Публикации "Аппликатура как средство художественной выразительности в скрипичном исполнительском искусстве"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Аппликатура как средство художественной выразительности в скрипичном исполнительском искусстве"
Автор: Скокнина Мария Владимировна

М. СкокнинаАППЛИКАТУРА КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В СКРИПИЧНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕИстория скрипичной аппликатуры складывалась в тесной и неотделимой связи с историей всего скрипичного искусства. Вопросами аппликатуры начали заниматься параллельно с совершенствованием скрипки как инструмента. Колоссальный вклад в изучение этих вопросов внесли известнейшие авторы методических трудов – исполнители и педагоги – Ш. Берио, Л. Ауэр, Й. Лесман, К. Мострас, Д. Ойстрах, К. Флеш, И. Ямпольский и многие другие. Изучение трудов этих прославленных авторов вносит ясность в вопросы систематизации  аппликатурных приемов, помогает рассмотреть аппликатуру как одно из художественных средств музыкального выражения и осознать, что аппликатура, относящаяся сугубо к технике левой руки, – один из наиглавнейших исполнительских технических приемов, на котором (наравне со штрихами) базируется исполнение на скрипке. Долгое время работа над аппликатурными приемами велась в области техники исполнения, а именно: накопление технического базиса (овладение позициями с помощью различных приемов и упражнений), достижение определенного удобства в процессе игры. И как результат этого процесса – отношение к аппликатуре как к способу, приему выразительной игры (что находит воплощение, прежде всего, в редакциях и транскрипциях), который в некоторых случаях становился частью стиля того или иного известного исполнителя. Кроме того, рациональная аппликатура одно из главных условий художественной игры. Леопольд Моцарт называл три причины, «оправдывающие» аппликатуру: необходимость, удобство и украшение [цит. по 1, c.83]. Выбор должен производиться и с точки зрения наибольшего удобства действия пальцев, их естественного расположения и обеспечивать максимальную свободу и легкость движения, а также осуществляется с учетом художественных требований выразительной игры, он во многом позволяет индивидуализировать исполнение, обогатить фразировку, раскрыть тембровые и иные выразительные качества инструмента. Не случайно К. Флеш писал: «Скажи мне, какие пальцы ты берешь, и я скажу тебе, кто ты таков!» [2, c.185]. Д. Ойстрах отмечает: «Аппликатура – одно из наиболее существенных исполнительских средств скрипача. Ее выбор является важным компонентом художественного мастерства» [3, c.3]. И. Ямпольский, размышляя над вопросами скрипичного исполнительства подчеркивает, что «аппликатура является одним из индивидуальных выразительных средств исполнительского искусства скрипача» [там же, c.33]. Верный выбор аппликатуры помогает не только полноценно воплотить содержание музыкального сочинения, но и способствует развитию свободы и устойчивости движений, ориентировки на грифе, чистоте интонации, укрепляет музыкальную память (ненапряженные, естественные движения лучше запоминаются), дает простор фантазии (благодаря наличию аппликатурных вариантов), облегчает чтение с листа (отдельные движения пальцев складываются в «аппликатурные блоки»).В самом общем виде принято говорить о двух подходах к индивидуальному выбору аппликатурыинтуитивному и рационалистическому. Первый, используемый, в частности, при чтении нот с листа, импровизации, является более простым («творчество пальцев»). Во многом он нашел воплощение в виртуозных сочинениях, созданных скрипачами, где пассажи обычно «лежат под пальцами». Между тем, в подобного рода технике зачастую воплощены индивидуальные особенности мастера, связанные с особенностью его рук, его предпочтениями, однако не всегда удобные для всеобщего употребления и, подчас, мало пригодны для выразительной фразировки, кантилены и т.д., о чем предостерегал исполнителей Л. Цейтлин. Рационалистическая аппликатура («интеллектуальная», по терминологии К. Флеша) базируется на типологических комплексных движениях руки, наиболее благоприятных аппликатурных структурах, обеспечивающих целостный рисунок исполнения тех или иных сложностей.