Публикации
Рефлексия при обучении финансовой грамотности в СПО
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рефлексия при обучении финансовой грамотности в СПО
Автор: Петрова Маргарита Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рефлексия при обучении финансовой грамотности в СПО
Автор: Петрова Маргарита Валерьевна
Статья на тему: Рефлексия при обучении финансовой грамотности в сфере среднего профессионального образованияАвтор: Петрова Маргарита Валерьевна, мастер производственного обучения, преподавательСанкт-Петербургское государственное казенное профессиональное образовательное учреждение «Обуховское училище № 4», Санкт-ПетербургАннотация: Данная статья посвящена методам оценки знаний и умений студентов в области финансовой грамотности в среднем профессиональном образовании. Она представляет различные варианты оценочных материалов для занятий по данному предмету, а также варианты промежуточной и итоговой аттестации. Рассматриваются методы анализа личного бюджета, инвестиционных планов и стратегий управления рисками, а также использование письменных отчетов, презентаций, кейс-стади и онлайн-тестирования для оценки знаний и навыков студентов. Эти методы помогают оценить как теоретические знания, так и практическое применение финансовых навыков, подготавливая студентов к успешной финансовой жизни.Ключевые слова: Финансовая грамотность, Среднее профессиональное образование Методы оценки знаний и умений, Промежуточная и итоговая аттестация, Анализ личного бюджета, Инвестиционные планы, Управление рисками, Письменные отчеты, ПрезентацииКейс-стади, Онлайн-тестирование, Практическое применение финансовых навыков "Финансовая грамотность — это не только способность понимать финансовые термины, но и умение применять их в повседневной жизни для принятия обоснованных финансовых решений." Дэвид ДжонсонФинансовая грамотность становится все более важной в современном мире, где умение управлять своими финансами является необходимым навыком для достижения финансовой стабильности и независимости.. Степень финансовой грамотности в значительной степени определяет финансовое благополучие и устойчивость индивида. В этом контексте обучение финансовой грамотности в сфере среднего профессионального образования (СПО) играет ключевую роль в формировании будущих специалистов, способных принимать осознанные финансовые решения.Рефлексия играет значительную роль в обучении, позволяя учащимся осознать и проанализировать свои знания, навыки и опыт. В контексте обучения финансовой грамотности в СПО, рефлексия помогает студентам понять, как они могут применять полученные знания и навыки в реальной жизни.Значение рефлексии в обучении финансовой грамотностиРефлексия представляет собой процесс осмысления и анализа собственного опыта, который позволяет студентам не только понять материал более глубоко, но и применить его в реальных ситуациях. В контексте обучения финансовой грамотности, рефлексия помогает студентам:1. Углубить понимание материалаПутем анализа собственных финансовых решений и результатов студенты могут лучше понять основные принципы финансового планирования, управления долгами, инвестирования и учета.2. Развить критическое мышлениеРефлексия способствует развитию критического мышления, позволяя студентам анализировать свои решения, выявлять причины успеха или неудачи и принимать более обоснованные финансовые решения в будущем.3. Самооценка и саморегуляцияСтуденты могут оценивать свои финансовые цели и достижения, определять области для улучшения и разрабатывать планы действий для их достижения. Этот процесс способствует развитию саморегуляции и самоэффективности.4. Мотивация и самоэффективностьПутем осознания своих успехов и преодоления трудностей студенты могут развивать уверенность в своих финансовых способностях и мотивацию к дальнейшему развитию.ЗаключениеВ заключение, рефлексия играет важную роль в обучении финансовой грамотности в сфере среднего профессионального образования. Она способствует углублению понимания материала, развитию критического мышления, саморегуляции и самооценки, а также повышению самоэффективности и мотивации студентов. Поэтому включение рефлексивных практик в учебный процесс является необходимым элементом формирования финансовой грамотности и подготовки будущих специалистов к успешной финансовой жизни.Практическое применение рефлексии в обучении финансовой грамотностиДля эффективного использования рефлексии в обучении финансовой грамотности в сфере СПО рекомендуется:Включать рефлексивные задания в учебные программы, такие как анализ личного бюджета, планирование инвестиций или оценка финансовых рисков.