Публикации Педагогический проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры
Автор: Тютюнникова Елена Александровна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждениегорода Нижний Тагил детский сад «Детство» СП детский сад №87Педагогический проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактической игры Разработала воспитатель: Тютюнникова Е.А.2023- 2024 годАктуальность темы. Роль денег и финансов очень важна в жизни каждого человека. Все мы ежедневно встречаемся с материальными затратами, оплачиваем проезд, совершаем покупки в продуктовом магазине. Почти каждому человеку важно уметь планировать свой бюджет, многие, к сожалению, этого не умеют, что приводит их к трудностям в жизни или долговой яме. Часть населения сталкивается с невозможностью крупной покупки за наличные деньги, что ведет их к кредитам, рассрочкам и ипотекам. Некоторые неправильно рассчитывают свои силы и в итоге теряют и деньги, и саму покупку, а самое главное, время и силы на весь процесс, приобретая при этом только долги и стресс. Для комфортной жизни в современном обществе человек должен владеть знаниями в области финансов, уметь различать экономические явления и процессы общественной жизни, уметь выстраивать свое поведение при пользовании кредитными услугами банка, осознавать влияние инфляции, рационально распределять и вкладывать свои финансы, принимать эффективные решения в финансовых ситуациях для улучшения своего и общественного финансового благополучия, и достижения финансовой стабильности. В России финансовая грамотность населения находится на достаточно низком уровне. Одной из проблем низкого уровня финансовой грамотности населения является недоверие населения к институтам финансовых рынков. Недостаточный уровень развития финансовой грамотности людей приводит к тому, что люди неправильно пользуются банковскими услугами, не осознают свою ответственность и обязанности, заключают договоры с невыгодными условиями или с сомнительными организациями, не умеют строить долгосрочные финансовые планы. Примером таких ситуаций могут служить обращения людей в микрозаймы, вступление в финансовые пирамиды, попытки повышения уровня финансового благополучия за счет ставок. Во времена финансовых кризисов вопрос о повышение уровня финансовой грамотности населения стоит наиболее остро. Финансово грамотный человек умеетпросчитывать финансовые риски наперед, заботится о своем финансовом благополучии в будущем, такой человек наименее подвержен влиянию мошенников. Финансовая грамотность формирует у людей понимание об устройстве финансовой стороны жизни, о влиянии происходящих в государстве ситуаций на жизнь человека, о последствиях, возникающих при неверной манипуляции с деньгами. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества финансового образования граждан, что определено в Стратегии повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [2].Проблеме формирования финансовой грамотности в последнее десятилетие посвящено значительное количество исследований, среди которых работы А. С. Баженовой, А. И. Бучковой, А. О. Ждановой, Е. П. Пованициной, О. А. Сизоненко. Авторы утверждают, что на сегодняшний день низкий уровень финансовой грамотности является актуальной проблемой, которая напрямую влияет на экономическое и социальное развитие страны.Формирование финансовой грамотности необходимо начинать с дошкольного образования. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» обучение финансовой грамотности является обязательным элементом на всех уровнях образования, начиная с дошкольного образования, и включается в основные образовательные программы всех образовательных учреждений России [3].Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами дошкольных образовательных организаций задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности) [1]. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.На сегодняшний день экономическая среда окружает детей с раннего возраста. Ребенок сталкивается с такими понятиями, как деньги, реклама, семейный бюджет, ходит с родителями в магазин, участвует в процессе купли-продажи. Однако наличие данных понятий в сознании детей не может свидетельствовать об эффективном использовании их на практике. Данный факт определяет актуальность формирования финансовой грамотности с дошкольного возраста. Одним из средств формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста может стать дидактическая игра.В настоящее время внимание педагогической науки и практики сосредоточено на изучении и актуализации развивающего потенциала игровой деятельности, которая признается психологами ведущим видом деятельности детей данного возраста, а педагогами — приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игровая деятельность выделяется в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста. Образовательный потенциал дидактической игры обоснован в работах Н. В. Бутенко, Р. И. Жуковской, Н. М. Мальковой. Отдельные вопросы использования дидактической игры в формировании финансовой грамотности у детей дошкольного возраста рассматриваются в работах Е.  В. Азовской, Ю.  В. Мартыновой, А. Е. Судаковой. Вместе с тем, можно сказать, что методика организации дидактической игры разработана недостаточно, да и многие педагоги дошкольных образовательных организаций недооценивают значимость дидактической игры в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанности методического обеспечения, позволяющего успешно реализовать данный процесс.Постановка проблемы заключается в поиске возможностей дидактической игры в формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Цель разработки педагогического проекта формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи педагогического проекта:
  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста знания о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.
  • Развивать навыки эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния.
  • При разработке педагогического проекта были соблюдены следующие принципы:
  • Принцип демократизации (предоставление старшим дошкольникам свободы для саморазвития).
  • Принцип индивидуализации (в процессе взаимодействия учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка при включении в различные виды заданий, также учитываются такие свойства личности дошкольника, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов).
