Публикации *Студенческое научное сообщество как форма организации исследовательской деятельности обучающихся в СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: *Студенческое научное сообщество как форма организации исследовательской деятельности обучающихся в СПО
Автор: Козлова Ольга Николаевна

Методическая разработкаСтуденческое научное сообщество как форма организации исследовательской деятельности обучающихся в СПОПреподаватель: Козлова Ольга НиколаевнаГосударственное профессиональное образовательное учреждение «Воркутинский арктический горно-политехнический колледж»Современному специалисту в области социальной работы общество предъявляет достаточно широкий спектр требований (трудовых функций). Поэтому особое значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование таких умений происходит в течение всего периода обучения не только в аудиторное время, но и внеаудиторную работу. При этом внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Именно она приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем. С целью создания благоприятных условий для формирования исследовательской компетентности студентов, предполагающей выработку у студентов мотивированной потребности научного исследования в образовательном процессе и умения влиять на творческое саморазвитие личности, способствующей ранней специализации, становлению и дальнейшему совершенствованию профессиональных научных знаний, умений и навыков в ГПОУ «Воркутинский горно-экономический колледж» преподавателем Козловой Ольгой Николаевной было предложено учредить студенческое научное сообщество (СНС) «Социальная мастерская». В сообщество зачисляются студенты специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения третьего и четвертого курса, так как именно в этот период начинается подготовка к оформлению и защите курсовой и дипломных работ и необходимо, чтобы деятельность студентов была направлена на овладение ими не только фундаментальными знаниями, но и профессиональными умениями и навыками по специальности, опытом исследовательской деятельности. Вся работа СНС стоится с целью систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных теоретических знаний и практических умений студентов на учебных занятиях; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов.Ежегодно работа СНС «Социальная мастерская строится» начинается с проведения открытого заседания со студентами для привлечения их к научной работе. Ребят знакомят со структурой проекта, методическими рекомендациями к их разработке, предлагают самим попробовать найти нестандартное решение к привычным социальным проблемам, информируют о всероссийских, региональных учрежденческих конференциях, конкурсах, олимпиадах для студентов СПО. Регулярно, в течении учебного года, организуется проведение часов общения: «Учебно-исследовательская работа студентов: опыт и перспективы», «Правовое самосознание и правовая компетентность как залог успешного будущего», тематических заседаний: «Курсовая работа. Основные этапы», «Выпускная квалификационная работа. Разбор основных требований», на которых, совместно с методистом, обсуждаются проблемные моменты подготовки работ и предлагаются возможные пути их решения. Исследовательская деятельность требует от преподавателя не сухого объяснения материала, а создания условий для заинтересованности обучающихся в работе над исследованием — мотивацию, которая будет служить незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.Эффективность самостоятельной работы студентов, достигается посредством использования активных форм взаимодействия (групповая, индивидуальная, парная) и разнообразия видов работ: написания статей и подготовки докладов, проведения теоретических или практико-ориентированных проектов. Выбор форм индивидуален, если студент испытывает неуверенность и боится выступать перед аудиторией, ему предлагают начать с работы над статьей. Именно грамотно организованная исследовательская деятельность дает возможность студентам самоутвердиться, реализовывать свои, порой, скрытые способности.Условия качества обучения студентов являются: самостоятельная координация собственных сил студента в процессе обучения; совместный с преподавателем поиск выхода из сложившейся ситуации при возникновении затруднений; постоянное взаимодействие со студентами во время учебного процесса, активизация собственных сил обучающихся с целью фокусирования на трудных исследовательских ситуациях. За время работы СНС студентами были представлены практико-ориентированные проекты: «Солнечная страна» по социальному сопровождению семей с детьми-инвалидами, «Семейный юрист» по взаимосвязи семьи с обществом и государством, «УМП» по активации внутреннего потенциала семьи с целью улучшения материального положения, «Рада» по предупреждению бытового насилия, «Ты не один» по социальной поддержке неблагополучных семей, «Семья без насилия» по предупреждению жестокого обращения с детьми, «Гнездышко» по социальному сопровождению семей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Маленькая мама» по социальному сопровождению несовершеннолетних матерей, «Гарант» по мерам государственной поддержки и защиты, «Перспектива» по активации трудоустройства лиц из числа детей-сирот , «Ты решаешь сам» по предупреждению правонарушений несовершеннолетних из семей группы риска. Немаловажное значение отводится непосредственной подготовке студентов в научно-практических конференциях различных уровней, тем самым созданию условий для творческого и профессионального самовыражения молодых исследователей, способствует развитию исследовательских навыков, развитию самостоятельности, ответственности и организованности, совершенствованию аналитических, прогностических, регулятивных, коммуникативных умений. Такой подход позволяет преподавателю реализовать требования ФГОС СПО по «всестороннему развитию и социализации личности каждого студента, развитию воспитательного компонента образовательного процесса, участие обучающихся в работе творческих коллективов». В результате студенты, занимающиеся под руководством Козловой О.Н. не только активные участники, но и призеры и победители мероприятий.Количественные и качественные результаты учебно-исследовательской деятельности студентов подтверждают высокий уровень подготовки будущего специалиста, использующего методы науки в практических целях. Члены итоговых аттестационных комиссий отмечали свободное владение студентами содержанием исследования; ясностью изложения и точность научной речи (однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением); умение логически чётко и ясно, аргументированно и полно отвечать на дополнительные вопросы комиссии, используя профессиональную лексику; высокий уровень эрудированности в области исследования; осознанную профессиональную позицию выпускников; способность «заразить» слушателей интересом к проблеме исследования.Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного, ориентированного на современный рынок труда специалиста, инициативного, способного критически мыслить и продолжать воспринимать инновационные методы и технологии в своем развитии, направленном на достижение высоких результатов.Библиографический список:
  • Федеральный Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.
  • Анисимов. Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации образования // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 4 — с. 8.
  • Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. — М.: Академия, 2019. — с. 128.
  • Грибанова О. С. Исследовательская работа студентов //Специалист. — 2021. — № 4