Публикации Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
Автор: Боженко Анна Викторовна

Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.Подготовила: Боженко А.В.Воспитатель «МБДОУ «ЦРР – детский сад «Колокольчик», г. АбаканАктуальность:Проблема развития речи в дошкольной образовательной организации с каждым годом становится все актуальней, так как современная школа требует от детей 5- 6 лет высокого уровня умственного развития, характеризующего становление личности посредством речевой содержательности, точности, логичности, ясности изложения, правильности и богатства речевого разнообразия. Сущность педагогического взаимодействия в воспитательной работе с воспитанниками подтверждает наличие первых шагов в реализации новых приемов в развитии речи. Она заключается в умении педагогов преподнести старшим дошкольникам идеи, задумки, новации, которые дети воплощают в собственной деятельности таким образом, как представляют их в своем видении. В результате, дети 5-6 лет могут выражать свои мысли и желания, что подтверждает не только интенсивное развитие речи, но и увеличивает их уровень общего развития.Как известно, в традиционной дошкольной методике развития речи основной формой было обучение на специальных занятиях. Но практика и многочисленные современные исследования доказали, что на занятиях речь детей почти не развивается, речевые фронтальные занятия неэффективны.Что же эффективно и почему?Прежде всего определим, что необходимо для успешного воспитания ребенка в детском саду:
  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель - партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т. е. развивающая и обучающая среда.
  • Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог - образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения - главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей). При этом для педагога развитие речи детей дна из важнейших целей работы, но усамих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре, в познании. Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах. Перечислим основные.
  • Общение: неподготовленное и подготовленное, а также спровоцированное. Живое общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.
  • Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.
  • Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.
  • Пение. Стихотворение-рифмование.
  • Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.
  • Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор).
  • 7. Труд: трудовые и речевые действия.8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.С чего начинать речевое воспитание ребенка в группе? Конечно, с изучения проблем малыша, особенностей его семейного воспитания, развития его личности, коммуникативных речевых навыков. Основной метод обследования, как известно, наблюдение. Пообщайтесь с ребенком, понаблюдайте, как он общается с другими:
  • умеет ли налаживать отношения, контакты со сверстниками, со старшими и младшими детьми, со взрослыми;
  • выясните, почему это у него хорошо или, наоборот, плохо получается, в чем причина;
  • установите, каков уровень его речевого развития;
  • обдумайте, посовещайтесь с коллегами и определите, как вы сумеете помочь ребенку преодолеть его трудности.
  • Трудности могут быть в звуко- и словопроизношении, в плохой дикции, в бедности словаря, в неумении выразить чувство, настроение, в невозможности ребенка ответить простой вопрос, рассказать, что с ним произошло.Понаблюдайте за детьми, попробуйте определить, какие варианты отклонений в речевом развитии проявляются у ваших детей. Обязательно сравните, как отличается речь ребенка, если он обращается к вам и сверстникам. Внимательно прислушайтесь, выясните, стремятся ли дети четырех лет и старше разговаривать между собой, когда что-то рисуют, конструируют, лепят. О чем они говорят? Слышат ли друг друга? Сопровождаются ли игры детей развернутыми речевыми высказываниями, если детям уже шестой-седьмой год? Понятно, что при одной и той же проблеме у 'нескольких детей, даже одного возраста, помощь будет разной: поскольку все дети разные, то и привычки, интересы, потребности у них особые. У педагога в запасе всегда целыйарсенал методов, приемов, форм работы, целая педагогическая копилка игр и развлечений.Вы определили проблемы ребенка? Выяснили их причины? Истоки? А теперь наметьте индивидуальную программу его речевого развития, его «зоны ближайшего развития» и перспективы. Но не жмите, не торопитесь-верьте и стимулируйте. Поступайте так, словно у ребенка уже имеется то качество, которого вы ждете. Создавайте для него ситуации успеха. Ни в коем случае не зацикливайте малыша на его речевых несовершенствах, неудачах! Дошкольные педагоги часто задают вопрос: почему не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, выполнения любой работы? Потому что для дошкольников очень трудно выполнять работу молча. Психологи утверждают, что речевое сопровождение собственных действий имеет важное значение для психического развития ребенка. Речь малыша как бы становится слепком с его деятельности, берет на себя ее самые существенные моменты. На основании такой речи- сопровождения потом окажется возможным «составление рассказа» о прошедших событиях и о событиях, в которых ребенок не участвовал, сформируется и внутренняя речь (разговор с собой), которая составляет важную часть умственных операций и основу вербального мышления. Значит, не стоит останавливать речь малышей, сопровождающую их действия. Найдите время и прислушайтесь: вот дети уже не только комментируют свою работу, но и начали предполагать, описывать результат, планировать будущие действия. Только став старше, они научатся делать это не вслух, для другого, а внутренне, молча, для себя. Запомним, что развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Исходя из этого положения, сделаем вывод, что в речевой работе основной целью будет не только обучение новым словам, понятиям и не требование, чтобы ребенок пересказал прочитанное, а использование речи как средства любой важной и интересной для него деятельности. Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок - самое трудолюбивое и деятельное существо на свете - так утверждают все исследователи дошкольного детства. Важнейшая деятельность для дошкольника-игра; а главнейшая потребность- общение. Труд, как и игра, неотделимы от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка (до 3-4 лет) связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения. Потерпит, доживите до «качественны» результатов труда малышей, не укоряйте за не очень красиво сделанное. Все приходит постепенно, с опытом, особенно качество. Какие же существуют формы организации работы по развитию речи в группе?
  • Индивидуальная. Педагог общается с ребенком, выясняет речевые возможности и способы индивидуального развития его речи. В таком случае происходит диагностическое и коррекционное общение.
  • Работа в парах. Дети могут сами выбрать пару (стихийный выбор) или по совету педагога. Пары «старший-младший» или одновозрастные. Старший может побыть в роли учителя, консультанта, затем дети меняются ролями.
  • Работа в стихийно возникающих группах. Такие группы реализуют стихийно возникший замысел.
  • Работа групповая. Дети постоянно объединяются в небольшие группы из 3-4 человек и работают сообща.
  • Работа фронтальная. Может быть организована педагогом и объявлена как приглашение или задание для всех». Чаще воспитатель «заражает» детей, предлагая вначале деятельность только одной малой группе. Происходит «взаимозаряжение» интересной деятельностью.
  • И в заключение назовем основные принципы организации речевого развития в группе.
  • Создание условий для свободного самовыражения детей, для уверенности в своих
  • силах. Создание семейной обстановку.
  • Событийная основа (заранее запланированные события и неожиданные; их обсуждают, рисуют, создают о них стихи и рассказы).
  • 3) Гибкая программа «проектов», событий-тем. «Спонтанейное» (А. В. Запорожец) развитие речи в общении и деятельности.
  • Обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями из других групп, взрослыми.
  • Опора на языковую интуицию ребенка, его способности к подражанию,' к речетворчеству и словотворчеству.