В целом, обобщая взгляды указанных авторов, можно говорить о том, что аппликатура определяется многими факторами. Выделим основные:– стиль сочинения, полифоническая или гармоническая его структура, тембр, агогика, характер музыкальной фразы, интонации и другие выразительные средства, требующие осуществления особого выбора;индивидуальный исполнительский стиль скрипача, суть исполнительского замысла сочинения, характер его выражения, выбор соответствующих технических средств;– строение руки музыканта – ширина ладони, длина и сила пальцев, их гибкость и т. п.;структура необходимых движений, их темп, динамика, степень сложности.Что касается выбора аппликатурных приемов, то в конкретных обстоятельствах они определяются несколькими причинами: естественным положением пальцев (суженный просвет между вторым и третьим пальцами, большая легкость «оттяжки» первых двух пальцев);фактурой фразы, структурой фигурации; необходимыми границами темпа и динамики.Необходимо подчеркнуть, что задачи, встающие в процессе исполнения виртуозно-технических, фактурных и мелодических или полифонических мест, во многом различны. В одном случае на первый план выходят такие требования, как достижение точности, устойчивости движения, качества звучания. В условиях достаточно быстрых темпов и сложных исполнительских задач важную роль играет достижение комплексности движения, что предопределяет необходимость его ритмической организации (переход на сильную долю такта, применение группировок, однородной аппликатуры в секвенциях и однотипных фактурах и т. п.). Такая аппликатура получила название пассажной.При исполнении же певучих, мелодических мест аппликатура зависит, главным образом, от тех художественно-выразительных задач, фразировочных темброво-колористических требований, которые доминируют при воплощении индивидуального исполнительского замысла. Здесь грани свободы выбора той или иной аппликатуры значительно шире. Именно в данном случае она наиболее тесно связана со стилем и сочинения, и, особенно, исполнителя (достаточно вспомнить, к примеру, аппликатурные приемы Ф. Крейслера). Такая аппликатура получила название мелодической.В расположении пальцев на грифе выделяют три варианта аппликатуры: естественную (с охватом кварты); суженную (с охватом интервала меньше кварты), применяемую при игре в полупозиции, в хроматических гаммах, аккордах; расширенную (достигающую квинты, сексты и более широких интервалов), применяемую при игре фингерзацев, децим, двойных флажолетов, аккордов, при использовании растяжек, игре в высоких позициях, а также для частичной замены позиционной игры путем «подтягивания» руки. С учетом направления перемещения левой руки и пальцев, принято анализировать так называемую линейную аппликатуру, когда движение разворачивается вдоль грифа, и поперечную, когда кисть и пальцы перемещаются поперек грифа, например, в аккордах, гаммообразных последовательностях с использованием высоких позиций без переходов. В последнем случае достигается плавное исполнение, но за счет потери яркости и однородности звучания. Не теряют актуальности методические рекомендации К. Флеша, обосновавшего основные требования к выбору аппликатуры:соответствие музыкальному замыслу;использование средних струн не выше седьмой позиции;соотнесение учебно-тренировочной аппликатуры с художественной практикой (эта аппликатура не должна использоваться безоговорочно);необходимость сообразовываться со звучанием сопровождения (фортепиано, оркестра или ансамбля);использование в верхних позициях вместо четвертого пальца более сильного – третьего.Однако Д. Ойстрах считал, что не следует избегать мизинца, ибо он дает иную, весьма важную для выразительных задач краску, особенно в верхнем регистре струны Ми.К требованиям К. Флеша необходимо добавить еще несколько важных положений, зафиксированных ранее указанными мастерами-исполнителями, суммируя которые можно отметить следующие:– выбирать аппликатуру, исходя из целостного решения завершенного раздела произведения;– полноценно использовать индивидуальный тембр каждой струны в соответствии с художественными задачами, не слишком долго «эксплуатировать» одну струну из-за адаптации слуха к тембровому однообразию;– новая краска должна вступать контрастно, неожиданно, производя больший эффект, контрастное проведение темы лучше осуществлять на разных струнах и роль аппликатуры в данные моменты существенна;при исполнении forte использовать яркие струны и низкие позиции, при piano шире применять «темные» струны и их высокие позиции, выбирая соответствующую аппликатуру;– стремиться использовать все пальцы, не обедняя выразительные возможности аппликатуры.Литература:1. Григорьев В. Методика обучения игре на скрипке. – М.: « Классика- XXI», 2006.2. Флеш К. Искусство скрипичной игры: В 2т. – М., Т.1., 1964.3. Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. – М., 1960.