Публикации
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Нижельская Елена Николаевна
Выступление на методическом объединении «Развитие творческого потенциала детей различными средствами музыкальной деятельности».Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ согласно ФОП направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.Как подарить детям радость творчества, вызвать ощущения своего духовного потенциала? Как разбудить фантазию чувств, фантазию ума? Как организовать и вести работу по музыкальному воспитанию, чтобы получить максимальный результат?Используя различные виды музыкальной деятельности, можно влиять на формирование личности ребёнка, развивать воображение, фантазию, пробуждать стремление к творчеству. С развитием общей музыкальности совершенствуется слух, рождается творческое воображение.Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой, ребёнок развивает свои силы. Из этого вытекает цель музыкального воспитания: развитие личности, обогащение его духовного мира через музыку. Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.Именно музыка является эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребёнка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё и художественной, и эстетической культуры ребёнка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является музыкальная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребёнка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте. В результате развития основ музыкальной культуры у ребёнка формируются первоначальные ценности ориентации – способности ценить красоту в жизни и искусстве.Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Становление музыкальной культуры личности, а через неё – художественной, эстетической и общей духовной культуры должно начинаться в раннем детстве, когда у ребёнка ещё не сложились интересы, привычки, вкусы, которые нужно ломать или перестраивать.Развитие творческого потенциала, творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Такое направление в области музыкального воспитания является приоритетным, так как размышления и анализ способствуют развитию логического и ассоциативного мышления, формируют навыки самостоятельной работы. Музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности – пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Поэтому необходимым включать творческие задания в каждые из них. Основа всех видов музыкальной деятельности – это восприятие. Прежде чем ребенок творчески себя проявит – конечно же вместе с ним нужно пройти небольшой путь и прийти к тому, что он будет воспринимать музыку, накапливать музыкальные впечатления, хорошо ориентироваться в средствах музыкальной выразительности, создающих образ (динамика, темп, регистр, интонации), чувствовать смену характера в музыкальном произведении и только после этого дети будут использовать опыт восприятия в творческих импровизациях. Очень действенным методом в развитии творческого потенциала детей является элементарное музицирование. Оно предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, дает возможность экспериментировать, нетрадиционно взаимодействовать ребенком. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Стоит отметить, что творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками могут носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность. Большое значение в музыкальном воспитании имеют тон речи, мимика, манера общения с детьми. Эмоциональная окраска речи способна вызвать поддержать интерес ребят к музыке. Чтобы преподавание музыки оставило следы и получило дальнейшее развитие, необходимо иметь конкретную цель с постепенной последовательностью реализации, руководить, направлять деятельность детей, поддерживать самостоятельность, формировать образное представления, воображение. В работе с детьми надо ориентироваться на личностные возможности каждого ребёнка и их непрерывное наращивание. Нужно отказаться от авторитарного, инструктивно-репродуктивного обучения в пользу поисково-творческого. Процесс обучения строить таким образом, чтобы развивать воображение, творчество, чтобы ребёнок был на позиции исследователя, только тогда он раскроется, сможет проявить творчество, когда почувствует доброжелательное отношение к себе и детей, и взрослых.Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей, быть непохожими на других, разбудить их фантазию, пытаться максимально реализовать их способности.Мир детства – особый мир сказок, творческих фантазий, любимых песенных мелодий. Музыка воспринимается ребёнком как эмоция, образ. Очень важно процесс обучения превратить в увлекательную игру, будить фантазию, вовлекать ребёнка в волшебный мир музыки. Развивать творческие способности надо постепенно, поэтому небольшие творческие задания даю уже в младшем дошкольном возрасте. Первоочередной задачей было – создать условия для развития личности и реализации своего я, предоставить ребёнку свободу самовыражения.Основной вид деятельности в этом возрасте – игра, которая способствует стремительному развитию воображения. Через игру они познают общение и дружбу, развиваются физически и духовно. На первых музыкальных занятиях развитию воображения помогают игрушки, предметы обихода, подражания взрослым. Такие игры как «Жук», «Кошка и котята», «Петушок», активно развивают творческое воображение, являются предварительным, первоначальным этапом формирования музыкально-творческих проявлений и музыкального мышления.Формированию мышления уже в младшем возрасте способствуют движения, которые помогают ребёнку ощутить характер музыки, смену настроений. В младшем возрасте это могут быть элементарные движения рук – плавные или более активные, беззвучные хлопки, удары пальцев о ладонь, хлопки по коленям, удары кулачков. Также игры-забавы с пением из русского фольклора (прибаутки, потешки, песенки) применяются с движениями.В младшем возрасте очень своеобразное исполнение песен – это ещё не пение как таковое, а песенно-речитативное интонирование, и перенимают друг у друга не мелодии, а лишь интонации – эмоционально-смысловые звуковыражения песен. Например, когда зовут на помощь радугу или солнце исполняют закличку. Такие типы интонирования детских песен являются предмузыкальными, они подготавливают детей к переходу, постепенно подводит к творческой вершине. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательная активность, тактильные ощущения помогают детям получить первые представления об особенностях музыкального языка.Каждое занятие – это маленький праздник для детей, где есть всё: слушание, движения, пение, которое тесно взаимосвязаны между собой. Но для проявления творческого начала у детей необходимо следующее: большой объём музыкальных впечатлений, развития активного восприятия музыки.Развитие воображения, творчества, на прямую связано с развитием активного восприятия музыки, поэтому большое внимания необходимо уделять слушанию музыки. Музыка по-своему передаёт жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы. Слышать, воспринимать музыку – это значит различать её характер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Используя личностный подход, повышается возможность развить творческую личность ребёнка, повышается его интеллектуальный уровень, наряду с музыкальными способностями развиваются и общие способности.Таким образом, развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребёнка.