Публикации Консультация для педагогов "Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов "Коммуникативные игры для детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Петрушина Светлана Анатольевна

Консультация для педагоговКоммуникативные игры для детей старшего дошкольного возрастаКоммуникативные способности (или умение общаться) – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.Коммуникативные способности включают в себя:
  • желание вступать в контакт,
  • умение организовать общение,
  • знание норм и правил общения.
  • Всему этому ребенок учится в семье, детском саду, в общении с другими детьми и взрослыми. Вот несколько игр и упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, которые можно использовать, играя с детьми в группе и на прогулке.«Ласковое приветствие» Ведущий предлагает, передавая «волшебную палочку» по кругу ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька». При этом ведущий напоминает детям о том, что, когда мы здороваемся с человеком мы смотрим ему в глаза.Упражнение «Нос к носу» Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде взрослого, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.Упражнение «Рисуем на спинке» Дети становятся в кругу спинами друг к другу и выполняют движения, которые описаны в тексте: «Рано утром на голубом, голубом небе (поглаживают ладошкой спинку) появилось ласковое, теплое солнышко (рисуем солнышко). Оно такое кругленькое, желтенькое с длинными лучиками (рисуем лучики). Но вот подул легкий ветерок, и солнышко закрыла тучка (рисуем тучку). Она была сначала маленькая, при маленькая, а потом стала все больше и больше. И вот из нее пошел дождик (одним пальчиком имитируем капельки). Затем дождь стал все сильнее и сильнее (имитируем всеми пальчиками дождик). И когда тучка стала совсем крошечной, дождик стал редким-редким и затем совсем исчез. А на небе опять появилось наше замечательное солнышко и своими лучиками высушило все лужицы.Упражнение «Комплименты» Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, похвалить. Например, «Саша, ты очень добрый». Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.Игра «Клубочек»Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой, интересующий его вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т.д. Тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.«Паровозик»Участники сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй,… Поехали со мной». Ребенок, которого выбрали становится впереди. Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.Упражнение «Угадай мое настроение по голосу» Ведущий предлагает ребятам повторять какую – ни будь фразу (например, «скоро наступит весна») с таким настроением, которое у них сегодня. Остальные дети должны по интонации догадаться.Игра «Дотронься до…» Все играющие расходятся по комнате. Ведущий говорит: «Дотронься до того, у кого длинные волосы» или «Дотронься до того, у кого в одежде есть синий цвет» или «Дотронься до того, кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть названный признак и нежно дотронуться.Игра «Охота на тигров»Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра (или любую игрушку, которая помещается в детскую ладошку). После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего – найти тигра.Игра «Липучки» Все дети передвигаются по комнате. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они припевают (приговаривают): «Я – липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребенка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.Игра «Карусели» Все участники берутся за руки и встают в круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем кататься с вами на каруселях. Повторяйте за мной слова и двигайтесь дружно под музыку по кругу, чтобы карусель не сломалась». Дети вслед за взрослым повторяют слова: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели.Карусель медленно кружится в одну сторону. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали… Темп речи и движений постепенно ускоряются. На слова «побежали, побежали» направление движения меняется. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите…Темп речи постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все дети останавливаются и кланяются друг другу. Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра.Игра «Это я, узнай меня» Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня» Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.Игра «Мышь и мышеловка» Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий – в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.Игра «Змея» Дети становятся в разных местах комнаты. Ведущий начинает ходить и приговаривать: «Я змея, змея, змея, я ползу, ползу, ползу. Хочешь быть моим хвостом?» Если ребенок соглашается, он должен проползти у ведущего между ног и стать сзади. Игра продолжается до тех пор, пока в «змею» не соберутся все желающие.Литература:
  • Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития»,1997.
  • Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  • Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.
  • ЛютоваЕ.К., МонинаГ.Б. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.