Публикации Статья "Шумовой оркестр как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Шумовой оркестр как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Иванова Алевтина Ивановна

ШУМОВОЙ ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТААннотация. Статья посвящена вопросу использования шумового оркестра в музыкальном развитии воспитанников старшего дошкольного возраста. В содержании раскрывается понятие шумового оркестра, его роль в развитии музыкальных способностей дошкольников, выявляются проблемы, существующие в деле организации шумовых оркестров, и пути их решения.Ключевые слова: шумовой оркестр, музыкальное развитие, творческие способности, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, развитие детей.Вопрос применения музыкальных инструментов в процессе музыкального воспитания дошкольников многократно поднимался в работах различных педагогов и музыкантов (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Карл Орф, Е.Р.Ремизовская, Т.Э. Тютюнникова. Б.Л.Яворский и др.). Одной из интересных форм творческой работы с инструментами стала система детского музыкального воспитания Карла Орфа, которая нашла своё применение в музыкальной педагогической работе с дошкольниками Т.Э.Тютюнниковой.Неоднократно подчёркивалась эффективность их использования в работе с детьми. Одним из возможных путей применения музыкальных инструментов в детском саду может стать создание шумового оркестра как формы инструментального музицирования воспитанников.Шумовой оркестр представляет собой коллектив музыкантов, играющих на инструментах, не имеющих определенной высоты звучания: ударные (барабан, кастаньеты, бубен, треугольник и др.), ударно-шумовые (маракас, погремушка и др.), шумовые (трещотка, колотушка и др.), самодельные инструменты (картонные трубы, свистульки, бутылки с водой, коробочки с разнообразными наполнителями и др.), а также любые предметы, из которых можно извлечь звук (стиральная доска, бумага, расческа, канцелярские счеты, пила и др.). Звучание шумового оркестра создаст оригинальный тембровый и ритмический колорит.Предпосылки возникновения шумового оркестра относятся к началу 20-х годов XX века, когда композиторы стремились разнообразить шумовую палитру симфонического оркестра путём введения новых инструментов. Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребёнка.Музыкальные способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребёнка в целом. Музыка познаётся ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.В соединении с другими видами музыкальной деятельности использование возможностей шумовых оркестров способствует достижению высоких результатов в развитии музыкальных способностей детей, повышает их заинтересованность к занятиям музыкой. Через игру на шумовых инструментах у детей развивается чувство ритма, слух, координация движений, моторика, внимание, память, воображение, ассоциативно-образное мышление.Кроме того, организация музыкальной деятельности дошкольников с помощью такого оркестра содействует развитию музыкальности воспитанников, стимулированию их потребности в художественно-эстетическом коллективном творчестве, углублению знаний, получаемых на музыкальных занятиях. Всё это способствует совершенствованию музыкальной работы в целом. Использование шумового оркестра также вносит преемственность в работу детских дошкольных учреждений и школы по музыкальному развитию детей.ЛитератураБоровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.