Публикации Краткосрочный проект «Моя семья – моё богатство»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Краткосрочный проект «Моя семья – моё богатство»
Автор: Елена Васильевна Щеголькова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37»Копейского городского округа Краткосрочный проект «Моя семья – моё богатство»Подготовительная группаАвтор проекта:Воспитатель: Щеголькова Е.В.2023 г.«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»В.А. СухомлинскийВид проекта: информационно – творческийПо количеству участников: коллективный (воспитатель группы, дети, родители)Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь)Актуальность.«Семья - это самое важное, что есть в мире. Если у вас нет семьи, считайте, что у вас нет ничего. Семья - это самые прочные узы всей вашей жизни» - так гласит народная мудрость.Сейчас, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители зачастую не успевают оказать достаточно внимания своим детям, что в свою очередь неблагоприятно сказывается на детско-родительских отношениях, утрачивается ценность семьи.Между тем, семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание.При беседе с детьми о том, что они знают о семье, выяснилось следующее: у них отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как род, родословная, предки. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Это свидетельствует о том, что теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство в ДОУ.Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья – моё богатство». Я считаю, что проект – это идеальный способ поразмышлять о роли семьи в жизни каждого ребенка. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому. Понимая важность семейных ценностей, я решила запустить проект «Моя семья – моё богатство».Цели проекта: Расширить представления детей о своей семье, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, воспитывать любовь и уважение к семье, как людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких, вовлечение родителей в единое образовательное пространство «Детский сад – ребенок – семья».Задачи:1. Закреплять у детей понятие «семья»; расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.2. Формировать представления о родственных отношениях.3. Формировать представления о семейных традициях и праздниках.4. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.5. Воспитывать интерес к своей родословной.6. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи».7. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.Планируемый результат со стороны детей:
  • знают историю своей семьи;
  • знают семейные традиции, праздники и участвуют в них;
  • сформирован интерес к познанию истории своей семьи.
  • Планируемый результат со стороны педагога:
  • активизируется поисковая деятельность;
  • установятся доверительные и партнёрские отношения с родителями;
  • создадутся условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
  • Планируемый результат со стороны родителей:
  • повысится активность участия родителей в жизнедеятельности группы;
  • повысится педагогическая культура родителей;
  • заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества.
  • Этапы работы над проектом:1 этап – подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы, анкетирование родителей, подборка и изучение литературы.2 этап – основной: Основной (или этап реализации проекта): проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) включает в себя совершенствование содержания предметно-игровой среды группы, насыщение развивающим материалом по семейному воспитанию. Использование разработанных мероприятий в работе с детьми. Организация работы с родителями.3 этап – заключительный: презентация проекта.Содержание этапов1 этап: подготовительный1.1. Определение проблемы.Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с членами семьи и в игровой форме ответить на вопросы:- Самые родные для ребенка люди?- Самый младший член семьи? Самые старшие члены семьи?- Есть ли у мамы и папы родные братья и сестры? Кем они вам приходятся? А вы им?- Есть ли у них дети? Кем они вам приходятся?- Сколько у вас двоюродных братьев (сестер)?- Кем вы приходитесь бабушке?- Кем приходится ваша мама вашей бабушке?- Как вы думаете, это чужие люди или родственники?- Как можно назвать одним словом этих людей?- Самый радостный для каждого человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой?- Что такое семья?- Как ты думаешь, хорошо иметь много родственников? Почему?На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание1.2. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.1.3. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи, книги по теме «Моя семья», «Моя родословная. Составление с родителями таблицы: «Генеалогическое древо».2 этап: основнойПознавательное развитие: Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи».Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.Дидактическая игра: «Домашний труд».Социально – коммуникативное развитие:Рассказы детей о семье.Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», Н.Майданик «Вместе с бабушкой».Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».Художественное – эстетическое развитиеХудожественное творчество:НОД: рисование «Моя семья»;аппликация «Мой автопортрет», «Моя родословная. Генеалогическое древо».Музыка: слушание музыки и песен о маме и папе.Речевое развитиеБеседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково»Физическое развитие.Физкультминутка «Семья».Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».Работа с родителямиУчастие в конкурсе рисунков по теме «Моя семья»; «Моя родословная. Генеалогическое древо».Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».Памятка для родителей «Посеять в детских душах доброту».Веселые старты «Папа, мама, я – дружная семья» Индивидуальные семейные консультации.Анкетирование: «Семья глазами ребенка», «Мой стиль воспитания в семье», «Права и обязанности детей»,Родительское собраниеРассказы родителей о своей профессии.Консультации «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной», «Помогаем детям вместе», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», «Характер ребенка зависит от нас»3 этап (заключительный)В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ: рисунков по теме «Моя семья»; аппликации генеалогического древа, составленного вместе с родителями; изготовление куклы-оберега месте с родителями. Просмотр презентаций, составленных детьми и родителями «Моя семья — мое богатство» Сводная – информационно – диагностическая карта по выявлению знаний у детей о своей семье1. Дети знают:- прошлое своей семьи, могут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе;- в своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.;- пополнился словарный запас;- приобрели представления об общечеловеческих ценностях;- научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям пожилого возраста;- развито чувство гордости за свою семью.2. В процессе работы над проектом я, как и дети подробно изучила семьи воспитанников с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.Оценка результатов:Я считаю, что главным критерием эффективности данного проекта должна стать активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.Заключение.В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье.За время реализации проекта «Моя семья – моё богатство» уровень знаний детей о семье значительно повысится. Дети узнают больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Воспитанники будут иметь представление о родословной, как истории семьи. Верится, что благодаря этому проекту укрепятся детско-родительские отношения, расширится кругозор и обогатится словарный запас детей. Особенность этого проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.Список использованной литературы.1. Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: .: Т.Ц. Сфера, 2005.
  • Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: .: ЛинкаПресс, 2007.
  • Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: .: Т.У. Сфера, 2004.
  • Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: .: Просвещение
  • Дружинин В. Н. Жена должна не пилить, а вдохновлять // Деловой мир. - 1995. - 2 декабря. - С.
  • .Дружинин В. Н. Психология семьи. - М., 1996.
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М. : ПедагогикаПресс, 1992. - 192 с.
  • Журнал «Дошкольное воспитание», №2, 2008, №4, 2007.
  • .Журнал «Ребёнок в детском саду» №4, 2009.
  • 10. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского садаост. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А.