Публикации ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАЖА КАК ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАЖА КАК ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ
Автор: Смирнова Маргарита Сергеевна

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРОНАЖА КАК ФОРМЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙСмирнова Маргарита СергеевнаСтудент, Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, 4 курс (очная форма обучения), Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. ТулаОльга Владимировна РыжковаНаучный руководитель, кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук, Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, РФ, г. ТулаАннотацияВ настоящей рассматривается понятие социального патронажа как формы социальной поддержки для лиц и семей, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах. Определение социального патронажа раскрывается через его основные функции, цели и методы работы, подчеркивая важность непрерывного сопровождения и поддержки нуждающихся семей и детей, а особое внимание уделяется исторической эволюции понятия и многофункциональности предоставляемой помощи, включая социально-психологическую, правовую, педагогическую поддержку и др. Мы акцентировали внимание на неотложности и приоритетности социального патронажа, его роли в предотвращении социального исключения, а так же проанализировали ключевые направления и функции социально-педагогического патронажа в контексте семьи, подчеркивая его значимость в создании благоприятных условий для развития и воспитания детей.Ключевые слова: социальный патронаж; социальная поддержка; социально-педагогическая поддержка; реабилитация и адаптация.Annotation: In this article, the concept of social patronage is considered as a form of social support for individuals and families facing difficult life circumstances. The definition of social patronage is explored through its main functions, objectives, and methods of work, highlighting the importance of continuous accompaniment and support for needy families and children. Special attention is paid to the historical evolution of the concept and the multifunctionality of the assistance provided, including socio-psychological, legal, educational support, and more. We have focused on the urgency and priority of social patronage, its role in preventing social exclusion, and have analyzed the key directions and functions of socio-pedagogical patronage in the context of the family, emphasizing its significance in creating favorable conditions for the development and upbringing of children.Key words: social patronage; social support; socio-educational support; rehabilitation and adaptation.Современное общество сталкивается с множеством социальных проблем, одной из которых является забота о детях из неблагополучных семей. Проблема поддержки и социальной интеграции таких детей и их семей требует комплексного подхода и активного участия социального педагога и в этой связи особую актуальность приобретает социально-педагогический патронаж как форма социальной работы, направленная на оказание помощи семьям, находящимся в сложных жизненных условиях. В самом распространенном значении под патронажем понимают - форму социальной поддержки, предоставляемую специализированными службами или специалистами (в том числе социальными педагогами) для лиц или семей, находящихся в сложных жизненных условиях. Данная деятельность включает в себя оказание помощи на дому, консультационные услуги, сопровождение в решении юридических, медицинских, образовательных и бытовых вопросов. Основная цель патронажа — предотвращение социального исключения и обеспечение благополучия подопечных, в том числе детей и подростков.Автор Л.С. Алексеева отмечает, что социальный патронаж представляет собой исторически сложившуюся и постоянно воспроизводимую форму социальных взаимоотношений. Согласно Н.Ф. Басову, социальный патронаж – это форма социального обслуживания, предназначенную для определенных групп граждан, которое осуществляется вне стационарных учреждений. Другими словами, это нестационарные методы социального обслуживания, направленные на помощь пожилым людям и инвалидам [1, c. 82]. В работах Т.С. Шеметовой, основные цели патронатной помощи включают в себя [6, c. 75]:
  • Обеспечение условий, необходимых для стабильного функционирования индивида и его семьи в будущем.
  • Предоставление разнообразных социальных услуг.
  • Предупреждение и устранение факторов, мешающих нормальной жизнедеятельности человека, а также предотвращение их повторного появления.
  • Социальный патронаж включает методы социальной работы, включающий в себя непрерывное сопровождение и поддержку семей и детей, оказавшихся в сложных, кризисных обстоятельствах. Данная технология включает в себя диагностику, мониторинг, адаптацию и реабилитацию, а также нацелена на установление и поддержание долгосрочных отношений с семьей, что позволяет вовремя распознавать проблемы в семье и предоставлять своевременную помощь [5, c. 108].Согласно А.В. Карпуниной, существует несколько особенностей социального патронажа [4, c. 15]. Первая ключевая характеристика организации социального патронажа – это его неотложность и приоритетность, т.е. социальный патронаж вводится в ситуациях, где задержка помощи может привести к необратимым последствиям, подчеркивая его критическую важность. Второй важной чертой является многоаспектность оказываемой помощи, это включает в себя предоставление полного спектра услуг (социально-психологических, социально-правовых, социально-педагогических и т.д.) и участие в патронажной работе нескольких организаций, таких как службы социального обслуживания, образовательные и медицинские учреждения, органы опеки и попечительства и другие. Третья особенность заключается в основаниях для установления патронажа, которыми являются трудная жизненная ситуация или социально опасное положение. Эти два состояния различаются: социально опасное положение характеризуется наличием угрозы жизни, здоровью или развитию любого социального субъекта, в то время как трудная жизненная ситуация описывает обстоятельства, с которыми индивид не может справиться самостоятельно.В своих научных трудах Л.Н. Завацкая выделяет ключевые направления социально-педагогического патронажа, которые включают [2, c. 88]:
  • Предоставление семье целенаправленной профессиональной поддержки для решения социальных и психолого-педагогических проблем.
  • Оказание помощи семье в создании благоприятных условий для воспитания ребенка, учитывая его возрастные особенности, индивидуальные потребности и обеспечение гармоничного развития.
  • Развитие социально-педагогической компетентности в семье, что подразумевает обучение членов семьи социально-педагогическим знаниям и навыкам, необходимым для успешного решения повседневных задач и взаимодействия с окружающими.
  • Функции социально-педагогического патронажа в семье включают [3, c. 118]:
  • воспитательную функцию, направленную на развитие психолого-педагогической компетентности в семье.
  • социально-правовую функцию, охватывающую государственную заботу о семьях и детях, включая их правовую поддержку и защиту.
  • социально-реабилитационную функцию, включающую воспитательные, образовательные и опекунские мероприятия, направленные на работу с семьями, находящимися в неблагополучной ситуации или относящимися к группе риска.
  • Социально-педагогический патронаж играет ключевую роль в системе социальной защиты и поддержки детей из неблагополучных семей, он направлен на обеспечение комплексной помощи и поддержки, включая социальную, психологическую, правовую и педагогическую составляющие. Данная форма социальной работы способствует предотвращению социального исключения, адаптации и интеграции детей в общество, созданию условий для их полноценного развития и воспитания. Основываясь на анализе существующих подходов и практик, можно утверждать, что дальнейшее развитие и совершенствование социально-педагогического патронажа потребует согласованных усилий различных органов социальной поддержки, а также инновационных методов работы, способных адаптироваться к меняющимся условиям и нуждам детей и их семей.Список литературы:
  • Басов Н. Ф., Веричева О. Н., Смирнова Е. Е. Содержание социально-педагогической поддержки маломобильных категорий детей и молодежи //Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 2. – №. 5. – С. 81-86.
  • Завацкая Л. Н. Социально-педагогический патронаж семьи, находящейся в сложных жизненных обстоятельствах //Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. – 2018. – №. 7. – С. 82-90.
  • Залаутдинова, С. Е. Проблемы социального взаимодействия в условиях социально-педагогического патронажа замещающих семей / С. Е. Залаутдинова // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности : материалы VII Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17–18 ноября 2017 года. – Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2017. – С. 118-121.
  • Карпунина А. В. Социальный патронат: сущность и специфика осуществления организациями социального обслуживания (на примере г. Москвы) //Отечественный журнал социальной работы. – 2016. – №. 2. – С. 15-15.
  • Моцовкина Е. В., Бодрая Ю. В. Социальный патронаж как одна из форм помощи неблагополучной семье //Ответственный редактор. – 2017. – С. 108.
  • Шеметова Т. С. Социальный патронат как одна из форм помощи неблагополучной семье //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera, 2013. – №. 51. – С. 75-76.