Публикации
ФАСИЛИТАЦИЯ – УВЕРЕННОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФАСИЛИТАЦИЯ – УВЕРЕННОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ
Автор: Виктория Анатольевна Вилитенко
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФАСИЛИТАЦИЯ – УВЕРЕННОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ
Автор: Виктория Анатольевна Вилитенко
«ФАСИЛИТАЦИЯ – УВЕРЕННОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ»Старший воспитатель ГКУ ЛНР «ЛДУСТ «Незабудка»ЛНР, г.ЛуганскИзменение социально-экономической ситуации в стране за последнее десятилетие привело к значительному росту деловой и информационной активности педагогических работников. Следствием этого явилось повышение требований к компетентности преподавателей ВУЗа и руководителей ОУ. Особую роль в обеспечении деловой и учебной коммуникации играет публичное выступление. Актуальность исследования публичного выступления обусловлена совокупностью факторов научного, социального и прикладного значения. Данная проблема актуализируется в процессе реформирования образовательного процесса, что выдвигает перед лекторами дополнительные задачи совершенствования психологических и методических средств воздействия на аудиторию.Изучение культуры коммуникации и коммуникационных отношений важно на всех уровнях развития современного российского общества - на личностном, организационном, национальном и международном. Именно нерешенность проблем взаимопонимания, согласованности в информационных и коммуникационных взаимоотношениях приводит, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Напротив, высокая коммуникативная культура способствует достижению эффективного взаимодействия людей в организации и обществе в целом. Преобразования в нашей стране сформулировали в обществе устойчивый запрос на человека, способного активно и творчески строить свою жизнь, человека, способного стать субъектом по отношению к своей деятельности и жизни в целом.Субъектная проблематика в настоящее время занимает центральное место в исследованиях всех наук о человеке и является приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного развития человека.Повышение коммуникативной культуры является фактором адаптации, устойчивости, самоорганизации социальной системы, ее прогрессивного развития. Только коммуникационное взаимодействие, взаимное принятие ролей, достижение согласия и понимания создают организационную структуру и возможность кооперации и управления. Коммуникация обеспечивает реализацию всех основных функций управления - планирования, организации, руководства и контроля. «Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании».Социальная практика свидетельствует о том, что именно высокая коммуникативная культура позволяет достичь эффективности совместной деятельности. Вместе с тем, трудности взаимопонимания, несогласованности информационных и коммуникационных контактов приводит, в конечном счете, к конфликтным ситуациям. Повышение коммуникативной культуры организации - фактор ее выживания, адаптации, успешного развития.Актуальность проблемы использования технологий фасилитации обоснована тем, что фасилитация как форма и метод работы в последнее время получает все большее распространение, в том числе среди педагогических технологий. Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и не-противоречивых решений.Фасилитатор – это тренер или ведущий серии встреч, который организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи. В процессе фасилитации ведущий не применяет свои схемы действия, не использует свой стереотип восприятия, не излагает свой взгляд на проблему и не предлагает свой способ решения. Самостоятельный поиск информации сильнее мотивирует участников фасилитации и обеспечивает более эффективную обработку найденной информации, ускоряет процесс решения поставленной задачи, а также освоение и закрепление приобретенных навыков.Воспитатели- фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку и режим дня, умеют добиться того, чтобы их слушали как дети, так и родители, создают среду активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками (детьми и родителями), решении проблемы или достижения соглашения к взаимному удовлетворению участников. Воспитатель-фасилитатор во время родительских собраний или других совместных мероприятий предоставляет родителям специальные технологии групповой работы для достижения цели, обеспечивая соблюдение правил встречи, ее процедуры и регламента. Он создает фасилитационную группу (родительский комитет), для разработки стратегии и принятия грамотных решений в процессе совместной деятельности, направляет их работу, модерирует результаты. В целом, фасилитатор решает двоякую задачу, способствуя комфортной атмосфере и плодотворности обсуждения вопросов на заданную тему родительского собрания или иного мероприятия. В контексте этимологии термина можно сказать, что фасилитатор - это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и легкий для всех ее участников. С групповой точки зрения, фасилитатор - тот, кто помогает группе понять общую цель и поддерживает позитивную групповую динамику для достижении этой цели в процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.