Публикации Профориентационная работа со школьниками в рамках освоения Федеральной рабочей программы по учебному предмету “География”

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Профориентационная работа со школьниками в рамках освоения Федеральной рабочей программы по учебному предмету “География”
Автор: Комышева Валерия Игоревна

Профориентационная работа со школьниками в рамках освоения Федеральной рабочей программы по учебному предмету “География”Согласно положениям Национальной доктрины образования в Российской федерации, выделяется одна из основных целей развития образования: формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда. Ни для кого не секрет, что именно для исполнения данной цели и проектируются уроки, ориентированные на приобретение профессиональных навыков в рамках основного общего образования.Учебный предмет “География” при этом стал самым практико-ориентированным в средней школе, имея в рамках образовательной программы рекордное количество практических работ и уроков, посвященных ознакомлению с различными профессиями. Например, в пятом классе предусмотрено 10 практических работ на 34 часа учебного времени, а также рассматриваются четыре профессии в рамках первичной профориентации на уроках географии. Все это формирует актуальность исследования данной темы и обуславливает необходимость создания единой системы методических разработок проведения таких уроков. В данной статье я бы хотела рассмотреть возможности и методы, применяемые мною в работе с учениками с целью расширения их карьерных стратегий и улучшения единой профориентационной системы в школе.Естественно, все подобные уроки должны включать в себя хоть какое-то описание профессии, однако далее я рассматриваю только практические задания, которые можно дать для закрепления этих знаний и которые способны помочь школьнику понять, интересна ли ему вообще данная сфера деятельности.1. Идеи по изучению профессий картограф и топограф в рамках ФРП по географии в 5 классе:а) усложнений практических занятий для успевающих учеников. Например, практическую работу “Составление описания маршрута по плану местности” можно изменить следующим образом: более сильный ученик самостоятельно составляет план местности, а более слабый ученик, работая в паре с сильным, описывает его.Таким образом, помимо развития предметных компетенций и формирования личного интереса к труду, у учащихся закрепляются навыки работы в команде.б) проведение внеурочных занятий на открытой местности, где ребята смогут разбиться на команды во главе с бригадиром. Суть работы: в команде составить план местности на определенном участке, заданном учителем.2 Реализация профессий сейсмолог и вулканолог. Увы, в большинстве регионов РФ просто нет таких специалистов и станций, чью работу можно было бы показать школьникам. Однако это не означает, что урок можно не проводить. Я предлагаю следующие виды деятельности:а) дать детям изучить шкалу Рихтера (дома или в рамках учебного занятия), после дать небольшое задание на отработку изученного материала. Например, пусть дети определят магнитуду землетрясения по описанным последствиям;б) устроить просмотр фильма о профессии или интервью с представителем этого вида деятельности.3. Профессии “океанолог”, “гидролог” и “гляциолог” в рамках ФРП по географии в 6 классе:а) можно бесконечно долго рассуждать о красоте и романтике данной профессии, однако я все же советую, дать детям реальную задачу из производственной жизни. Например, начертить профиль русла реки на миллиметровой бумаге по заданным данным. Это даст детям полное представление и о параметрах реки, и позволит почувствовать себя настоящим специалистом по природным водным ресурсам.б) изучение ребятами интервью с представителями профессии в различных сетевых и печатных изданиях, В рамках изучения этих двух профессий важно дать детям понимание, что гляциология - достаточно узкое направление гидрологии, ровно как и океанология, и стать гляциологом или океанологом без предварительного исследования науки о воде - невозможно.4. Профессии “метеоролог” и “климатолог” в рамках ФРП по географии в 6 классе: основные идеи и реальные способы применения.а) экскурсия на метеорологическую станцию и общение с реальными специалистами, обычно все метеостанции бесплатно и с радостью проводят такие занятия со школьниками.б) решение задач на прогноз погоды по синоптическим картам;в) создание описания погоды с помощью условных обозначений.5. Профессии биогеограф и геоэколог. Тут будет всего одна идея, но я ее очень успешно реализую в своей деятельности. В качестве логичного завершения практической работы “Характеристика растительности участка местности своего края” я задаю ученикам на дом следующее задание: по дороге от школы до дома с помощью определителя растений в своем телефоне (на листе с практической можно отсканировать QR-код и скачать его) узнать больше о 3-5 видах растений, встретившихся по дороге. Также необходимо сделать вывод, насколько данное растение типично для природной зоны, в которой они проживают. Например, Ростов-на-Дону относится к зоне степей, в городе встречаются деревья, что для степи не характерно. И вот, зная это, ребенок должен сделать правильный вывод о том, что данное растение нетипично. 6. Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод, 7 класс. Предлагаю в качестве домашнего задания дать детям для самостоятельного выполнения проект экскурсии по родному городу. На уроке дать объяснения основных видов экскурсий, их особенностей. Дома школьники должны составить маршрут и концепцию реально осуществимой экскурсии. На самом деле профориентацию можно проводить не только в рамках ФРП. Например, туда не включены такие профессии как геолог или эколог. А детей ведь можно отвести в минералогический музей или сделать ученический исследовательский проект по экологии. Предлагаю следующие универсальные способы организации профориентационной работы:
  • экскурсии, детей можно отвести в музей, на метеорологическую или гидрологическую станцию, где они сами смогут задать все вопросы представителям профессии;
  • исследовательские проекты по всем направлениям, которые только смогли хоть как-то заинтересовать школьника, они смогут раскрыть его творческий потенциал и дать почувствовать себя частью научного сообщества определенной профессии;
  • участие во Всероссийском чемпионате профессионального мастерства “Профессионалы”, это, конечно, подходит для более взрослых школьников, однако это отличный способ реализации профориентационной работы. Сейчас для юниоров представлены следующие компетенции “Водные технологии”, “Охрана окружающей среды”, “Метеорология” и т.д.;
  • кинолектории, посвященные какой-либо профессии, сейчас достаточно много документальных фильмов о каждой из специальностей, часто выходят интервью с представителями разных специальностей.
  • Тема профессиональной деятельности достаточно широка, перечисленные способы - не единственные, которые можно применять на своих уроках. Также хочу отметить, что не только география должна формировать представление о труде и разных профессиях у детей. На самом деле такой подход можно легко переориентировать и применить при изучении любой другой дисциплины. Список использованной литературы1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации".2. Недоспасова Н.П., Сотова О.С., Апарина М.Б. Возможности современных форматов профориентации // Образование. Карьера. Общество. 2021. №1 (68). С. 20-22.