Публикации Статья на тему "«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья на тему "«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии»
Автор: Шаболдина Екатерина Васильевна

Учитель биологии МОУ СШ № 102 Дзержинского района ВолгоградаШаболдина Екатерина ВасильевнаСтатья на тему: «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии»«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Все учителя стремяться сформировать у своих учеников естественнонаучную грамотность. Мои учащиеся должны уметь использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.Развивать способность занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и интересоваться естественнонаучными идеями. Биологические знания – это компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не каждый из наших учеников станет биологом, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. Наша задача – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни, помочь увидеть взаимосвязи, соединяющие разрозненные элементы знаний в целостную систему, найти такой подход, который «зацепит» не только ум, но и душу ученика, поможет понять себя и окружающий мир, осознать высочайшую ценность жизни. Вот уже на протяжении нескольких лет на своих уроках применяю разные технологии обучения: информационно-коммуникативные, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, игровые, развивающие технологии, технологию критического мышления, работу в группах и в парах. Для привлечения внимания и активизации познавательных процессов использую такие приёмы как «Загадки». Например, для определения темы перед изучением класса «Паукообразные» 7 классе.Нашел укрытие в цветкеИ восемь глаз глядит,Заметив муху на листке, К ней восемь ног спешит.Его собратья сети ткут-Тончайшая работаА он, как волк: то там, то тут-На мух идет охота!7 класс тема «Паукообразные»Исследовательская задача: Долгое время энтомологам казались загадочными действия некоторых видов пауков. Вроде бы, чем незаметнее соткана паутина, тем лучше для ее хозяина - чаще будут попадаться насекомые. Но есть странные утолщения на некоторых паутинах, явно демаскирующие их. Утолщенные места паутины имеют различную форму: то в виде кругов, то в виде крестов или линий. Зачем же пауку понадобилось это художество? Противоречие: Паутина должна быть незаметной для насекомых, а она заметная. Для кого же паук делает паутину заметной и зачем? Ответ: По мнению ученых, пауки таким образом дают возможность птицам вовремя заметить паутину и облететь ее, не повредив. Разумеется, уплотнения в паутине замечают и некоторые насекомые и тоже стараются облететь. Но для паука лучше потерять несколько насекомых, чем сооруженную не без труда паутину. Для привлечения интереса к изучаемой теме, используется приём работа с текстом. «Узнай из стихотворения»Тема «Размножение папоротников»Приём «Найди ошибку»: А.Н.Плещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких. Принесла с собойОшибка: Ласточка- насекомоядная птица, а не зернояднаяБиология 6 класс Опыт «Условия прорастания семян» Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.1)поместите на дно небольшой банки проросшие семена фасоли2)спустя 2–3 дня проверьте наличие в банках кислорода, опустив в каждую банку горящую лучинку (длинная тонкая палочка)3)плотно закройте банку крышкой и поставьте в тёплое, тёмное место на 2–3 дня4)прорастите на влажной ткани горсть семян фасоли в течение 5–6 дней5)добавьте в банку немного воды Подводя итог выше сказанному хочется отметить, что какие бы технологии и методы мы не применяли в своей работе, главное, чтобы наши дети не просто получили бы знания об окружающем их мире, но и смогли ориентироваться в нём, анализировать свои действия, найти своё предназначение, тогда и профессия «учитель» вернёт уважение и почёт. Литература:
  • Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61)
  • Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.
  • Интернет – ресурсы: