Публикации Что и как влияет на живую природу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Что и как влияет на живую природу
Автор: Белоскурская Надежда Анатольевна

Конспект НОД Тема: «Что и как влияет на живую природу - вода».Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни природы и человека. Задачи: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода - растворитель. Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Упражнять в правильном вырезывании силуэта, дополнять аппликативное изображение графическим.Воспитывать усидчивость, аккуратность.Предварительная работа:Проведение мини-беседы «Если б не было воды». Рассматривание глобуса, карты мира. Чтение стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде. Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода», плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги; аудиозапись, баночки, вода, молоко, соль или сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка».Ход занятия:В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг,Снимет грязь с лица и рук?Без чего, не может мама, Ни готовить, ни стирать?Без чего мы, скажем прямо, Человеку умирать?Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба,Чтобы плыли корабли, Чтоб варились кисели,Чтобы не было беды- Жить нельзя нам без… (воды) Итак, поговорим мы о воде. Мы узнаем новое, будем рассуждать, играть.I Игровой практикум.В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.-Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).В: Где встречается капелька воды?Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…В: А кто это к нам пришел? Ты кто?Девочка: Я капелькаВ: Как зовут тебя?Дев: Меня зовут Капа.В: А зачем ты к нам пришла?Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капе, что делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.II Познавательная часть.I- Учебная зона, доска.Д: здесь мы пишем и рисуем мелом, а вода нужна для того, чтобы намочить тряпочку и вымыть доску.В: Правильно ребята (приклеивают капельку). II-аквариум там рыбки, они без воды погибнут - приклеивают капельку.III- уголок природы - возле растений.Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают капельку). IV –игровой уголок.В: А здесь где вода нужна? Зачем?Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеивают капельку).V-туалетная комнатаД: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку). VI – У стола, где стоит чайник с водой (приклеивают капельку).В: Ну вот, Капа, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить мы попробуем в нашей лабораторииIII часть. Исследование «Волшебная вода». В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения:Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта.Закончив наблюдение, сделать вывод.В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что - приступим (дети проходят к рабочим местам). На столах - стаканы, вода, молоко, соль или сахар, мелкие игрушки, банка с питьевой водой. ИсследованияПеред вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?Д: Нет. Одна чистая, другая – грязная.В: А как вы думаете очистить грязную воду можно? Посмотрите – я для этого возьму листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду. Что у нас получается?Д: Вода становится чистой.В: А что стало с нашей бумагой?Д: Грязная стала. В: Да, бумага задержала грязь, а вода протекла сквозь неё. Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?Д: В чистойВ: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.1 – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.Вывод – Вода прозрачна.2 - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?Вывод – не имеет запаха и без вкуса.3 - опустить немного соли или сахара в воду. Растаял, растворился.В: Где в жизни мы можем наблюдать это?Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай. Когда мама готовит обед и солит суп. В: Каким становится он?Д: Чай сладкий, а суп соленый. В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: - прозрачность - нет запаха - без вкуса - растворитель.Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас отдохнём.ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.Пальчиковая игра «Рыбки».Пять маленьких рыбок играли в реке,Лежало большое бревно на песке,И рыбка сказала: Нырять здесь легко!Вторая сказала: Ведь здесь глубоко.А третья сказала: Мне хочется спать!Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.А пятая крикнула: Здесь крокодил!Плывите скорее, чтоб не проглотил! IV Творческая работаВ: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть цветная бумага, трафареты и карандаши с фломастерами.Обведите рыбок, приклейте и дорисуйте детали и опустите их в речку (приклеить).Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. В: Вы слыхали о воде? Говорят она везде!В луже, в речке, в океане, и в водопроводном кране.На плите у вас кипит, паром чайника шипит,Мы её не замечаем, мы привыкли, что вода- Наша спутница всегда! Капа:Без меня вам не умыться, не наесться, не напиться!Смею вам я доложить: Без меня вам не прожить!Вы меня в пруду найдёте, и в сыром лесном болоте,Путешествует всегда, ваша спутница – вода! В: Молодцы ребята! Видишь, Капа, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.Капа: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.В: На этом наше занятие закончено.