Публикации Культурно-просветительская компетенция педагога как условие успешности педагогической деятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Культурно-просветительская компетенция педагога как условие успешности педагогической деятельности
Автор: Шишкина Татьяна Ивановна

ШИШКИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНАпедагог-организатор учебного курсаФГКОУ «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны Российской Федерацииг. ЕкатеринбургКультурно-просветительская компетенция педагога как условие успешности педагогической деятельностиОдной из актуальных проблем современного образования в России является проблема духовнонравственного развития и воспитания подрастающего поколения. Это отражено в национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. В ней отмечается, что стратегической целью образования является преодоление духовного кризиса, обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Распространение культурных ценностей осуществляется через систему образования, где одна из важных ролей отводится учителю. В 1996 г. ЮНЕСКО опубликовала положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище», в которых обосновала одну из основных задач, стоящих перед учителем – передать ученику все то, что человечество накопило в виде знаний о самом себе и о природе, об основных достижениях в области созидания и творчества. Ретроспективный взгляд на феномен культурно просветительской деятельности учителя позволяет сделать вывод: на протяжении всей истории отечественного образования российский учитель по своему призванию всегда был просветителем, активным участником культурнопросветительной работы. Изучая просветительскую миссию учителя в трудах общественных деяте- 131 лей России середины XIX века, А.В. Уткин писал, что взгляд на просвещение как одну из основных сил, способных изменить существующие условия жизни, был широко распространен среди различных кругов русского общества периода формирования национальной светской системы образования. Этот взгляд во многом определил характер и направление общественнопедагогического движения середины XIX века, одной из центральных проблем, которого стала проблема государственного и общественного идеала учителя и выполняемой им миссии в новой социокультурной ситуации развития страны. России принадлежит приоритет разработки в конце XIX в. методологии внешкольного образования. Фундаментальным исследованием по данному вопросу является труд нашего соотечественника профессора Е.Н. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», опубликованный в 1923 г. Значительный вклад в теорию и практику внешкольного воспитания, культурно просветительной работы внесла Н.К. Крупская. В советский период просветительская работа была тесно связана с идеологией государства, но в широком смысле понималась как любая организованная вне учебных заведений деятельность, способствующая культурному росту человека, представляя из себя культурно просветительскую деятельность как единое целое. Во второй половине XX в. социально значимая культурно просветительская, творческая деятельность учителя получила официальный статус в качестве одного из видов профессиональной педагогической деятельности и включена в квалификационную характеристику государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В связи с переходом в XXI в. на многоуровневую профессиональную подготовку в ФГОС нового поколения данный вид деятельности обозначен конкретными компетенциями педагогической деятельности бакалавра. Что же понимаем мы под такими понятиями как просвещение, просветительская деятельность, культурнопросветительская дея- 132 тельность, культурно просветительская компетенция. Находя общие параллели во всех трактовках понятия «просвещение» можно заключить, что главным здесь является «приобретение знаний и их трансляция, деятельность по приобретению и передаче знаний в сфере культуры и посредством культуры». В Федеральном законе от 10 декабря 2000 г. под «просветительской деятельностью» понимается разновидность неформального образования, совокупность информационно образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию. Основной целью просветительской деятельности является повышение уровня общей культуры и социальной активности населения. Теоретический анализ работ (С.А. Пиналов, В.Е. Триодин, Ю.