Проводить регулярные обсуждения и рефлексивные семинары, где студенты могут делиться своим опытом и учиться на ошибках других.Использовать портфолио и журналы рефлексии для отслеживания личного прогресса и развития финансовых навыков.Практические задания по финансовой грамотности:Анализ личного бюджета:Попросите студентов составить свой личный бюджет на месяц, учитывая все доходы и расходы.После этого попросите их провести анализ своих расходов и определить, на что они тратят больше всего денег, и где можно сэкономить.Затем попросите студентов разработать план действий для улучшения своего бюджета, включая конкретные шаги по снижению расходов или увеличению доходов.Планирование инвестиций:Предложите студентам выбрать конкретную сумму денег (например, $1000) и спланировать, как они могли бы инвестировать эту сумму.Попросите их исследовать различные виды инвестиций, такие как акции, облигации, фонды и недвижимость, и выбрать наиболее подходящий для них вариант.Затем попросите студентов обосновать свой выбор и описать ожидаемую доходность и риски выбранного инвестиционного портфеля.Оценка финансовых рисков:Предложите студентам провести анализ финансовых рисков, связанных с конкретным финансовым решением, например, взятием кредита или инвестированием в определенный актив.Попросите их оценить потенциальные риски и возможные последствия этих рисков для их финансового положения.Затем попросите студентов разработать стратегии управления рисками и минимизации потенциальных убытков.Эти практические задания помогут студентам применить свои знания о финансах на практике и развить навыки финансового планирования, инвестирования и управления рисками.Варианты оценочных материалов для занятий по финансовой грамотности:Анализ личного бюджета:Оцените бюджеты студентов на основе предоставленных ими данных. Обратите внимание на их способность точно определить доходы и расходы, а также на обоснованность выбора областей для сэкономленных средств.Проведите обсуждение результатов, подчеркните ключевые моменты и предложите рекомендации для дальнейшего улучшения личного бюджета.Анализ инвестиционного плана:Оцените инвестиционные планы студентов с точки зрения их понимания различных видов инвестиций, выбора наиболее подходящих вариантов и обоснования своего выбора.Проведите обсуждение ожидаемой доходности и рисков инвестиционного портфеля каждого студента, а также предложите рекомендации по его улучшению.Оценка стратегий управления рисками:Оцените стратегии управления рисками, предложенные студентами, и их эффективность в минимизации потенциальных убытков.Обратите внимание на осознание студентами финансовых рисков и их способность разработать и применить стратегии управления рисками в конкретных ситуациях.Кроме того, можно также использовать письменные отчеты, презентации, устные выступления или онлайн-тесты для оценки усвоения материала и развития навыков финансовой грамотности у студентов.Варианты промежуточной итоговой аттестации по предмету финансовая грамотностьПромежуточная и итоговая аттестация по предмету финансовая грамотность может включать разнообразные формы проверки знаний и умений студентов. Вот несколько вариантов:Письменный тест:Небольшой тест, включающий вопросы разного уровня сложности о базовых понятиях финансов, инвестициях, управлении бюджетом и финансовых рисках.Вопросы могут быть как теоретическими, так и практическими, требующими решения конкретных финансовых задач.Презентация:Попросите студентов подготовить презентацию на тему финансовой грамотности.Они могут представить свои анализы личных бюджетов, инвестиционные планы или стратегии управления рисками.Оцените содержание презентации, ясность изложения и умение аргументировать свои решения.Письменный отчет:Попросите студентов написать отчет о своих финансовых действиях за определенный период времени.Они могут описать свой личный бюджет, провести анализ своих инвестиционных решений или оценить свои стратегии управления рисками.Оцените основательность анализа, логичность выводов и практическую применимость рекомендаций.Кейс-стади:Предоставьте студентам кейс-стади по конкретной финансовой ситуации или проблеме.Попросите их проанализировать ситуацию, предложить решение и обосновать свой выбор.Оцените их способность применять теоретические знания к реальным ситуациям и принимать обоснованные финансовые решения.Онлайн-тестирование:Используйте онлайн-платформы для проведения тестов или заданий по финансовой грамотности.Это может быть комбинация множественного выбора, коротких ответов и задач, проверяющих понимание основных концепций и умение применять их на практике.Эти разнообразные формы оценки помогут оценить различные аспекты усвоения материала студентами и развитие их навыков финансовой грамотности.