  • Принцип природосообразности (занятия строятся с учетом пола, возраста ребенка; планирование деятельности в соответствии с актуальными в данном возрасте интересами и потребностями детей).
  • Принцип событийности (на каждом занятии происходит что-то важное, а для каждого ребенка совершается некое открытие. Обеспечивается взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей).
  • Принцип доброжелательности и готовности помочь (создание ситуаций успеха, создание условий для реализации существующих интересов старших дошкольников, пробуждение новых интересов).
  • Принцип активности (обязательная активность всех участников на занятиях и принятие каждым на себя ответственности за результаты деятельности) [19].
  • Педагогический проект разработан с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Вид проекта: краткосрочный.Форма реализации проекта: групповая.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.Условия реализации проекта: данный проект может быть реализован в течение 4 месяцев в дошкольной образовательной организации под руководством воспитателя и помощника воспитателя в режиме 1 занятие в неделю, продолжительность занятия 20  25 минут. Данный проект включает 14 занятий, рассчитанных на 14 часов.Проект составлен на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».Предполагаемые результаты:1. У старших дошкольников вырос уровень знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке;2. У старших дошкольников улучшились навыки эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния;Тематический план педагогического проекта представлен в таблице 1.Таблица 1Тематический планПродолжение таблицы 1Содержание занятий.Занятие 1. «Трудовая деятельность».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.В ходе проведения занятия дети знакомятся с понятием слова «труд». Педагог предлагает детям прослушать песню о труде «Всем известно: без труда не вынешь рыбку из пруда». Далее дети отгадывают загадки о значимости труда. Педагог предлагает детям поиграть в словесную игру с мячом «Как я помогаю маме?». После прочитанного произведения «Рассказ о девочке Маши», педагог задает детям вопросы: «Что вы думаете, о поступке Маши? Как бы поступили вы? Трудолюбива ли Маша? Умеет ли доводить дело до конца? Почему говорят: «Конец — делу венец», «Делу — время, а потехе — час»? В конце занятия с помощью игры-поручения «Умелые руки» дети должны осознать значение труда и понять, чтобы добиться успеха в каком-либо деле, следует проявлять терпение и настойчивость, т.е. довести начатое дело до концаЗанятие. 2. «Что такое потребности?».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог читает детям сказку К. И. Чуковского «Телефон». По прочитанному произведению, педагог проводит игр-загадку «Желания зверят». Педагог задает детям вопросы: «Что попросил слон, крокодил, бегемот и др.?». Затем дети находят карточку — лото с изображением животного и заполняют окошко в зависимости от его желания (например: цапли — капли, слон — шоколад). В конце игры педагог уточняет у детей «Так, что же значит слово «потребности»? «А какие потребности есть у людей? Что бы вы хотели получить? Какие из всех потребностей самые важные?». Занятие 3. «Что необходимо человеку?».Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния.Ход занятия.Педагог предлагает детям отгадать загадки о том, какие потребности есть у животных в реальной жизни. Далее дети играют в настольную игру с использованием ИКТ «Кому — что нужно», в которой надо распределить «потребности» взрослых и детей. Дети подходят к экрану, выбирают картинку, называют какая потребность на ней изображена, и соотносят ее с соответствующим человеком, например: папа — машина, мама — платье, бабушка — клубок и спицы.В конце занятия педагог предлагает детям вылепить из пластилина то, что они считают важным для человека в повседневной жизни. Занятие 4. «Жизненно важные потребности всего живого».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке, развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния.Ход занятия.Педагог читает детям рассказ Л. Стахович «Рассказ про капризного Артема». По прочитанному произведению педагог задает детям вопросы: «Можно ли сказать, что Артем — капризный мальчик? Почему мальчик остался без завтрака, обеда и ужина? Как вы думаете, что важнее — купить продукты питания или игрушки?».Далее педагог предлагает детям поиграть в игру-предположение «Хочу и надо». Дети разделяются на две команды, одна команда выбирает потребности, которые необходимы в первую очередь, а другая команда — потребности не очень важные, те, без которых можно обойтись. При выборе картинок, дети объясняют свой выбор. Затем педагог просит детей объяснить, как они понимают следующие пословицы: «Натощак и песня не поется», «Всходы крепнут от воды, ребенок здоровеет от полезной еды», «Еда — пища тела, сон — пища бодрости», «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья», «Как много есть вещей, без которых можно легко обойтись». С целью развития у детей умения определять разницу между «хочу» и «надо» и умения выбирать предметы необходимые в различных жизненных ситуациях педагог в конце занятия предлагает разгадать финансовый кроссворд «Сделай выбор».Занятие 5. «Изучаем экономику, играя».Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния. Ход занятия.Педагог предлагает детям вспомнить пословицы о труде.Затем вместе с детьми педагог играет в настольно-дидактическую игру «Кошелек Гномика Экономика». Цель игры, как можно больше получить в кошелек монет. Побеждает тот игрок у кого на финише будет больше монет.Каждый игрок выбирает себе кошелек и фишку для игры. На начало игры у каждого игрока в кошельке по 3 монеты. Игроки по очередности кидают кубик. Каждый игрок должен переместиться на выпавшее количество очков.