Публикации
"Профилактика дисграфии и методы ее коррекции"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика дисграфии и методы ее коррекции"
Автор: Полякова Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Профилактика дисграфии и методы ее коррекции"
Автор: Полякова Марина Владимировна
Логопед «МБДОУ «ЦРР – д/с «Колокольчик» г. АбаканаПолякова Марина ВладимировнаПрофилактика дисграфии и методы ее коррекцииТрудности, возникающие в процессе овладения письменной речью, частое явление у детей младшего школьного возраста. С каждым годом количество детей с различными видами дисграфии только растатет, а на логопункты обращаются все больше родителей с жалобами на трудности с письмом и чтением у детей. Важно правильно определить прчины возникновения данных трудностей и сразу же приступить к коррекционной работе. В матераиле рассматривается, что такое дисграфия, как она проявляется, ее причины и упражнения для коррекции.Дисграфия – нарушение процесса письма. Дисграфию можно увидеть у школьников, когда они начинают изучать грамоту, писать и читать. И к сожалению, количество детей с дисграфией растет каждый год. Проявляется дисграфия в виде различных ошибок на письме – диктанты содержат множество грамматических ошибок, дети не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них плохой почерк (очень мелкий, бисерно-красивый почерк, либо очень крупный, корявый и некрасивый). И отсюда вытекают такие проблемы как:- Несформированность образа буквы и слова, путаница букв, слогов;- Нечитаемый почерк;- Зеркальное написание букв- ребенок регулярно путает буквы : б-п, б-в,т-п, а-о, Е-З, д-у, и-у.- Ошибки, связанные с нарушением произношения, ребенок пишет так, как говорит: лыба (рыба), зыраф (жираф).- Если у Вашего ребенка нарушено фонематическое восприятие - смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, умны (умный). - Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;- Неумение применить правило в процессе письма;- Неумение составлять связные, логичные тексты;- Нелюбовь и даже ненависть к чтению;- Негативное отношение к урокам русского языка;У детей с дисграфией отмечается несформированность многих психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Причин множество – это и патологии беременности, родов, асфиксии, - различные инфекции, перенесенные ребенком, длительные соматические заболевания, - двуязычие в семье,- органическое повреждение зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма,- и самая главная причина это нарушение звукопроизношения и фонематического слуха (то есть различения звуков на слух). Если ребенку трудно различить схожие звуки и слова просто на слух, то представьте как сложно ему это еще и перевести в буквы на бумагу. А процесс письма очень сложен: Что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок? Прослушать, проговорить слово. Определить какие звуки услышал в слове. Потом вспомнить, какими буквами эти звуки обозначаются. Затем представить, как же эти буквы выглядят, вспомнить расположение элементов буквы в пространстве. После этого мозг "даёт команду" руке, которая выполняет правильные движения ручкой. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме. И если хоть на одном этапе возникает сбой, процесс прерывается, и ребенок начинает писать с ошибками.Что делать, если Вы столкнулись с такой проблемой?Главное во время обратить внимание и помочь ребенку, не пускать на самотек. Помочь самостоятельно или обратившись к специалистам. Необходимо заниматься с ребенком каждый день по 10-15 минут. Важно помнить, что за 2-3 занятия дисграфические ошибки не исчезнут. Нужно запастись терпением. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Таким детям возможно необходима помощь специалистов: невролога, нейропсихолога, учителя-логопеда. Но помните, что без вашей помощи ребенку не справиться.Необходимо, чтобы и ребенок был положительно настроен на зaнятие. Убедите его, что такие занятия, нужны ребенку для того, что бы он вырос грамотным и успешным человеком. Ведь для того, что бы в жизни достичь успехов, необходимо уметь грамотно читать и писать. Начните работу с 1-2 игр, упражнений. Не перегружайте ребенка. Главное условие - хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, и никогда не унижайте его. Вот тогда он вырастет успешным и уверенным в своих силах.Используйте такие упражнения: Ежедневно в течение 5 мин ребенок в тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например, буква А зачеркни, а букву О обведи. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Играйте в словесные игры. Например, придумать слово на заданный звук или слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова. Постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью букву. Пишите короткие диктанты карандашом с проверкой. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Ошибки исправляйте на полях ручкой (не красной). Затем ребенку следует исправить ошибки, стерев их и написав правильно. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста. Обводите с ребенком пальцем контура выпуклых рельефов букв, используйте прием дермолексии (взрослый «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен опознать ее). Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга или найти буквы на сюжетной картинке. Упражнение «Где находится?». Подберите картинки или предметы и задайте ребенку вопросы (на примере фруктов): что находится между бананом и яблоком, справа/слева от груши, над/под персиком. Затем попросите ребенка загадать вам подобные загадки или спросите «Где находится яблоко?». Ребенку нужно отвечать, используя предлоги над, под, слева от, справа от, между.