Публикации
"Знакомство с трудом Дагестанских умельцев""
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знакомство с трудом Дагестанских умельцев""
Автор: Гаджиева Заира Хункеровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Знакомство с трудом Дагестанских умельцев""
Автор: Гаджиева Заира Хункеровна
Проект«Знакомство с трудом дагестанских умельцев» Содержание проекта:Актуальность проекта--------------------------------------------------------------- стр.3Цели и задачи проекта-------------------------------------------------------------- стр.4Этапы работы по проекту ----------------------------------------------------------стр.5Список рекомендуемой литературы--------------------------------------------- стр.9Приложение --------------------------------------------------------------------------стр.10АктуальностьКак известно из истории, на протяжении многих веков в Дагестане развивались различные виды традиционных художественных промыслов: ковроткачество, художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное искусство и др. Многие из традиционных видов народных художественных промыслов дошли до наших дней, продолжают развиваться и сегодня.Главное богатство Страны гор, моря и солнца – люди, мужественные и трудолюбивые, талантливые и по-горски гостеприимные. Своим талантом радуют людей мастера искусств. Они бережно хранят богатое культурное наследие. Плодотворно развивается самобытное декоративно-прикладное искусство. Повсюду известно мастерство дагестанских умельцев. Их талантливые руки продолжают создавать художественные изделия из металла, дерева, шерсти, глины, стекла. На многочисленных международных и всероссийских выставках экспонируются дагестанская чеканка, украшения, керамика, ковры. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека предусмотрена ФГОС дошкольного образования Воспитание уважения к людям труда, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, - единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.Цель проекта: помочь ребенку старшего дошкольного возраста осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.Задачи проекта:1.Формировать активный интерес к трудовой деятельности взрослых.2.Формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества и детей.3.Продолжать знакомить детей с профессиями своих родителей.4.Воспитывать уважение к труду людей.5.Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда.Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы и родители, муз. руководитель.Вид проекта: познавательно – творческий.Срок реализации: 1 месяц.Ожидаемый результат:- знание детьми информации о профессиях;- развитие творческих способностей детей;- повышение интереса родителей к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.Методы:проведение экскурсий; организация встреч с людьми разных профессий; чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Этапы работы над проектомI – подготовительный этап1.Оснащение предметно-пространственной среды.2.Оформление альбома с фотографиями «Дагестанские мастера».3.Подбор иллюстраций по теме проекта.4.Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой проекта.5.Приобретение художественной литературы, энциклопедий, связанных с профессиями людей.6. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением орудий труда гончаров, златокузнецов, ковровщиц, чабанов, виноградарей.II – основной этапРабота с родителями1.Подготовить материал по теме - «Дагестанские мастера» (в виде презентации, рассказа, фотоальбома, видеофильма и т.д.).2.Изготовление альбома «В мире профессии».3.Изготовление стенгазеты «Кем я буду работать, когда вырасту».III – заключительный этап1.Выставка детских работ - «Наши будущие профессии».2.Проведение развлечения «Дагестанская ярмарка».СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алябьева Е.А. Поиграем в профессии. Книга 2. Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера 2014г. Гасанова Р.Х., Мирзоев Ш.А. «Фольклор и литература народов Дагестана» - хрестоматия. ООО «Лотос», Махачкала 2005. Гришина А.