Если, игрок попадает на синюю клетку он берет в кошелек, определенное количество монет, если на красную отдает монеты. Если у игрока нет монет, чтобы отдать, он пропускает ход. Попадая на желтые и зеленые клетки, перемещается по стрелкам.Занятие 6. «Что такое ресурсы?». Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог зачитывает детям стихотворение Т. А. Шорыгиной «Наши ресурсы», по прочитанному проводит беседу. Затем педагог загадывает загадки о разных видах ресурсов и предлагает детям поиграть в словесную игру «Четвертый лишний». В ходе проведения дидактической игры «Четвертый лишний» с детьми педагог закрепляет знания о видах ресурсов, классификации, их назначении и применении в промышленности и в быту.По завершению педагог задает детям следующие вопросы: «Что значит слово ресурсы? Какими бывают ресурсы?» Занятие 7. «Природные ресурсы. Зачем их надо беречь?».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке. Педагог читает детям сказку С. Михалкова «Три поросенка». По прочитанному произведению педагог задает детям вопросы: «Зачем поросята строили себе домики? Какие строительные материалы использовали поросята для строительства своих домиков? Из какого строительного материала оказался самым надежным и прочным домик? Как по-другому можно назвать слово «строительный материал»? Для закрепления представления о видах природных ресурсов с детьми педагог проводит сюжетно-дидактическую игру «Из чего сделано». Суть игры состоит в том, что детям предлагаются картинки с предметами, для изготовления, которых необходимы дерево, железо, стекло и другие материалы. Из многообразия карточек дети выбирают подходящую, объясняя свой выбор (например: шкаф — дерево, стакан — стекло). Так же дети прослушивают четверостишие об экономии природных ресурсов: «Это очень — очень важно — экономить свет и воду. Будет делать это каждый, — значит, сохраним природу!»; «Лампа сутки погорит — сто кило угля спалит! Если светит зря она, где ж экономия сырья?» и пословицы: «Лес богатство и краса, береги свои леса», «Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец». Благодаря чему, у детей будет формироваться представление о том, что ресурсы Земли не ограничены и к ним важно бережно относится. И в заключение занятия педагог предлагает детям нарисовать природные ресурсы. Занятие 8. «Деньги». Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния. Ход занятия.Педагог читает детям произведение К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». Затем педагог сообщает, что в гости к детям пришел главный герой произведения. Педагог проводит анализ произведения в игровой форме с главным героем и детьми.Далее педагог предлагает детям поиграть с Мухой-Цокотухой в деловую игру «Для чего нам нужны деньги?». Дети внимательно слушают правила игры: Муха-Цокотуха бросает мяч кому-то из вас и называет, для чего нужны деньги, а вы должны продолжить.Воспитатель опрашивает во время игры всех детей, если ребенок затрудняется в ответе, то можно задать на водящие вопросы, например, «Если мы едим на автобусе, мы оплачиваем проезд?», «В магазине за что вы платите?» и т.д.Педагог предлагает детям провести физкультминутку «Покупаем продукты». Дети встают вкруг и повторяют движения.Педагог проводит с детьми настольную игру «Все ли можно купить за деньги?». На столе лежат карточки с рисунками и два больших кружочка красный и зеленый. Дети подходят, выбирают карточку, если нарисовано, то, что можно купить за деньги, то кладут на зеленый круг, а то, что нельзя — на красный круг. Дети играют, объясняя свой выбор.Также проводится рефлексия. По завершению занятия дети делают поделку из бумаги «Кошелек».Занятие 9. «Цена. Рынок». Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке. Ход занятия.Педагог читает детям стихотворение Ш. Галиева «Три копейки». После прочтения педагог задает вопросы: «Можно ли купить что-нибудь за три копейки? Как вы думаете, почему мальчик думал, что за три копейки можно купить так много игрушек?». После педагог проводит с детьми сюжетно-дидактическую игру «Что дороже?» на закрепление того, что цена зависит от многих факторов: от труда, от сезона, от материала и др. Суть игры состоит в том, что надо определить по картинкам какой товар стоит дороже, а какой дешевле и почему (например: машинка обычная и машинка на пульте управления, платье нарядное праздничное и платье повседневное и т.п.).Далее педагог предлагает детям выбрать товары или услуги и нарисовать к ним ценники. По завершению работ проводится обсуждение и презентация рисунков, также педагог с детьми организовывает выставку рисунков для родителей.Занятие 10. «Бережливость». Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния, формирование знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог читает рассказ Николая Носова «Заплатка». По прочитанному произведению организует беседу и задает следующие вопросы: «Как Бобка порвал свои штаны? Почему мама отказалась помогать Бобке? Сколько раз мальчик пришивал заплатку и почему? Понравился ли результат друзьям Бобки?». Далее дети вместе с педагогом разгадывают финансовый ребус.Педагог предлагает детям поиграть в деловую игру «Хорошо-плохо». Педагог показывает детям по очереди карточки, на которых изображены разные ситуации о бережливости в повседневной жизни. Если на карточке изображена правильная ситуация, дети хлопают, если не правильная — топают.При этом дети должны объяснить свой выбор, почему потопали, а почему похлопали.Занятие заканчивается игрой-поручением «Объясни пословицы». Педагог читает детям пословицы о бережливости, а дети должны объяснить, как они их понимают.Занятие 11. «Путешествие по сказкам».Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния.Ход занятия.Дети вместе с воспитателем становятся в круг, улыбаются и приветствуют друг друга.Педагог сообщает, что сегодня к детям в гости пришел кот ученый. Кот ученый приглашает детей в сказочную страну, где живут сказочные герои. Для того, чтобы попасть в сказочную страну детям нужно отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.Далее воспитатель просит детей вспомнить сказки, где говорится про деньги. На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.Педагог предлагает детям поиграть в деловую игру «Что можно купить?».Дети встают в круг, кот ученый по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т. д.» (дети ловят мяч, и отвечают, можно ли купить и почему).Появляются два медвежонка и плачут, просят помочь им купить продукты в магазине. Дети вместе с воспитателем составляют список покупок на сумму 30 рублей. Нужно посчитать, хватит ли им денег.Далее дети играют в настольную игру «Магазин». Продавец-ребенок расставляет продукты (картошка — 3 руб., лук — 1 руб., мясо — 7 руб., капуста — 1 руб., морковка — 2 руб., хлеб — 5 руб.). Дети берут в корзину продукты, при этом считают стоимость покупки. Воспитатель дает продукты медвежатам и говорит, чтоб они отдали их своей маме, и она сварит им суп.В конце занятия воспитатель предлагает выбрать детям смайлики и поделиться впечатлениями от путешествия, рассказать о том, что понравилось больше всего, что было для них сложным/легким, что они узнали нового и что еще хотели бы узнать.Занятие 12. «Семейный бюджет».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог предлагает детям поиграть в словесную игру «Доходы-расходы». Педагог в игровой форме объясняет детям значение понятия семейный бюджет — это доходы и расходы. Далее вводится разъяснение таких слов как доход — это получение денежных средств; и расход — это затраты на определенные товары и услуги. Ребятам предлагается разложить карточки на два поля «доходы» и «расходы», отмечая при этом большое количество потребностей человека. Фишками зеленого цвета отмечают основные (жизненно важные потребности), красного-не основные.Заканчивается занятие проведением игры-загадки «Сложи монеты в кошелек». Детям предлагается выбрать кошелек и составить указанную на кошельке сумму разными способами с помощью монет.Занятие 13. «Финансовая школа».Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния, формирование у детей знаний о сфере денежных отношений, в частности об актуальных продуктах и услугах на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог просит детей вспомнить откуда у детей, может быть, личный бюджет и разгадать финансовый ребус. Далее педагог предлагает детям поиграть в деловую игру «Мой бюджет». Педагог выдает каждому ребенку сумму, которую ему нужно будет потратить на определенную цель. Цели могут быть различные — продукты для завтрака, для семейного торжества, подарки друзьям к Новому году и т.д.Педагог предлагает детям поиграть в игру-предположение «Хочу и надо». Педагог раздает детям карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу». Далее педагог вместе с детьми обсуждает их выбор, рассказывает, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).Занятие 14. «Юный покупатель».Цель: формирование у детей знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке.Ход занятия.Педагог предлагает детям поиграть в сюжетно-дидактическую игру «Как молоко оказалось на полке в магазине?». Педагог раздает детям картинки, иллюстрирующие путь от производства молока до его появления на полке магазина: ферма — пастух и корова доярка — молоковоз — молочный комбинат — художник, оформляющий упаковку автомобиль, доставляющий молочные продукты в магазин полки с молочными продуктами в магазине.Затем педагог объясняет детям, что при продаже молочных продуктов фермером на рынке (на развес, на разлив) этот путь значительно короче. Поэтому товар на рынке можно купить дешевле. Воспитатель убирает лишние картинки, наглядно показывая детям разницу.Педагог рассказывает об ответственности за хранение, сбыт или копирование денег и предлагает поиграть в словесную игру «Осторожно! Фальшивка».В игре участвует три команды: «1 рубль», «5 рублей» и «10 рублей». Участники делятся на команды случайным образом, в зависимости от того, какую монету игрок получил в «Банке» в начале урока. Игроков будет ожидать пять различных станций. После прохождения каждой станции команде нужно будет записать в свой индивидуальный маршрутный лист название станции, а также кодовое слово, которое будет озвучено после выполнения определенных заданий. Ведущий объявляет название станции и объясняет задание, которое нужно будет выполнить на ней. Каждая команда внутри группы решает задание. Команда, которая выполнила задание раньше других и дала верный ответ получает 1 балл. Максимальное количество набранных очков за всю игру — 5 баллов.Примеры планов  конспектов занятий представлены в приложении 2.Таким образом, разработанный нами педагогический проект по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста предполагает использование дидактической игры, способствующей формированию знаний о современных продуктах и услугах в сфере финансовых отношений, особенно на экономическом рынке; развитию навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни для улучшения своего материального благосостояния.Список литературы к проекту:
  • Баженова, А. С. Финансовая грамотность для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / А. С. Баженова, В. С. Мороз // Управление: история, наука, культура : материалы XXV межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием (17–18 мая 2021 г.). — Петрозаводск, 2021. — С. 127–130.
