Публикации
"Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР"
Автор: Аникина Мария Олеговна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР"
Автор: Аникина Мария Олеговна
ГКОУ ВО «Специальная(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат г.Кольчугино» Владимирской областиДОКЛАДКомплексное сопровождение обучающихся с ТМНРУчитель – Аникина Мария Олеговнаг.Кольчугино2023 г.Комплексное сопровождениеобучающихся с ТМНРДети с ТМНР ещё сравнительно недавно считались «не обучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу. В последствие, люди с ТМНР были неспособны к независимой жизни в социуме. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка. Целью образования обучающихся с ТМНР является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих обучающимся достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.В нашей школе обучаются следующие дети с такими нозологиями как …Обучающимся с ТМНР, интеллектуальное развитиекоторого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо который испытывает существенные трудности в её освоении, получает образование по 2 варианту АООП образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающихся.Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, рекомендаций ТПМПК и ИПРА ребенка – инвалида. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.Общим результатом образования обучающегося с ТМНР может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни. В нашем учреждении функционирует служба сопровождения, куда входят специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по ЛФК и «Ритмики»заместитель директора по УР.Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации обучающихся с ТМНР. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса. Целью работы службы сопровождения является комплексное психолого – педагогическое сопровождение процесса освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка - инвалида, на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся.Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются: 1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием СИПР.Проведение диагностической работы предполагает осуществление:1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении СИПР;3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.2. Коррекционная работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в развитии и освоению ими содержания образования.Коррекционно-развивающая работа включает:― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами);― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;― разработку оптимальных для развития обучающихся с ТМНРподгрупповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;― организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТМНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. Консультативная работа включает:― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении СИПР, психологическая поддержка семьи.4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТМНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др. 5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки. Планирование мероприятий специалистов разрабатываются в тесной связке с учителем,отражая их в СИПР. Это необходимо для консолидации усилий тех и других педагогических работников с целью обеспечения достижений обучающимися освоения АООП по 2 варианту.Осуществляется сотрудничество службы сопровожденияс организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья обучающихся, их социальной адаптации с отделом опеки, управлением социальной защиты населения, КДН, ТПМПК и т.д.).Содержание коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ТМНР представлено следующими коррекционными курсами: «Альтернативная коммуникация», «Предметно – практические действия», «Сенсорное развитие», ЛФК и «Ритмика».АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯУ ребенка с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы. Содержание представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯУ детей ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.ЛФК и РИТМИКАДвигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта,поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий. Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры. Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов. Материально – техническое обеспечение.В учреждении коррекционная работа проводится в отдельных кабинетах для индивидуальных и групповых занятий:Зал для занятий ЛФК и «Ритмики». Кабинет психолога - педагога и социального работника. Кабинет для индивидуальных занятий. Кабинет для групповых занятий дефектолога и логопеда. Литература.М.В. Жигорева И.Ю. Левченко «Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. Москва. НКЦ.2016г. 208 ст. «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. Пособие для студентов высших пед.учеб.заведений.М.:Академия. Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург. М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. Милюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений – М. ГНОМ Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М: Владос. Левченко В.В. Ткачева И.Ю., Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. Хухлаева О.В. М.: Генезис. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Шипицина Л.М., М.: Владос Арт-терапия с детьми. Крамер Эдит, М.: Генезис. Психодиагностика. Конспект лекций. Лучинин А.С., Ростов н/Д.: Феникс. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. Алябьева Е.А. М.: ТЦ Сфера. Афонькина Ю. А Диагностика психоречевого развития детей 3-7 лет. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с ОВЗ. Москва. 2019 г. Интернет-ресурсы