В./ Добрый мир игры. Учебно-методическое пособие. Махачкала 2014. Гусарова Л.Ф. / Проектная деятельность в детском саду. Махачкала 2013. Идрисова З.И. / Подвижная игра – спутник жизни ребенка. Махачкала, 2003г. 63с. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.– М.: ТЦ Сфера 2003г. Программа – руководства «Отчий дом» для дошкольных образовательных учреждений. Тагирова Х.М. – Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2012. – 72с. Соловьев В. По Дагестану. Внешторгиздат. 1989 г. Шоригина Т.А. Праздники в детском саду.– М.: ТЦ Сфера 2009г. ПриложениеПословицы о трудеБез топора - не плотник, без иголки - не портной. Без труда нет жизни на земле (дарг.) Труд всему отец (лак.) Только труд кормит человека (лак.) Всякий человек по делу узнаётся. У кузнеца – что стукнул, то гривна. Труд и терпение превращаются в золото (лак.) У кузнеца руки черны, да хлеб бел. У плохого мастера всегда инструмент виноват. За всё берётся, да не всё удаётся. Дело мастера боится. Дорог парень, да не умен. Красивое слово - серебро, а хорошее дело - золото. Кроить - не шить: после не распорешь. Не игла шьёт, а руки. Хозяин земли тот, кто пашет (дарг.) Не просит ремесло хлеба - само кормит. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. Любишь почет – люби труд (дарг.) Не учи безделью, учи рукоделью. Не худое ремесло, кто умеет сделать и весло. Нельзя быть мастером на все руки. Семь дел в одни руки не берут. Всякое дело мастера красит. Для рук умелых - всюду дело! Пока спина не взмокнет – поле не вспашешь (авар.) Если танцевать не умеешь, не говори что каблуки кривые. Кто за всё берётся, тому ничего не удаётся. Мастерство везде в почёте. Мастером нельзя родится, мастерству надо учиться. По закладке мастера знать. По плану скроишь, по вкусу сошьёшь. Первый блин всегда комом. Умей работать, умей и помощников подбирать. За всякое дело берись умело. Кривое колесо клеймом не исправишь Если летом голова не кипит, зимой котел не кипит (дарг)… Труд и терпение превращаются в золото (лакс.). У кого умелые руки, тот и мед ест (кум.). Кто весной не сеет, тот осенью не жнет (авар.). У кого на стрижке овец ножницы кривые, у того на весах с шерстью и гири легче (ног.). Стихи Маленький чабан(Перевод с лезгинского)А.Исмаилов«Ковер»Р.РашидовА я, ковер,С предавних порБываю счастлив всякий раз,Когда на мнеНе в тишинеЛихой танцор рванется в пляс. «Маленькая ковровщица»А.Раджабов«Бурка»Р. РашидовВо все годаЯ тем горда,Что там, где слышится свирель,Для чабана,Тепла полна,И верный кров я, и постель! Тихий вечер над кошарой.Овцы видят сны.И чуть слышно напеваютПесню чабаны.****Здесь костер зажжен кизячныйУ подножья скал,И бурлит – не набурлитсяВ казане хинкал.Эй, чабан, прибавь-ка мясо,Не жалей чеснок,Собрались сегодня гостиК нам на огонек!Хрипло тявкает овчарка – Стадо бережет.А вокруг костра беседа,Как ручей течет. (А. Аджиев)ПЕСНЯ КОВРОВЩИЦЫАй-й-яй, моя игла,Три ковра я соткала,Я один себе взяла,Два я дочке отдалаО, народ мастеров,Я горжусь твоей славной судьбой.Ты держал мастерок,Ты клинок свой украсил резьбой.Отчий край ты берег,И в чужой не ходил на разбой.Не богат ты казнойНе велик ни землей, ни числом,Но зато мастерствомТы в искусство возвел ремесло.А оно на бессмертьеТебя вознесло.Самые прекрасные кувшиныДелаются из обычной глины.Так же как прекрасный стихСоздают из слов простых.хххТкацкие гребни ритмично звучат!Здесь разноцветные нити летят.Весело ткут мастерицы ковры,Руки умелы у них и ловки.Ярким узором краски мерцают И рассветает поверхность ковра:Гроздь винограда, прутья кизила, Тут листья «Чанги» и «Тапанча».хххЯ в Балхаре, в доме мастерицы Гулизар.Здесь «жюлла», «урша», «кунари»,Здесь игрушки раздавали.Лишь одна была милейНи свистулька, ни козленок.Очень добренький осленокРасписной, весь в завитках,В серо – беленьких тонах.хххВ мастерской вращается «жюлла»Песнь балхарок вдалеке слышна.Лепят девушки из светлой, нежной глиныКувшины, горшки, игрушкиНа различные мотивы.Украшают их узором белоснежным,Тонким, кружевным.Слава мастерицам,Их рукам певучим, золотым!