  • Галкина, Л. Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Л.Н. Галкина. — Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. — 89 с. 
  • Гридин, А. В. Обращайся с деньгами «по-взрослому». Финансовая грамотность для детей от мобайликов [Текст] / А. В. Гридин. — Ростов на Дону: Феникс, 2020. — 94 с.
  • Жуковская, Р. И. Игры-занятия как педагогическое условие становления самостоятельной сюжетной игры детей дошкольного возраста [Текст] / Р. И. Жуковская. — Москва: Просвещение, 2017. — 117 с.
  • Мелконьян, М. К. Как деньги попадают в наш дом: конспект занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Росток» [Текст] / М. К. Мелконьян // Дополнительное образование и воспитание. — 2022. — № 9. — С. 16–19.
  • Сокова, А. Д. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников [Текст] / А. Д. Сокова // UNIVERSUM: психология и образование. — 2022. — № 10 (88). — С. 10–12.
  • Сытник, Н. А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну финансов» [Текст]: сборник трудов конференции / Н. А. Сытник // Научные исследования и современное образование: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 нояб. 2022 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2022. — С. 121–123. 
  • Шатова, А. Д. Тропинка в экономику: программа [Текст] : методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет / А. Д. Шатова. — Москва. : Вентана-Граф, 2015. — 176 с.
  • КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАКонспект занятия на тему: «Деньги».Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни с целью улучшения своего материального благополучия.Задачи:Образовательная:— познакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта.Развивающая:— формировать умение различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.— формировать умение дошкольников проводить анализ художественной литературы.Воспитательная:— воспитывать умение правильного обращения с деньгами.Материалы и оборудование: мяч, книга К.И. Чуковского «Муха— Цокотуха», копилка с набором разных монет и банкнот, монеты разного номинала, цветная бумага, цветные карандаши.Предварительная работа: чтение произведения К.И. Чуковского «Муха— Цокотуха»Ход занятия.
  • Вводная часть Сюрпризный момент:
  • Залетает Муха-Цокотуха с копилкой в руках и поёт песенку:Муха, Муха-Цокотуха,Позолоченное брюхо!Муха по полю пошла,Муха денежку нашла.Воспитатель (В): Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел? (Ответы детей) Правильно. Это Муха-Цокотуха.Муха-Цокотуха (М): здравствуйте, ребята!В.: здравствуй, Муха-Цокотуха! Ребята, а кто знает из какого произведения наша Муха? (Ответы детей К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха»)
  • Основная часть.
  • В.: Воспитатель обращается к Мухе. Муха-Цокотуха, а что у тебя в руках?М.: Я не знаю, вот торопилась к вам и по пути нашла интересный предмет, а что это ума не приложу. Показывает детям копилку.В.: Ребята, а вы знаете, что это такое? (ответы детей) Правильно, это копилка.М.: Ребята подскажите, что мне делать с копилкой? (ответы детей)В.: да, Муха-Цокотуха, это копилка для того, чтобы складывать в нее деньги, а затем на них что-нибудь покупать.В.: Ребята, а кто знает, что такое деньги? (ответы детей). Правильно. Деньги — это средство оплаты товара или какой-нибудь услуги.М.: да, ну. Деньги — это просто деньги, это тот круглый маленький предмет, который я нашла.В.: Муха-Цокотуха, а ты как думаешь, для чего нужны деньги?Что на них можно купить?М.: купить самовар и угощения, а потом я приглашу друзей.В.: читает.Пошла Муха на базарИ купила самовар:«Приходите, тараканы,Я вас чаем угощу!».Игра с мячом: «Для чего нам нужны деньги?».В.: А давайте, поиграем с Мухой-Цокотухой в игру «Для чего нам нужны деньги?». Послушайте внимательно правила игры: Муха-Цокотуха бросает мяч кому-то из вас и называет, для чего нужны деньги, а вы должны продолжить. Готовы? Дети ловят мяч и отвечают. Деньги нам нужны:
  • для покупки продуктов питания;
  • для оплаты бытовых услуг;
  • для оплаты развлечений (необходимо уточнить, для каких развлечений нужны деньги);
  • для оплаты услуг (необходимо уточнить, каких именно);
  • для оплаты проезда на транспорте;
  • для покупки подарков;
  • для оказания помощи больным (необходимо уточнить, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
