовности. Глава 3. 1000 статуэток Будды в Устуу-ХурээВ настоящее время в главном храме Устуу-Хурээ «живут» 1000 «оживших» будд, сделанные из бронзы и сверху позолоченные пыльцой 999-ой пробы. На приобретение статуэток народ пожертвовал 5 миллионов рублей. В 2007-2008 годах статуэтки были изготовлены по специальному заказу в одной из провинций Непала, все работы велись под руководством непальского ламы Туге Ринпоче, который также приехал в Туву вместе с драгоценным грузом в 2009 году.Туге Ринпоче отмечает: «Люди. Которые увидят статуэтки, а также попросят благословение, смогут очистить свою карму, что очень позитивно отразится на их будущем. Также можно просить благословение для своих родственников. Особая заслуга ожидает тех, кто внес посильную помощь, тем самым многократно увеличив свою положительную карму».Устуу-Хурээ единственный в России и третий в мире храм, который имеет тысячи буддийских статуэток. Депутат Евгений Латышков не скрывал свое восхищение от увиденного и услышанного: «Я впервые в жизни побывал в буддийском храме. Тут все необычно и красиво. Интересная история и прекрасные традиции храма сохранились до сих пор. В этом главная роль играет сам тувинский народ, хозяева этих святых мест, верный своему прошлому и народным обычаям и буддийской религии».Глава 4. Ламы Устуу-ХурээЛопсан Чамзы родился в 1844 году в знатной семье, в местечке Устуу-Ишкин Даа-кожууна. Когда ему исполнилось шесть лет, родственники его отправили в Ургу - постигать азы буддизма. Через десять лет он уже учился в Тибете, где достиг высокого сана Геше-Лхарамба, что соответствует званию доктора буддийской философии.Когда вернулся на родину, ламы его избрали камбы-ламой, по сути Пандито камбы-ламой Урянхая. Вероятно, этому содействовала и вполне светская ситуация – он был братом нойона Даа-кожууна Хайдыпа. Вместе они занимались укреплением буддийской веры в Чадане и построили известный буддийский храм Устуу-Хурээ. Лопсан Чамзы был очень образованный и, в самом лучшем смысле, прогрессивный человек.Именно он 28 сентября 1913 года обратился к Николаю II с просьбой о принятии Урянхайского края под свое покровительство. Камбы-ламу поддержал и самый влиятельный в то время политик Тувы – нойон Даа-кожууна Монгуш Буян-Бадыргы.Конечно, в храме было много служителей. На пяти факультетах преподавали и учились самые разные люди.Одним из самых известных людей был Лопсан Чимит Монгуш. Но он прославился не столько духовными подвигами, сколько тем, что создал тувинскую письменность.Лопсан Чимит Монгуш (1888-1940) - лама, создатель одного из вариантов тувинской национальной письменности, автор первого тувинского букваря. Родился в местности Ак Барун-Хемчикского района. Учился в монгольском Ганцан-хурээ, затем продолжил образование в Лхасе (Тибет), где достиг высшего звания - кенин. Владел монгольским, китайским, латинским, немецким, английским языками. В 1928 г. по поручению правительства ТНР составил первый тувинский алфавит. Одна беда – он был все-таки ламой, и вскоре на VIII съезде ТНРП, в ноябре 1929 года, официально прозвучало: «...составление письменности ламой считать совершенно недопустимым, как с моральной точки зрения, так и с политической». И 28 июня 1930 г. декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность на основе латинизированного алфавита, авторами которого были советские ученые во главе с А. Пальмбахом. Впрочем, тоже ненадолго, в 1941 году был разработан, а в 1943 году узаконен модифицированный кириллический алфавит. Но это уже не имеет отношения ни к Устуу-Хурээ, ни к его служителям.Лопсан Чамзы Ондар и Лопсан Чимит Монгуш детей, насколько известно, не имели. У Лопсана Чимита были племянники. Но в Устуу-Хурээ были и другие священники.Араптан-геше был правой рукой Лопсана Чамзы.