Д. Красильников и др.) показал, что под «культурно просветительской деятельностью» понимается педагогически организованная свободная деятельность, направленная на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня личности. Профессиональные компетенции в области культурно просветительской деятельности определяются способностью педагога: − к разработке и реализации культурнопросветительских программ, в том числе с использованием информационно коммуникационных технологий; − взаимодействию с участниками культурнопросветительской деятельности; − к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурнопросветительской деятельности; − выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно просветительской деятельности в образовательном процессе. Базовыми аспектами культурнопросветительских компетенций являются: − функция просвещения: способность и готовность участвовать в культурной жизни общества, создавая объекты материального и нематериального искусства, использовать моровое культурное наследие для удовлетворения художественно эстетических потребностей всех категорий населения, а также мероприятий в поддержку развития культуры; − пропаганда культуры: способность принимать участие в формировании общего мирового научного, образовательного и культурноинформационного пространства, трансляции и сохранения в нем культурно исторического наследия народов России; − воздействие на сознание: способность содействовать раскрытию и развитию окружающих людей, формированию и развитию духовнонравственных идеалов и ценностей общества при помощи искусства и арттерапии; − политическая функция: способность участвовать в постановке и решении актуальных задач российской государственной политики в области национальнокультурных отношений, развития этнокультурного образования и межкультурных коммуникаций. Культурнопросветительская деятельность вовлечена практически во все составляющие жизни человека: образование, политику, экономику, медицину, досуг, карьеру и т. д. Особая роль культурно просветительской деятельности отводится в школьном периоде жизни. Школьный возраст – это время интенсивного развития нравственных и эстетических чувств, становления характера и овладения полным набором социальных ролей взрослого человека. Культурнопросветительская деятельность педагога осуществляется посредством различных технологий (форм, методов). Их многообразию можно удивляться. Статус «классических форм» культурнопросветительской деятельности имеют «лекция» и «бе- 134 седа». Родившиеся до 1917 года, они не растеряли своей значимости и в наши дни. Бытующие и поныне диспуты и дискуссии, научнопросветительные вечера, олимпиады, разнообразные кружки, курсы, другие интересные формы досуговой деятельности появились в арсенале культурнопросветительской деятельности в период с 1920 по 1940 гг. В послевоенное десятилетие в копилку организационнометодических форм досуговой и просветительской деятельности были введены: народные театры и образцовые детские коллективы, возродившиеся народные университеты и появившиеся школы культуры, пережившие свое второе рождение агитационнохудожественные бригады и разнообразные «недели», «декады», «месячники», разнообразные любительские объединения и клубы по интересам, любопытные по замыслу праздники и обряды и т. п. При всем многообразии вышеперечисленных форм в настоящее время безусловным фаворитом является «метод проектов». К числу наиболее популярных можно также отнести игровые технологии, технологии коллективных творческих дел, мастер классы, творческие мастерские и др. Роль культурнопросветительной деятельности учителя в современных условиях глобализации, поликультурности, толерантности, диалога культур в сфере образования всех народов мира трудно переоценить. Только просвещенные люди смогут обеспечить прогресс в развитии собственной страны. Просвещение расширяет кругозор человека, позволяет ему найти достойное место в обществе, делает его полезным для собственного государства. Успешен тот учитель, кто знает, понимает, владеет и реализует профессиональные культурнопросветительные компетенции в своей педагогической деятельности, что, безусловно, способствует совершенствованию профессиональной деятельности учителя, и, следовательно, повышению качества образования обучающихся. Список литературы 1. Антология педагогической мысли России XVIII века. – М.: Педагогика, 1985.–480 с. 135 2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века. – М.: Педагогика, 1987. – 558 с. 3. С. Елагина В.С. Становление педагогической компетентности студентов педагогического вуза // Современные наукоѐмкие технологии. – 2010. – №10. – 113–116. 4. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое просвещение? (1784 г.) // Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /books/item/f00/s00/z0000508/ 5. Киселева Т.Г. Социальнокультурная деятельность: учеб. пособие / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. – М.: Московский государственный университет культуры и искусств, 2004. – 274 с. 6. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. Общая теория внешкольного образования. – Т. 1. – М.; Пг: Гос. издво, 1923. 7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: одобрена постановлением правительства РФ от 04.10.2000 №751 // Российская газета: документы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 8. Пиналов С.А. История культурнопросветительной работы в СССР: Учеб. пособие для интов культуры. – Киев: Вища школа, 1983. – 262 с 9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (Квалификация (степень) «Магистр») // Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ.