Публикации Особенности работы при организации работы с детьми ОВЗ на уроке английского языка

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы при организации работы с детьми ОВЗ на уроке английского языка
Автор: Кулишева Елена Николаевна

Особенности работы с детьми ОВЗ в школеВ российском образовании действует принцип  — дети с особыми образовательными потребностями посещают школы наравне со сверстниками. Главная их цель это получение аттестата. Слайд 2Когда говорят об обучении детей с особенностями в развитии в общеобразовательных школах, используют два термина «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?    Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, а инклюзия предусматривает адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия - более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка.Главное правило интеграции и инклюзии — дать социальные компетенции и  академические знания. А также подготовить к следующим этапам образования. Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре каждой образовательной области как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку с ограниченными возможностями здоровья в обыденной жизни. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как усвоенные знания и умения, которые позволяют продолжить образование в соответствии с возможностями ребенка и его желанием и которые служат основой для социального развития и личностной самореализации.Слайд 3Специальный персонал слайд 4Рекомендации закрепляют варианты образовательного процесса для ребенка с ОВЗ в школе:слайд 5При написании конкретной программы АООП каждый учитель должен знать категорию ОВЗ у ребенка. Таким образом, для каждой из категорий детей с овз может быть написана как индивидуальная программа слайд 6Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».Рекомендацию могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:слайд7         Важное место в учебном процессе, отведено учителю и методам работы с такими детьми.        У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Может встречаться и абсолютно обратная ситуация когда ребенок перегружен только одним предметом. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.     Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов, к чему конечно многие из детей с овз просто не готовы.При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать:
  • доступность,
  • отбор содержания в каждой конкретной ситуации,
  • методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля),
  • формы организации обучения.
  •  степень самостоятельности учащихся с ОВЗ,
  • элементы творческой или поисковой деятельности вводить постепенно
  • стандартизировать урок,
  • традиционные формы проведения урока,
  • наполняемость материалом,
  • сократить аудиальные формы выполнения заданий,
  • Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Слайд 82. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. слайд 94. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности, после выполнения задания повышенной трудности и т. д.слайд 10,11,125. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Слайд 13,14,15,166. Сюжет урока может быть как незамысловатым, так и иметь элемент игры, викторины, путешествия, рассуждения на тему и т.д.слайд 17,18,197. Короткие видео по учебнику Rainbow, которое четко структурировано и подобрано по материалу именно этого учебника. Дети могут смотреть самостоятельно дома и делать задания самостоятельно. Слайд218. Нейрогимнастика в начале урока. Кулак - ребро – ладонь. Пальчик вверх и пальчик вниз. Выполняется со звуками английского языка. 8. Активные методы рефлексии: слайд 221) рефлексия настроения и эмоционального состояния;2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.