  • Воспитатель опрашивает во время игры всех детей, если ребенок затрудняется в ответе, то можно задать на водящие вопросы, например,«Если мы едим на автобусе, мы оплачиваем проезд?», «В магазине за что вы платите?» и т.д.Физкультминутка:В.: предлагаю провести физкультминутку «Покупаем продукты». Дети встают вкруг и повторяют движения.Сумку в руки мы берём, (наклоняются и берут воображаемую сумку)В магазин с тобой идём (шагают на месте)В магазине же на полкахНе шарфы и не футболки (поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)В доме — вкусная еда («дом» над головой)М.: Ура, теперь я знаю про деньги и что за них можно купить не только самовар, а всё можно купить!!!В.: Ребята, вы согласны с Мухой-Цокотухой, всё можно купить за деньги? (Ответы детей).Дидактическая игра: «Все ли можно купить за деньги?»В.: Я предлагаю вам поиграть в игру «Все ли можно купить за деньги?»На столе лежат карточки с рисунками и два больших кружочка красный и зеленый. Вы подходите, выбираете карточку, если нарисовано, то, что можно купить за деньги, вы кладете на зеленый круг, а то что нельзя — на красный круг. Дети играют, объясняя свой выбор.В.: обращается к Мухе-Цокотухе: Муха-Цокотуха, теперь ты поняла, что же нельзя купить за деньги?М.: да, ребята, я поняла — это дружба, любовь, здоровье, уважение, семейное тепло и уют, солнце, доброта, красота и др., спасибо вам.М.: Ребята, а в моей копилке что-то звенит?В.: А давайте откроем ее и посмотрим. Муха-Цокотуха открывает копилку, рассматривает сама и показывает детям монеты.М.: ой, а что это такое? Это не похоже на мою денежку, которую я нашла.В.: это монеты. Воспитатель берет первую монету. Ребята, давайте опишем эту монету? (ответы детей: круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.В.: Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям). Смотрите, в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.Воспитатель достаёт банкноты.В.: как можно назвать эти деньги? (ответы детей). Банкноты. А какие они? (бумажные, прямоугольные, шуршат) Продемонстрировать шуршание банкнотой.В.: Какие банкноты вы знаете? (дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором).Словесная игра: «Дополни»В.: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.Монета круглая, а банкнота ...Банкнота бумажная, а монета ...Монета звенит, а банкнота…Монета металлическая, а банкнота.В.: где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показывает пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)В.: что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль)
  • Заключительная часть. Рефлексия.
  • В.: Ребята, кому мы сегодня помогали? (Мухе-Цокотухе).В.: чему, мы обучили муху? (мы помогли Мухе-Цокотухе понять, для чего нужны деньги и все ли можно купить за деньги)
  • Какие бывают деньги?
  • Чем отличается монета от банкноты?
  • Как можно назвать монеты и банкноты одним словом? (Наличные деньги).
  • А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах). В.: А, чтобы Мухе-Цокотухе деньги не потерять, ей нужно сделать кошелёк. Вы согласны? Изготовление кошелька оригами по показу воспитателя.
  • Конспект занятия тему: «Бережливость»Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни с целью улучшения своего материального благополучия. Задачи:Образовательная:
  • познакомить с понятием «бережливость»;
  • формировать бережное отношение к вещам, предметам, к тому, что нас окружает, посредством чтения художественной литературы и театрализованной постановки.
  • Развивающая:
  • развивать память, мышление на основе анализа пословиц;
  • формировать умение дошкольников проводить анализ художественной литературы.
  • Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважение к труду, к результатам труда людей;
  • прививать детям интерес к художественной литературе.
  • Материалы и оборудование: произведение Н. Носова «Заплатка», сундучок в котором лежит шляпа, картофелина, огурец и предмет одежды с дыркой и заплатка, колокольчик, 5 актеров-детей (Мудрый Ежик, Зайка— Знайка, Сорока-Белобока, Медвежонок Потапыч, Белочка-Умелочка)Ход занятия.1. Вводная часть.Звонит колокольчик! (привлекая внимание детей).В.:Ребята, слышите, зазвонил наш колокольчик. Он наспредупреждает, о том, что нас в группе ждет сюрприз (поиск сюрприза). Посмотрите, может, появилось что — то нового в нашей группе? (находят сундучок).В.: Молодцы, ребята! Как же нам его открыть? (ответы детей)В.: А давайте скажем дружно сундучок, сундучок — приоткрой нам свой бочок (в сундучке лежит шляпа, картофелина, огурец и предмет одежды с дыркой и заплатка).
  • Основная часть.
