Публикации Тема: «Вклад моей дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Композиция станковая» в самореализацию и развитие способностей детей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема: «Вклад моей дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Композиция станковая» в самореализацию и развитие способностей детей.
Автор: Егорова Татьяна Викторовна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Чановская детская школа искусств»ЭССЕТема: «Вклад моей дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Композиция станковая» в самореализацию и развитие способностей детей.авторЕгорова Татьяна Викторовнапреподаватель дополнительного образованиявысшей квалификационной категории Искусство — это особый язык, который позволяет нам выражать свои мысли, эмоции и впечатления с помощью цветов, линий, форм и текстур. Одним из важных понятий в искусстве является Композиция. Творчество — это высшая форма активности, самостоятельности, способности создавать нечто новое, оригинальное. И конечно обладание знаниями о композиции во многом сопутствует им в этом.     Знание вопросов композиции имеет важное значение для развития творческого воображения, образного мышления, и конечно, творческих способностей обучающихся. В дополнительном образовании важную роль играет процесс деятельности. Важно, чтобы процесс деятельности приносил радость и удовлетворение ребенку, вызывал у него стремление к самосовершенствованию, желание продолжить творческие поиски. В дополнительном образовании я работаю двадцать лет. За этот период я научилась проектировать образовательно-воспитательную среду так, чтобы она давала комфортные условия и возможность для разностороннего развития детей сегодня, завтра, послезавтра. В этом умении отражается моя способность быть предприимчивой, быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования, особенности времени и подрастающего поколения. Я всегда прибываю в состоянии поиска и выбора содержания, методов, приёмов, способов взаимодействия с детьми, родителями, социумом. И каждый раз, по-новому применяя свой дидактический опыт, я совершаю творческое преобразование в моей педагогической практике. Какой вклад вносит моя общеобразовательная программа «Композиция» в самореализацию и развитию способностей обучающихся? Программа может быть составлена грамотно, со всеми требованиями, целями и задачами. Содержание программы начинается с введения, строится поэтапное обучение предмету. Но мало иметь общеобразовательную программу, необходимо использовать её как инструмент для достижения целей.        Во-первых, дети любят фантазировать, а урок композиции дарит детям возможность сочинять, мыслить, творить. Это главный фокус урока композиции. Необходима весёлая и мотивирующая атмосфера - то комфортное состояние, которое ребёнок будет вспоминать спустя годы. Если ученику нравится урок и он хорошо себя чувствует, то и мотивация всегда будет на высоком уровне. Во-вторых, я всегда фокусируюсь на активность обучающегося. Правильный индивидуальный подход к развитию личности, а также положительная мотивация позволит справиться с любыми трудностями. Например, на уроке композиции, ребёнок от фантазирования может плавно перейти в уныние, если ему не приходит идеи для выполнения сюжета. В таком случае, мои знания и опыт психологическо-эмоционального состояния ребёнка способствуют вовлечению в процесс обучения. В-четвёртых, я всегда провожу чёткую связь между полученными знаниями на уроке композиции и повседневной жизнью. Нужно периодически демонстрировать то, как и когда можно использовать новые навыки за пределами класса. Это поможет ребёнку находить общее, развить наблюдательность и быть воодушевлённым от полученных знаний. В-пятых, на уроках по композиции я наглядно рисую на отдельном листе одновременно с объяснением учебного материала. С помощью рисунка я разъясняю приёмы работы, отмечаю ошибки. Таким образом, педагогический рисунок служит важным средством активизации внимания, мышления, памяти детей. Обучающиеся должны видеть, что я всё знаю и вместе с тем сама умею хорошо рисовать. Применение педагогического рисунка также сопровождается другими наглядными пособиями. В-шестых, работы, которые дети выполняют на практических занятиях по композиции, я всегда оформляю для выставки в классе, некоторые работы выполняем в подарок близким. А также проходят школьные выставки работ всех обучающихся. Для самореализации ребёнка не только нужна похвала, одобрение и показ выставочных работ, но и применение приобретённых навыков и знаний на уроках композиции. К примеру, у моих учеников появляется желание «грамотно закомпоновать» свой письменный стол, разложить красиво и гармонично книги на полках, фотографии семьи всегда будут расположены в центре, учитывая воздушную перспективу. А самое главное, ребёнок рисует в свободное время всё интересующее его, ему хочется раскрывать свои возможности, развивать технику выполнения и, как правило, это и есть начало пути выражения себя, то есть самореализация и развитие ребёнка. В своей работе я использую различные формы и методы. На занятиях применяю объяснительно-показательный, объяснительно-иллюстративный методы в сочетании индивидуальных и фронтальных форм работы с обучающимися. Также уроки сопровождаются виртуальными экскурсиями, посещением передвижных выставок. Композиция в нашей повседневной жизни присутствует постоянно, будь то картина, музыкальное произведение, архитектура, дизайн интерьера, сочетание цвета, фотография, флористика, декоративно-прикладное творчество, театр, литература, хореография, даже в математике нашлось место композиции. Таким образом, моя дополнительная общеобразовательная программа «Композиция станковая» актуальна в реализации, потому как знания композиции имеет огромное влияние на то, как мы воспринимаем произведение и какие эмоции оно вызывает. Она может создавать чувство гармонии и равновесия или вызывать тревогу и напряжение. Понимание композиции помогает обучающимся понять окружающий мир и осознанно наслаждаться искусством во всей его красоте и выразительности. Какую роль играет композиция в повседневной жизни и что она может дать в будущем? Когда вы изучите правила композиции, вы будете видеть мир как художник. Вы сможете видеть красивые, гармоничные кадры в любой ситуации, в любой сцене. Вы будете использовать свое новое видение и создавать отличные фотографии, оформление комнаты к любым праздникам и даже эстетическая сервировка стола и многое то, что связано с гармонией, эстетикой, красотой. Для неопытного глаза обычный, повседневный окружающий мир может выглядеть скучно, рутинно и серо. Но для вас этот мир – основа для создания произведений искусства. Знание искусства композиции делает это возможным и позволяет вам выглядеть, как профессионал. Вы поймете, что это просто, ведь знание основ композиции меняет восприятие мира!