Этот термин очень актуален в воспитаельно-образовательном процессе, особенно при взаимодействии педагога с родителями и детьми. Задача воспитателя - вовлечь родителей, заинтересовать в НОД и предложить им участвовать в обучении, вносить собственный опыт и жизненные ценности.Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике общения педагога с родителями, родителей между собой иногда вызывает разногласия и непонимание. Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия. Такой процесс осуществляет педагог, которому необходимо иметь качества фасилитатора, чтобы грамотно управлять процессом обсуждения и структурировать работу в группе с родителями и детьми.Можно выделить наиболее интересные и полезные для родителей формы работы педагога: круглый стол, анкетирование, совместные с детьми игры, креативные игры, мозговой штурм, рисуночные упражнения, примеры из личной практики семейного воспитания, тренинги.Тренинг - это такая форма обучения, где много практики и упражнений. Перед тренингом сначала даются новые знания без них не понять новую тему. Письменные тренинги, где люди пишут свою мечту на листке бумаги посредством бумажных корабликов или самолетиков, на которых пишут свои желания. Креативные игры - творческие, где решаются практические задачи, возникающие у взрослых и детей. Это игра ума, идей, на этой игре мы учим детей фантазировать. Чтобы ребёнок стал креативным, нужно чаще с ним играть в сюжетно ролевые игры, разгадывать ребусы и ассоциации, тесты, отгадывать загадки. На мозговом штурме выбирается, задаётся тема, и принимают участие все участники. Каждый участник предлагает свой вариант ответа, затем эти варианты ответа фиксируются на листке бумаги или экране, отбрасываются ненужные варианты ответов и определяется окончательное решение с доказательством, почему выбрали именно этот вариант ответа. Мозговой штурм, даёт возможность объединиться в процессе поиска решений очень разным людям и прийти к общему результату. Перечисленные формы работы, позволяют решить актуальные практические проблемы, достичь конкретных результатов, овладеть универсальными технологиями поиска проблемного результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях. Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Чтобы родители включились в интерактивное (взаимное) общение, освоили определённые навыки и модели поведения, смогли преодолеть негативные установки по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребёнка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.Основное качество фасилитатора - это построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями, а это напрямую зависит от того, насколько он авторитетен и признан родителями и детьми. Грамотный фасилитатор направит деятельность и мысли родителей во время родительского собрания или иного мероприятия в нужное русло, открывая перспективы и возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Всегда увидит скрытые проблемы и определит пути и способы их решения для достижения поставленной цели, основная из которых – помочь ребенку в процессе развития и роста, преодолеть проблемы и трудности, возникающие на разных этапах роста, облегчить адаптацию в дошкольном учреждении и обеспечить плавный переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. В настоящее время очень важна работа педагога как фалиситатора и с родителями, необходимо осваивать и применять на практике разнообразные инновационные формы и методики работы с семьями детей, создание партнерских отношений для реализации поставленных воспитательно-образовательных задач.Таким образом, учитель, понимающий и принимающий внутренний мир своих учащихся в безоценочной манере, ведущий себя естественно и в соответствии со своими внутренними переживаниями и, наконец, доброжелательно относящийся к учащимся, создает тем самым все необходимые условия для фасилитации их осмысленного учения и личностного развития в целом.Если же, напротив, учитель не понимает и не принимает внутреннего мира своих учащихся, если он ведет себя неискренне, стремится спрятаться за разного рода личинами ("фасадами"), если он демонстрирует неуважение или холодность по отношению к учащимся, то такой учитель оказывает пагубное влияние на их личностное развитие.