Публикации «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Автор: Заречнева Елена Петровна

«Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.Цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения.В настоящее время перед педагогами ДОУ стоит первостепенная задача – сформировать связную речь у дошкольников, что в свою очередь предполагает умения воспринимать текст, воспроизводить его и создавать собственные высказывания. Вопросы развития связной речи были актуальны во все времена и её проблемами занимались многие исследователи: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, В.В. Гербова, Э.П. Короткова, В.И. Логинова и многие другие. Они отмечали, что именно в старшем дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются важнейшие психические процессы ребенка, среди которых познавательные процессы занимают основное место. Они способствуют дальнейшему формированию связной речи и успешному обучению в школе. Однако анализ проблемы показал, что практический аспект методических основ формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно меняется технология работы педагогов. Также причина возникающих трудностей связана с недостатком специальных программ и рекомендаций по использованию средств и методов формирования связной речи у детей.В настоящее время задачи по овладению речью как средством общения и культуры, по обогащению активного словаря, развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха отражаются в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. На практике реализовать задачи по развитию связной речи возможно лишь с учётом ведущей деятельности конкретного возрастного периода. В дошкольном детстве основным видом деятельности является игра, именно поэтому при планировании работы по развитию связной речи нужно применять игровые виды упражнений, заданий и т.д.Основные виды связной речиОсновная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- театрализованные игры.В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.Приемы работы над диалогом1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей: «Почему это случилось?», «Кто в этом виноват?», «Правильно ли он поступил?» и т. д. О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о мультфильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.Приемы работы над монологической речью:- работа над составлением рассказа - описания;- работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;- работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;- работа над пересказом;- работа над самостоятельным рассказом.При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т. д.Игры на развитие связной речи«Расскажи, какой?»Ребенку демонстрируется предмет или игрушка, и он должен описать его. Например:- мяч – большой, резиновый красный, легкий;- огурец – длинный, зеленый, хрустящий.Если ребенок еще маленький и самостоятельно описать предмет не может, ему необходимо помочь.В первый раз родители могут самостоятельно описывать предмет.«Опиши игрушку»Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.1.Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.2.Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.«Угадай кто?»Спрятав игрушку или предмет за спиной, мама описывает его ребенку. По описанию ребенок должен угадать, о каком именно предмете идет речь.«Сравнение»Перед ребенком необходимо поставить несколько игрушек животных, кукол или машин. После этого ему дается задание сравнить их.Например:- мишка рычит громко, а у мышки тоненький голос;- у куклы Светы волосы рыжие, а у куклы Маши светлые;- у грузовика колеса большие, а у легковой машинки маленькие.Упражнения по автоматизации звуков в связной речиЕсли ребенок еще плохо выговаривает отдельные звуки, в рамках обучения детей связной речи можно заниматься и автоматизацией звуков.В этом цикле упражнений, также как и в предыдущем, принцип состоит в изучении материала от простого к сложному.Прежде, чем автоматизировать нужный звук у ребенка, его необходимо правильно научиться произносить изолировано от других.В этом помогут артикуляционные упражнения. Важно запомнить, что нельзя в рамках одного занятия обучать ребенка произношению звуков схожих друг с другом или относящихся к одной группе.«Звонок»Ребенку демонстрируются карточки с изображениями. Изображены должны быть предметы или животные, в названии которых содержится автоматизируемый звук. Если ребенок произносит звук правильно, то ему демонстрируется следующая карточка, а если неправильно, то взрослый звонит в колокольчик.«Часы» Ребенку дается задание произнести слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько показывает стрелка на часах.Таким образом, развитие речи у детей дошкольного возраста – процесс длительный и не простой, требующий внимания педагогов и родителей. Это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями.Использованная литература1. Ткаченко Т.А., «Формирование связной речи», «Сборник упражнений и методических рекомендаций», Москва, 2003 г.2. Ткаченко Т.А., Логопедическая тетрадь. «Формирование и развитие связной речи», Москва, Гном и Д, 2001 г.3. Ткаченко Т.А., «Учим говорить правильно», Москва, 2004 г.4. Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 2002 г.5. Ефименкова Л.Н., «Формирование речи у детей дошкольников», Москва, 1985.