Сведений о нем мало. Есть упоминания в мемуарах кадрового офицера, подполковника в отставке Семена Хунаевича Севена. Например: «Меня повезли учиться, когда мне было семь или восемь лет. Отец посадил меня рядом с собой на коня и повез из Верхнего Ишкина на учебу в местечко у чаданского Устуу-Хурээ – в юрту человека по имени Араптан-кешпи. Привез и оставил, а сам уехал домой. Живя в юрте того ламы, я был тем, кто вставал спозаранок, варил чай, разжигал огонь, ходил за хворостом, носил воду. Вечером меня сажали рядом и обучали тангутской грамоте».Гораздо больше о нем может рассказать Игорь Дулуш. И он может рассказать об Араптане-кешпи не только потому, что занимался историей Верхнечаданского монастыря. А и просто потому, что он его правнук.Но когда начал проводить фестиваль, когда поставил цель восстановить монастырь, он еще об этом не знал. И действительно ничего не происходит случайно.Игорь Дулуш считает, что духовным лидером был именно Араптан. Лопсан Чамзы Ондар осуществлял общее руководство, Лопсан Чимит Монгуш – был талантливым полиглотом, знал много языков. А вот Араптан занимал особое место.История многих лам Устуу-Хурээ была трагичной.Лопсан Чимит Монгуш был отправлен в ссылку в Иркутск. Вернувшись, жил в Чадане, много молился. Но и такой он был не угоден новой власти, вскоре лама был арестован, и его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.В 1941 году арестовали Араптана-геше. В ночь увезли его, и он исчез. О нем неизвестно ничего. Говорят, что расстреляли где-то в долине Чаа-Холя. Сын долго вел поиски, но ничего не нашел, ни свидетелей, ни места казни.Достаточно подробно рассказывают о гибели Лопсана Чамзы. За принадлежность к высшему духовному сословию на VIII съезде ТНРП осенью 1929 г. было принято решение о физическом уничтожении Лопсана Чамзы.Историю его казни рассказывают очень подробно. Два солдата поехали за ним, чтобы доставить к месту казни. В Чадане наняли лошадей. Поехали четыре лошади: на двух солдаты, на одной – лама, и еще на одной – подросток, который должен был вернуться с конями.Остановились они у источника, который уже в наши дни освятил Далай-лама. Там неподалеку есть хуторок, где занимались обжигом извести. На этом месте, на перевале Адар-Тош, лама попросил остановиться. Он не хотел ехать дальше. Подросток слышал весь этот разговор. Лопсан Чамзы сказал, что ему нужно остановиться по нужде. Когда лошади остановились, он слез с коня, сел в позу лотоса и сказал: «Сыновья, я никуда не поеду, делайте, что хотите». Он сидел и медитировал. Старший воин уже отъезжал, и младший был в растерянности. Он крикнул старшему, что старик не хочет ехать. И тот ответил с пугающим безразличием: «Ну и пристрели его». Младший спешился и выстрелил два раза. Свободная лошадь отпрянула, мальчик схватил ее за повод и не знал, что делать дальше. Тогда старший воин ему сказал: «А ты что стоишь, хочешь, чтобы и тебя застрелили?» Подросток оставил лошадь, они все доехали до Ак-Дуруга, и мальчик повернул с конями домой. На перевале нашел лошадь, которая так и стояла возле тела священника. Он помолился и поехал домой. Дома все рассказал родным. Говорят, этой же ночью его забрали, и подростка тоже никто уже не видел.Помимо всего этого, в исследовательской работе у информаторов ТулушЧеченыСугдер-ооловны и Ойнаровой Ураны Сугдер-ооловны узнали, что во времена, когда в храме работалиболее 400 лам, служили мои предки – Чулдум –МунзукДопчукайоглуТулуш, был доорумбу, что означает доктором медицинских наук, СотпаДопчукайоглуТулушработал кешпи ламой. Говорят он не любил фотографироваться, поэтому у него не сохранилась ни одна фотография. Донгак Ай-оол Кызыл-оолович (ГелегЧалере) – родился 20 января 1982 года в селе Мугур-АксыМонгун-Тайгинскогокожууна.