Публикации "Профилактика дисграфии и методы ее коррекции"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика дисграфии и методы ее коррекции"
Автор: Полякова Марина Владимировна

Логопед «МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик» г. АбаканаПолякова Марина ВладимировнаПрофилактика дисграфии и методы ее коррекцииТрудности, возникающие в процессе овладения письменной речью, частое явление у детей младшего школьного возраста. С каждым годом количество детей с различными видами дисграфии только растатет, а на логопункты обращаются все больше родителей с жалобами на трудности с письмом и чтением у детей. Важно правильно определить прчины возникновения данных трудностей и сразу же приступить к коррекционной работе. В матераиле рассматривается, что такое дисграфия, как она проявляется, ее причины и упражнения для коррекции.Дисграфия – нарушение процесса письма. Дисграфию можно увидеть у школьников, когда они начинают изучать грамоту, писать и читать. И к сожалению, количество детей с дисграфией растет каждый год. Проявляется дисграфия в виде различных ошибок на письме – диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк (очень мелкий, бисерно-красивый почерк, либо очень крупный, корявый и некрасивый). И отсюда вытекают такие проблемы как:- Несформированность образа буквы и слова, путаница букв, слогов;- Нечитаемый почерк;- Зеркальное написание букв- ребенок регулярно путает буквы : б-п, б-в,т-п, а-о, Е-З, д-у, и-у.- Ошибки, связанные с нарушением произношения, ребенок пишет так, как говорит: лыба (рыба), зыраф (жираф).- Если у Вашего ребенка нарушено фонематическое восприятие - смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, умны (умный). - Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;- Неумение применить правило в процессе письма;- Неумение составлять связные, логичные тексты;- Нелюбовь и даже ненависть к чтению;- Негативное отношение к урокам русского языка;У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Причин множество – это и патологии беременности, родов, асфиксии, - различные инфекции, перенесенные ребенком, длительные соматические заболевания, - двуязычие в семье,- органическое повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма,- и самая главная причина это нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (то есть различения звуков на слух). Если ребенку трудно различить схожие звуки и слова просто на слух, то представьте как сложно ему это еще и перевести в буквы на бумагу. А процесс письма очень сложен: Что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок?
  • Прослушать, проговорить слово.
  • Определить какие звуки услышал в слове.
  • Потом вспомнить, какими буквами эти звуки обозначаются.
  • Затем представить, как же эти буквы выглядят, вспомнить расположение элементов буквы в пространстве.
  • После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой.
  • Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.
  • И если хоть на одном этапе возникает сбой, процесс прерывается, и ребенок начинает писать с ошибками.Что делать, если Вы столкнулись с такой проблемой?Главное во время обратить внимание и помочь ребенку, не пускать на самотек. Помочь самостоятельно или обратившись к специалистам. Необходимо заниматься с ребенком каждый день по 10-15 минут. Важно помнить, что за 2-3 занятия дисграфические ошибки не исчезнут. Нужно запастись терпением. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Таким детям возможно необходима помощь специалистов: невролога, нейропсихолога, учителя-логопеда. Но помните, что без вашей помощи ребенку не справиться.Необходимо, чтобы и ребенок был положительно настроен на зaнятие. Убедите его, что такие занятия, нужны ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком. Ведь для того, что бы в жизни достичь успехов, необходимо уметь грамотно читать и писать. Начните работу с 1-2 игр, упражнений. Не перегружайте ребенка. Главное условие - хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, и никогда не унижайте его. Вот тогда он вырастет успешным и уверенным в своих силах.Используйте такие упражнения:
  • Ежедневно в течение 5 мин ребенок в тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например, буква А зачеркни, а букву О обведи. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы.
  • Играйте в словесные игры. Например, придумать слово на заданный звук или слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью букву.
  • Пишите короткие диктанты карандашом с проверкой. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Ошибки исправляйте на полях ручкой (не красной). Затем ребенку следует исправить ошибки, стерев их и написав правильно.
  • Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
  • Обводите с ребенком пальцем контура выпуклых рельефов букв, используйте прием дермолексии (взрослый «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее).
  • Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга или найти буквы на сюжетной картинке.
  • Упражнение «Где находится?». Подберите картинки или предметы и задайте ребенку вопросы (на примере фруктов): что находится между бананом и яблоком, справа/слева от груши, над/под персиком. Затем попросите ребенка загадать вам подобные загадки или спросите «Где находится яблоко?». Ребенку нужно отвечать, используя предлоги над, под, слева от, справа от, между.