Публикации Мастер-класс по теме «Лабораторно-практические занятие на уроке окружающего мира с использованием модульной системы экспериментов PROLOG"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс по теме «Лабораторно-практические занятие на уроке окружающего мира с использованием модульной системы экспериментов PROLOG"
Автор: Радченко Лариса Владимировна

Мастер-класс по теме «Лабораторно-практические занятие с использованием модульной системы экспериментовPROLOG на основе образовательной программыМодульная система экспериментов PROLog как средство реализации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе Одним из требований ФГОС НОО является активное использование речевых средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач. Слайд 2. Организовать современную работу по развитию данных универсальных учебных действий позволяет программа «Один ученик - один компьютер». Концепция «Один ученик: один компьютер» подразумевает использование специально – разработанного компьютера, которым учителя и обучающиеся могут пользоваться в школе и дома. Слайд 3. Одной из форм организации деятельности с использованием ИКТ является модульная система экспериментов PROLOG. Модульная система экспериментов – это программно – аппаратный комплекс, который обеспечивает сбор и обработку данных экспериментов в предметной области естествознание» и «обществознание» (Окружающий мир). Комплекс основан на автономных цифровых модулях для измерения t° воздуха и воды, уровня освещенности, давления, влажности воздуха. Эксперименты:
  • измерение температуры воды и воздуха;
  • измерение положительной и отрицательной температур;
  • изучение таяния льда;
  • зависимость громкости звука от расстояния;
  • как распространяется звук;
  • измерение относительной влажности;
  • измерение атмосферного давления;
  • измерение уровня освещённости
  • Модульная система экспериментов PROLog позволяет:1.Провести эксперимент с использованием лабораторного оборудования на базе цифрового (электронного) измерения.2.Использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии деятельностного типа.3.Формировать индивидуальные образовательные траектории учащихся. Работа строится по следующему плану . На уроках окружающего мира данная система позволяет применять технологию учебного исследования. Лабораторно-практические занятия традиционно состоят из трех этапов. Учитель заранее готовит детям инструктивные материалы, основную часть обучающиеся работают самостоятельно и в конце занятия проводится контроль и рефлексия. Предлагаем вашему вниманию фрагмент урока «Комнатные растения. Уход за комнатными растениями» 2 класс, программа «Школа России».По атласам – определителям ребята узнают названия растений своего класса; выясняют, что комнатные растения родом из южных стран. В оранжереях для измерения уровня освещенности используют люксометр. Узнают интересные факты по уходу за растениями. Далее учитель ставит перед детьми проблемный вопрос. Достаточно ли растениям нашего класса света для нормального роста? С целью проверки гипотезы проводим лабораторную работу по измерению уровня освещенности в классе с помощью модульной системы экспериментов PROLOG. Дети повторяют правила работы в паре. Учитель раздает детям инструкции по работе, которые они читают самостоятельно. Проводится самостоятельная работа в парах, в ходе которой учитель контролирует процесс, помогает детям. В ходе работы ребята самостоятельно знакомятся с понятиями: искусственное и естественное освещение, освещенность. Далее необходимо повторить правила безопасности при работе с электроприборами. Результаты работы дети записывают в отчетную таблицу. Отвечают на вопросы по результатам исследования. В заключении, на этапе рефлексии, обучающиеся проводят самооценку своей работы. Экспериментальная деятельность способствует:развитию интереса к естественным наукам и повышению познавательной активности;оптимальному развитию навыков научно-исследовательского характера;воспитанию высокой культуры естественнонаучного мышления;формированию ответственности за успешность своего учения, за результат своего труда и умения определять ближайшие цели своей деятельности.В процессе экспериментальной деятельности обучающиеся приобретают конкретные умения:
  • наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел;
  • описывать результаты наблюдений;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять измерения;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
  • Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий позволяет учителю более эффективно строить учебный процесс.