Окончив школу в 1999 году поступил в СПТУ-6 (в сегодняшний день называют Тувинский Технологический Техникум) в городе Чадан Дзун-Хемчикского кожууна по специальности «Водитель-тракторист». Окончив учебу, с 2000 года служил 2 года в армии около Новосибирска. После службы в 2002 году он начал работать в храме в качестве помощника. У него проснулся интерес к служению и учению религии Буддизма. У Ай-оола Кызыл-ооловича с детства был особый интерес к религии и философии. В 2003 году решил учиться по направлению философии в Бурятском храме Улан-Удэ «Иволга». Учился там 4 года. После учебы, с 2007 года он полностью посвятил свою жизнь служению в храме. В 2008 году на собрании лам его избрали Камбы-Ламой Дзун-Хемчикского кожууна.В настоящее время камбы-ламой Устуу-Хурээ избрали Ооржака Буяна Чудур-ооловича (Тензин Джурмет). С восьми лет интересовался буддизмом, изучил религию и философию. До сегодняшнего дня посвятил свою жизнь служению религии Буддизма.ВыводНа основе собранных материалов можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма в нашем городе. Его разрушали, но исторические события ни как не могли уничтожить веру народа в Бога. Поле крушения храма, люди продолжали молиться покровителям родной земли, то есть небу, тайги Танды, роднику, оваа, именно они стали храмом для жителей нашего кожууна, но и жителям всей Тувы. Запрещение этих обрядов осталось в истории Тувы, как оскорбление и унижение веры, народных праздников коренного населения. Но все это прошло, люди признали историческую и архитектурную ценность Устуу-Хурээ, осознали самое главное, они сильны духом, когда верят.В нашей республике возрождение началось в 90-х годах, поэтому Буддизм в Туве как маленький младенец, еще не до конца изученный, не созревший. Камбы-лама, Донгак Ай-оол Кызыл-оолович, утверждает, что развитие Буддизма в Туве активно передвигается по волнам времени, приведя факты, что в последнее время под его наблюдением в богослужениях стали приходить много молодежи, школьников. Даже если они не знают, как правильно молиться, как вести себя в храме, они приходят в храм и это самое главное. Их приход в храм утверждает, что у Буддизма есть будущее, так как молодежь – будущее Тувы.Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя исследовательскую работу, мы глубоко стали изучать историю большого храма «Устуу-Хурээ». Мы поставили цель еще глубже исследовать историю личностей, которые работали в Устуу-Хурээ. А знание истории святой местности своего кожууна помогает нам лучше понять учение Буддизма и крепче любить родную Землю.Список используемой литературы:
  • Вячеслав Донгак. ЧаатыныңДондайкамбызы. – Сибирское книжное издательство, 2011. – 92с.
  • С.К. Серенот. Сарыгшажынхурээлерининтудуг уран чуулу, каасталгаларыболгаш лама башкыларнынидик-хеви, эт-херексели. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист», 2016. – 98 с.
  • С.К. Серенот. Шаандагытываламаларнынболгашхурээлернинтоогузу. Тоогуматериалдары, сактыышкыннар. – Абакан: ООО «Кооператив «Журналист». – 2016 – 195 с.
  • Люди Центра Азии / [редкол.: Н. М. Алтуфьева, А. А. Лачугина]. - Кызыл : Центр Азии, 2006.
  • Кенин-ЛопсанМоңгушБораховичиге. Традиционная культура тувинцев / М. Б. Кенин-Лопсан ; пер. с тувин. А. А. Дугержаа, А. С. Дембирель. - Кызыл : Тувинское кн. изд-во, 2006 (Красноярск : ПИК Офсет). - 230 с.
  • Интернет ресурсы:
  • Информаторы:
  • МонгушАримДадар-оолович – директор школы МБОУ «СОШ №2 города Чадан»;
  • Донгак Ай-оол Кызыл-оолович – Камбы-лама «Алдыы-Хурээ»;
  • Ооржак Буян Чудур-оолович;
  • МонгушОлзей Кара-Сатовна – учительница русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2 города Чадан»;
  • Балчыырак Зоя Кертик-ооловна – директор по МБОУ центр «Наследие культуры» Дзун-Хемчикскогокожууна;
  • ОндарДолаанаЧимби-ооловна – специалист по ДПИ и НХП Дзун-Хемчикскогокожууна;
  • Монгуш Рада Сумбуукеевна – заведующая читательным залом ЦРБ Дзун-Хемчикскогокожууна;
  • ТулушЧечена-Сугдер-ооловна – соцпедагог МБОУ «СОШ №2 города Чадан»;
  • Ойнарова Урана Сугдер-ооловна – соцпедагог МБОУ «СОШ №2 города Чадан».