  • В.: А вы знаете автора этих рассказов? (ответы детей).В.: Давайте, познакомимся с еще одним произведением Н.Н. Носова? Присаживайтесь на ковер, я начинаю читать Н.Н. Носов «Заплатка».Дети присаживаются на ковер и слушают рассказ. После прочтения рассказа организуется беседа по вопросам.В.: С чего начинается рассказ? (ответы детей)
  • Как зовут героя рассказа? (ответы детей)
  • Как Бобка порвал свои штаны? (ответы детей)
  • Почему мама отказалась помогать Бобке? (ответы детей)
  • Сколько раз мальчик пришивал заплатку и почему? (ответы детей)
  • Понравился ли результат друзьям Бобки? (ответы детей)
  • А как бы вы поступили на месте Бобки, почему? (ответы детей)
  • Чему учит рассказ Н. Н. Носова? (ответы детей)
  • В.: правильно, рассказ учит бережливости, самостоятельности, умению исправлять собственные ошибки и совершенствовать свои навыки в самообслуживании.В.: А что значит «бережливость»? (ответы детей).В.: чтобы лучше понять, что такое «бережливость», нам поможет физминутка. Проводится физминутка.Мы игрушки бережем, (потираем плечи обеих рук)В них играть не устаем (крутим ладонями, при этом подушечки больших пальцев соприкасаются друг с другом, остальные широко расставлены)Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот)То приклеим и пришьем (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот)Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)У зверюшек наших (хлопать в ладоши в ритм)И колеса, и мотор (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем покрутить мотор перед собой)Для игрушек разных (развести руками)Что бы маме помогать, (потереть ладошки)Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)В.: Ребята, так кто такой бережливый человек? (ответы детей).В.: Правильно, бережливый человек любит трудиться, мастерить своими руками и получать радость от того, что сделал что-то самостоятельно В.: Предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо — плохо». Я показываю вам по очереди карточки, на которых изображены разные ситуации о бережливости в повседневной жизни. Если на карточке изображена, как вы считаете, правильная ситуация, вы хлопаете, если не правильная вы топаете.При этом вы должны объяснить свой выбор, почему потопали, а почему похлопали.Дети играют в игру с воспитателем.В.: А сейчас я приглашаю вас в театр, мы с вами посмотрим миниспектакль «Бережливые друзья».Дети присаживаются на ковер и смотрят театрализованное представление. После просмотра организуется беседа по вопросам.В.: Ребята, о чем нам поведали герои спектакля? (ответы детей)
  • Почему нужно бережно относиться к своим и чужим вещам? (ответы детей)
  • Можно ли назвать Белочку, Медвежонка и Зайку бережливыми и трудолюбивыми? Почему? (ответы детей)
  • Задание: Объясни пословицы»В.: Я думаю, теперь вы сможете объяснить, почему так говорят: «Бережливость — лучше богатства» (ответы и рассуждения детей) «Бережливая вещь — два века живет» (ответы и рассуждения детей) «Запасливый, нужды не терпит» (ответы и рассуждения детей)
  • Заключительная часть. Рефлексия.
  • В.: Ребята, что вы узнали нового для себя? (ответы детей). А что, вам понравилось и запомнилось больше всего в художественном произведении? В спектакле? (ответы детей) Как следует относиться к вещам? Почему? (ответы детей).Конспект занятия на тему: «Путешествие по сказкам»Цель: развитие навыков эффективного применения финансовых знаний в повседневной жизни с целью улучшения своего материального благополучия.Задачи:Образовательные: закрепить представление детей о деньгахэкономических понятияхфинансы, товар, услуга, зарплата, цена, банк, банковская карта, расход, доход и др.; продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, обогащать активный словарный запас.Формировать умение правильно распределять свой бюджет.Формировать нравственные понятия: бережливость, честность, экономность, щедрость.Способствовать правильному поведению в реальных жизненных ситуациях (покупка продуктов, рассчитать бюджет и т. д.).Развивающие: формировать экономическое мышление и математические способности; способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; способствовать формированию коммуникативных отношений, навыков сотрудничества, взаимопомощи.Воспитательные: воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики; воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности, доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместного решения задач.Материалы и оборудование: денежные купюры, монеты, банковская карточка, муляжи овощей.Ход занятия.Вводная часть (дети вместе с воспитателем становятся в круг).Воспитатель: В круг широкий, вижу я,Встали все мои друзья.Улыбнемся, подмигнем,И играть с вами начнем.Основная частьВоспитатель: Дорогие ребята! Посмотрите, к нам сегодня в гости пришел кот ученый.Кот ученый: Я шел, и пришел к вам в детский сад. И хочу вас пригласить в сказочную страну, где живут сказочные герои. Вы хотите отправится со мной?Дети: да!Воспитатель: для этого вам, ребята, нужно отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.1. Всё, что в жизни продаётся,Одинаково зовётся:И крупа, и самоварНазываются … (Товар).2. Мебель, хлеб и огурцыПродают нам … (Продавцы).3. И врачу, и акробатуВыдают за труд … (Зарплату).4. На товаре быть должна обязательно… (Цена).Молодцы! А теперь мы отправляемся с вами в сказку.Кот ученый: ой, посмотрите первая сказка. Здесь Аленушка плачет. Алёнушка, что случилось с тобой?Аленушка: Мне батюшка и матушка сказали купить подарки, а как это сделать, я не знаю? Ребята, что нужно для того, чтобы купить подарки?Дети: Нужны деньги.Воспитатель: А мы, кажется, знаем, как помочь тебе. Нам нужно вспомнить сказки, где говорится про деньги. Сейчас мы найдем картинки с этими сказками.На столе выложены картинки с героями сказок. Дети выбирают картинки.Дети (возможные ответы) : «Муха-цокотуха»«Золотой ключик»«Кот в сапогах»«Золотая Антилопа».Воспитатель: А для чего нам нужны деньги? (ответы детей).Воспитатель: Деньги нужны нам всем. Без них мы не можем прожить. Ваши родители с помощью денег оплачивают различные услуги, покупают вещи, отправляются в путешествие. И для этого нам нужны деньги.Кот ученый: А хотите поиграть в игру «Что можно купить?»Дети встают в круг, кот ученый по очереди кидает мяч детям и говорит слова: «Дом, банан, здоровье, холодильник, улица, пирожное, воздух, машина, солнце, арбуз, хорошую погоду и т. д.» (дети ловят мяч, и отвечают, можно ли купить и почему).Аленушка: Спасибо, я теперь знаю, мне нужны деньги. Пойду, спрошу у родителей.Кот ученый: Нам пора отправляться в другую сказку.Появляется Буратино в руках у него сумка.Воспитатель: Буратино, куда ты торопишься и что у тебя в сумке?Буратино: Я тороплюсь в страну «Поле чудес», мне нужно там закапать свои денежки, чтоб выросло денежное дерево. И я тогда смогу купить себе много сладостей.Воспитатель: Ой, дети бывает ли такое дерево, можно ли посадить его?Дети: Нет.Кот ученый: Может, мы расскажем Буратино, где хранятся деньги, и как они приносят прибыль?Дети: деньги хранятся в банке.Буратино: А в какой такой банке — стеклянной или пластмассовой?Воспитатель: Буратино, ты совсем неправильно говоришь. Ребята, давайте расскажем Буратино, что же такое «банк».Дети (возможные ответы) : банк — это специальный дом, где хранятся деньги. Люди идут в банк и отдают свои деньги, они там лежат. За то, что они хранятся в банке некоторое время, деньги прибавляются за счет процентов. Их становится больше.Кот ученый: Вот теперь, Буратино, ты знаешь, где хранятся деньги. А лучше всего иметь при себе банковскую карту.Буратино: Ребята, а что же такое «банковская карта»?Дети (возможные ответы) : на банковской карте хранятся деньги, и ею можно расплачиваться за покупки и услуги.Буратино: теперь я понял, что деньги нужно не закапывать на «Поле чудес», а хранить в банке или на банковской карте. Спасибо вам, ребята, а мне пора! До свидания!Кот ученый: Что ж, ребята, нам пора отправляться в другую сказку.Появляются два медвежонка и плачут.Воспитатель: Почему вы плачете, медвежата?Медвежата: Мы хотим кушать, но нам нечего.Воспитатель: Медвежата, мы вам поможем и накормим. Ребята, поможем медвежатам, купим им продукты?Дети: Да.Воспитатель: А где нам купить продукты?Дети(возможные ответы) в магазине.Воспитатель: Тогда нам надо сходить в магазин, а перед этим нужно составить список покупок.Кот ученый: Да, мы сходим в магазин и купим продукты на деньги, которые у меня есть (показывает деньги).Воспитатель: Ну что, ребята, составим с вами список покупок на деньги, которые у нас есть?Дети вместе с воспитателем составляют список покупок на сумму 30 рублей. Нужно посчитать, хватит ли им денег.ФизминуткаОдин, два, три, четыре, пять(шагаем на месте,Будем денежки считать:(сжимаем и разжимаем пальцы рук).Один и два — оплатим дом,(пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный,Дом, в котором мы живем.Третья монетка — одежду купить(отгибаем средний палец,На четвертую монетку купим есть и пить(отгибаем указательный палец,Ну, а пятую пока(шевелим большим пальцем)Спрячем на донышке кошелька(прячем большой палец в кулак, согнув все пальцы).Игра «Магазин»Продавец-ребенок расставляет продукты (картошка — 3 руб., лук — 1 руб., мясо — 7 руб., капуста — 1 руб., морковка — 2 руб., хлеб — 5 руб.). Дети берут в корзину продукты, при этом считают стоимость покупки.Кот ученый: Ребята, на какую сумму мы купили продукты, и сколько денег у нас осталось?Дети считают и говорят сумму покупки (19 руб.)Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, мы уложились в бюджет?Дети: Да, и у нас осталось ещё 11 рублей.(Воспитатель дает продукты медвежатам и говорит, чтоб они отдали их своей маме, и она сварит им суп).Кот ученый: Ребята, вы большие молодцы, мы с вами помогли медвежатам, теперь им мама сварит суп, и они не будут больше плакать от голода.А мне пора возвращаться домой, в сказку. До свидания!Заключительная частьВоспитатель: Ребята, вот и закончилось наше увлекательное путешествие по сказкам! И нам пора возвращаться в детский сад. Вокруг себе повернись и в детском саду очутись.Ребята, вы такие молодцы! Я считаю, что вы справились очень хорошо со всеми испытаниями, помогли сказочным героям.Рефлексия.Воспитатель предлагает выбрать детям смайлики и поделиться впечатлениями от путешествиярассказать о том, что понравилось больше всего, что было для них сложным/легким, что они узнали нового и что еще хотели бы узнать.